Interested Article - Виктор Дамасский
- 2020-02-25
- 1
Виктор Дамасский ( лат. Victor , греч. Βίκτωρ ; II век ) — раннехристианский святой , почитается как мученик , память совершается в православной церкви (по юлианскому календарю ) 11 ноября, в католической церкви 14 мая.
Жизнеописание
Виктор был христианином и служил в римской армии в городе Дамаске (Сирия) . В гонение на христиан его пытались принудить принести жертву языческим богам , но он отказался и был подвергнут пыткам. Среди них житие упоминает:
- сломанные и выдернутые из суставов пальцы рук;
- нахождение три дня в огненной печи подобно вавилонским отрокам ;
- отравленное мясо, не причинившее ему вреда;
- вытягивание жил ;
- котёл с кипящим маслом;
- выкалывание глаз;
- сдирание кожи.
Видя мучения святого Виктора, некая христианка Стефанида открыто исповедала свою веру и была казнена. Святой Виктор был обезглавлен и, по преданию, из его тела вытекла кровь , смешанная с молоком .
Противоречия житийных источников
Житие мученика Виктора известно на греческом , латинском и коптском языках. Между ними имеются следующие противоречия:
- в латинском житие Виктор был уроженцем Киликии ( Малая Азия ), в греческих его родиной называется Италия ;
- латинская и греческая версия жития относит мученичество Виктора к правлению императора Антонина Пия (138—161 годы), а коптская редакция жития к периоду великого гонения при императоре Диоклетиане . По мнению исследователей мученичество Виктора должно быть отнесено к правлению императора Марка Аврелия (161—180 годы).
- место смерти святого в пространных греческих житиях — Дамаск , в кратких житиях из синаксаря — Италия (например, в Минологии Василия II , коптские жития местом смерти называют Антиохию или Антиною Египетскую , а в латинских житиях — Александрия (в поздних из-за смешения Виктора Дамасского с Виктором Марсельским начинает указываться Сицилия или Марсель ).
Для объяснения таких противоречий выдвигается две версии. Согласно первой существовало два мученика Виктора, один из которых пострадал в Египте , а другой в Сирии , и произошло слияние их культов, внёсшее противоречия в жития. По другой версии святой Виктор скончался в Египте, но особое его почитание в Антиохии породило легенду о сирийском происхождении святого.
Почитание
В греческих месяцесловах день памяти мученика Виктора помещают на 11 ноября (в отдельных синаксарях указывается 10 или 12 ноября), в латинским календарях — 14 мая (в отдельных изданиях встречаются также даты 11 января, 20 февраля, 1, 23, 24 апреля, 8 мая).
Относительно местонахождения мощей мученика нет однозначных данных. Известно о церкви в Антиохии, построенной на месте его мученичества. В XII веке мощи святого находились в Константинополе . О римской части мощей известно, что она до 1697 года находилась в церкви Святого Панкратия , потом была перенесена в кармелитский монастырь, а затем в . С 1906 года мощи святого Виктора находятся в итальянском городе Фано .
Иконография
В православной иконографии мученика Виктора изображают молодым темноволосым с короткой округлой бородой, одетым в хитон и плащ. В руки помещают крест . Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (XVIII век) кратко сообщает о нём — « Юный без бороды ».
В западном искусстве Виктор также изображается как юный воин, в руки ему помещают пальмовую ветвь , знамя , меч или оливковую ветвь .
Литература
- // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. III: Ноябрь, День 11. — С. 217.
- // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VIII : « Вероучение — Владимиро-Волынская епархия ». — С. 425—426. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5 .
- 2020-02-25
- 1