Interested Article - Порфирий (Успенский)

Епи́скоп Порфи́рий (в миру Константи́н Алекса́ндрович Успе́нский ; 8 (20) сентября 1804 , Кострома 19 апреля ( 1 мая ) 1885 , Москва ) — епископ Русской православной церкви, епископ Чигиринский , викарий Киевской епархии . Русский востоковед , византолог , археолог и палеограф. Инициатор, организатор и первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме . Почётный член Императорского православного палестинского общества .

Биография

Родился в 1804 году в Костроме в семье причетника , обучался в Костромском училище (1813—1818) и Костромской духовной семинарии (1818—1824).

В 1825—1829 годах учился в Санкт-Петербургской духовной академии , по окончании которой пострижен , 15 сентября 1829 года, в монашество с именем Порфирий; 20 сентября был рукоположён в иеродиакона , а 25 сентября — в иеромонаха .

Был законоучителем 2-го кадетского корпуса ; 1 июля 1831 года получил степень магистра богословия и 2 сентября был назначен законоучителем Ришельевского лицея в Одессе. В 1832—1835 годах был цензором Одесского цензурного комитета; 1 мая 1834 года стал настоятелем второклассного Успенского монастыря в Одессе , а 20 мая был возведён в сан архимандрита . В связи с преобразованием Ришельевского лицея по новому уставу 1837 года, был с 1 января 1838 года утверждён профессором богословия, церковной истории и церковного права лицея. Спустя полгода, 18 июля 1838 года был назначен ректором открывшейся Херсонской духовной семинарии .

15 ноября 1840 года назначен настоятелем посольской церкви в Вене . За время пребывания там архимандрит Порфирий овладел немецким языком и организовал научную экспедицию в Далмацию с целью изучению быта и письменности юго-западных славян (в том числе памятников хорватской глаголицы ).

14 ноября 1842 года, согласно решению Святейшего синода, «по довольному им знанию греческого языка и по опытности в обращении с заграничными единоверцами нашими», отец Порфирий был отправлен в Иерусалим для ознакомления с жизнью православных христиан в Палестине и Сирии .

Монастырь святой Екатерины, литография по рисунку архимандрита Порфирия, 1857 год

Архимандрит Порфирий был инициатором и организатором Русской духовной миссии в Иерусалиме . В 1845 году архимандрит Порфирий посетил Синайский монастырь Святой Екатерины . В монастыре он видел Синайский кодекс вместе с листами, которых Константин Тишендорф не видел в 1844 году. В 1847 году архимандрит Порфирий был назначен первым начальником Русской духовной миссии. Из Иерусалима с научными целями он совершил поездку на Афон и вторично посетил монастырь Святой Екатерины на Синае . В 1850 году архимандрит Порфирий совершил длительное путешествие в Александрию , Каир , Коптские монастыри и затем — снова в монастырь Святой Екатерины.

Одна из четырёх ранних энкаустических икон, перевезённых Порфирием с Синая в Киев

В монастыре св. Екатерины архим. Порфирий обнаружил глаголические рукописи XI в., имеющие большую ценность для изучения старославянского языка : Синайская Псалтырь , Синайский евхологий , Синайский служебник .

Шестилетнее пребывание архимандрита Порфирия в Иерусалиме во главе первой Русской духовной миссии оборвала начавшаяся в октябре 1853 года русско-турецкая война : 8 мая 1854 года он выехал из Иерусалима. Вывез с Ближнего Востока в Россию обширную коллекцию древних книг и рукописей, в том числе так называемое , Порфирианский кодекс , Кодекс 080 , а также несколько икон доиконоборческой эпохи из Синайского монастыря Святой Екатерины, которые завещал церковно-археологическому кабинету Киевской духовной академии (с 1940 года иконы находятся в собрании Киевского музея западного и восточного искусства имени Богдана и Варвары Ханенко ).

