Фиест (Сенека)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Агаме́мнон» ( лат. Agamennon ) — трагедия римского писателя Луция Аннея Сенеки Младшего на сюжет из греческой мифологии . Её текст полностью сохранился.
Действие пьесы происходит в Микенах , где правят представители проклятого рода Пелопидов . В прологе появляется тень Фиеста , котрая предсказывает новые несчастья для царского дома. Сын Фиеста Эгисф с помощью ставшей его любовницей Клитемнестры убивает на пиру только что вернувшегося из Трои Агамемнона , а затем и его наложницу Кассандру . В финале Строфий увозит из Микен маленького сына Агамемнона Ореста .
До Сенеки те же события из аргосских мифов показали в своих трагедиях Эсхил (« Агамемнон »), Ион Хиосский («Агамемнон»), Софокл (« Клитеместра ») и Луций Акций («Клитемнестра»). Сенека создавал свою пьесу под явным влиянием Эсхила , но остальные трагедии тоже могли стать для него источником сюжетного материала. Точных данных на эту тему нет, так как пьесы Иона, Софокла и Акция полностью утрачены. Драматург явно рассчитывал, что читатели хорошо знакомы с мифами о Пелопидах и, как минимум, с трагедией Эсхила .
В «Агамемноне» используется ряд сюжетных мотивов из « Энеиды » Вергилия .
О времени создания «Агамемнона», как и других трагедий Сенеки, ничего не известно. Одни исследователи относят пьесы к раннему периоду творчества Луция Аннея, другие — к позднему. Предположительно эти произведения создавались не для постановки на сцене, а для чтения. Из более поздних античных авторов их упоминает только Квинтилиан . В эпоху Средних веков и Раннего Нового времени трагедии Сенеки были единственными произведениями античной драматургии, которые знала европейская публика, они существенно повлияли на становление европейской литературы (в том числе на творчество Уильяма Шекспира и Жана Расина ). Начиная с XVIII века их подвергают жёсткой критике за риторичность, дефицит действия, вторичность по сравнению с трагедиями афинских классиков. Наряду с этим есть и другой взгляд на пьесы Сенеки — как на уникальный литературный памятник, появившийся на очередном этапе освоения классического культурного наследия .