В 1861 году вернулся из своего третьего путешествия на восток и больше не покидал Россию.

В 1865 году рукоположён во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии .

В 1868 году перевёл на русский язык « Ерминию » Дионисия Фурноаграфиота . В 1878 году назначен членом Синодальной конторы в Москве с пребыванием в Новоспасском монастыре .

В 1878 году ушёл на покой, болел. Скончался в 1885 году и был погребён в Новоспасском монастыре.

Труды

  • «Восток христианский. Абиссиния», в: «Труды Киевской Академии», 1866.
  • Мнение о синайской Библии, 1862. (полемика с Тишендорфом).
  • Книга бытия моего (Дневник и автобиографические записки) в 8-ми частях (извлечение из книги, изданной имп. Палестинским общ.). СПб, 1894, 1895, 1896 (2 ч.), 1899, 1900, 1901.
  • Восток христианский: а) История Афона (в 3-х книгах); б) и путешествие в Афонские скиты и монастыри и описание скитов Афонских (в 6-ти книгах).
  • Восток христианский: СПб, 1896.
  • , т. I. СПб, 1898.
  • СПб, 1864.
  • О святом Кирилле, просветителе славян моравских: (Отрывок из путешествия в Афонские монастыри и скиты в 1846 г.). — Киев: Тип. Давиденко, 1877. — 32 с.
  • Рас-эль-Айнские колодцы у города Тира (Журнал мин-ва нар. просв., ч. 87, кн. 7).
  • Важное изобретение петерб. иконописца Алекс. Ив. Травина (Дух. беседа, 1864, т. 20, № 8).
  • Сказание о православной Амидийской митрополитии в Месопотамии (Дух. беседа, 1863, т. 19, № 37).
  • Священное писание у христ. женщин и библейская редкость у имп. Марии Феодоровны. СПб, 1864.
  • Известие о глаголической псалтири, хранящейся в библ. Синайского м-ря (Изв. имп. археолог. общ., 1863, т. 5, в. I).
  • Афон языческий. Киев, 1847.
  • Киев, 1874.
  • Восток христианский: Афн, Киев, 1877.
  • от 20 сентября 2020 на Wayback Machine СПб, 1878.
  • Стихирарные пииты (Труды К. Д. А., 1878, кн. 4-7).
  • Святый Дионисий Ареопагит и творения его («Чтения Московского Общества Любителей Духовного Просвещения», 1879).
  • Новое слово об Афоно-Иверской иконе Богоматери (Чтен. в общ. любит. дух. просв., 1879).
  • Афонские книжники: греческие писатели, переводчики и издатели (Там же, 1883, кн. 2 и 3).
  • Сказание о Сирийской унии (Труды К. Д. А., 1874, кн. 9).
  • История Афона (Труды К. Д. А., 1871, кн. 8).
  • Абиссинцы, их церковь и религиозные обряды (Там же, 1866, кн. 3-5, 7 и 8).
  • Послание иерусалим. патриархов в Грузию (Там же, 1866, кн. 1).
  • Сирийская церковь (Журнал мин. народн. просвещ., 1850, ч. 56).
  • Синайская обитель (Там же, 1847, ч. 55).
  • Синайский полуостров (Там же, 1847, ч. 60).
  • Описание монастырей Афонских в 1845—1846 гг. (Там же, 1848, ч. 55, 58).
  • от 8 февраля 2021 на Wayback Machine (Там же, 1847, ч. 55).
  • Взгляд на плавание наших пароходов к берегам Афона (Листок рус. общества пароходства и торговли, 1860, № 78 и 77).
  • Александрийский том о праздновании Пасхи (перепеч. в журн. мин-ва нар. просвещ., 1860, ч. 106).
  • Извлечение из письма с Афона: о греческих и славянских старинных рукописях (Дух. беседа, 1859, т. VII, № 33).
  • Извлечение из письма с Востока (о приобрет. 11 рукописей на пергаменте). Дух. беседа, 1859, т. VII, № 30.
  • от 1 февраля 2021 на Wayback Machine СПб, 1857.
  • СПб, 1857.
  • Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). СПб, 1856. Книга издана под инициалами А. П. У.
  • Путешествие по Египту и в м-рь в 1845 г. СПб, 1856 (?).
  • от 24 января 2021 на Wayback Machine , СПб., 1856.
  • от 1 февраля 2021 на Wayback Machine СПб, 1856.
  • от 11 сентября 2014 на Wayback Machine //Труды Кіевской Духовной академіи, 1873, № 3, стр. 285—362.
  • от 10 сентября 2014 на Wayback Machine 2‑я Маккавейская книга]//Труды Кіевской Духовной академіи, 1873, № 9, стр. 269—323.
  • от 11 сентября 2014 на Wayback Machine 3‑я Маккавейская книга]//Труды Кіевской Духовной академіи, 1873, № 11, стр. 1—24.
  • от 10 сентября 2014 на Wayback Machine 4‑я Маккавейская книга]//Труды Кіевской Духовной академіи, 1873, № 11, стр. 69—107.
  • от 10 сентября 2014 на Wayback Machine Образцы русскаго перевода священных книг Ветхаго Завета]//Труды Кіевской Духовной академіи, 1869, стр. 4-212
  • от 24 сентября 2015 на Wayback Machine Псалтирь в русском переводе с греческого]. СПб. 1893, 243 с.

Примечания

  1. Турбин Г. А., Шулежкова С. Г. Старославянский язык. М.: ФЛИНТА, 2021. С. 33.

Литература

  • Барсов Н. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1898. — Т. XXIVa. — С. 643—644.
  • Голубев С. // Русский биографический словарь : в 25 томах / Под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. — СПб. , 1905. — Т. 14: Плавильщиков — Примо. — С. 593—596.
  • Болдырев М. Замечательная кончина // Душеполезное чтение . — 1909. — С. 685—688.
  • Дмитриевский А. . — Санкт-Петербург : тип. В. Киршбаума, 1906. — 124 с.
  • Костров В. Епископ Порфирий (Успенский), его деятельность и ученые труды по изучению христианского Востока // Православный собеседник. — 1914, январь. — С. 28.
  • Лебедев А. , Дмитриевский А. Преосвященный Порфирий Успенский : [По поводу столетия со дня его рождения. 1804—1904 г.]. — [Сергиев Посад] : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1904. — [2], 23 с.
  • — СПб, 1910. — 863 с.
  • — СПб, 1910. — 1038 с.
  • Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) . от 9 июля 2021 на Wayback Machine // Богословские труды. 1985. — Сб. 26. — С. 315—325.
  • Подмарькова М. В. Порфирий (в миру Успенский Константин Александрович) / Русские писатели, 1800—1917. — М., 2007. — Т. 5. — С. 97—99. — ISBN 978-5-85270-340-8 .
  • Сырку П. Описание бумаг епископа Порфирия Успенского, пожертвованных им в Императорскую академию наук по завещанию. — Санкт-Петербург : Издание Императорской Академии Наук, 1891. — 445 с.
  • Ульянов О. Г. Тропарь третьего часа в трудах еп. Порфирия (Успенского) и в современном литургическом богословии // Международная научно-богословская конференция «Православие и современность: опыт встречи». — Киев, 2009.
  • Лях Михаил, свящ. «Путешествие по Далмации» епископа Порфирия (Успенского) как культурно-исторический источник // Церковь и время. 2021. — № 2 (95). — С. 133—155

Ссылки

  • от 24 сентября 2016 на Wayback Machine // sedmitza.ru, 17 сентября 2004
  • // bogoslov.ru, 7 декабря 2010
  • от 27 сентября 2011 на Wayback Machine
Источник —

Same as Порфирий (Успенский)