Мистер Робертс (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Талантливый мистер Рипли» ( англ. The Talented Mr. Ripley ) — американский психологический триллер 1999 года, снятый режиссёром и сценаристом Энтони Мингеллой по мотивам одноимённого романа Патриции Хайсмит . Заглавную роль сыграл Мэтт Деймон , в фильме также снялись Гвинет Пэлтроу , Джуд Лоу , Кейт Бланшетт и Филип Сеймур Хоффман . Фильм получил положительные отзывы критиков, был номинирован на «Оскар» в пяти категориях, включая «лучший адаптированный сценарий» (Энтони Менгелла) и «лучшую мужскую роль второго плана» (Джуд Лоу) — и другие кинонаграды.
Конец 1950-х годов. Том Рипли , мало что представляющий собой молодой человек, одержим стремлением любой ценой пробиться наверх. Однажды, случайно познакомившись с одним из богатейших людей Америки и войдя к нему в доверие, Том получает деликатное предложение отправиться в Италию с целью убедить непутёвого сына миллионера перестать транжирить деньги и вернуться домой.
Том заводит знакомство с сыном — Дики Гринлифом и его невестой Мардж Шервуд. Их роскошная жизнь очаровывает Тома, он легко завоёвывает привязанность Дики, который наотрез отказывается возвращаться под отцовское крыло и продолжает прожигать жизнь в Италии, предлагая Тому присоединиться. Молодые люди проводят вместе целые дни. Однако Дики — человек увлекающийся и быстро остывающий. Пресноватый Том ему быстро приедается. К тому же его пугает странная привязанность к нему Рипли. Однажды, плавая вдвоем на лодке, в порыве ссоры Дики высказывает всё Тому, а тот, в свою очередь, впав в ярость, бьёт Дики веслом по голове и в завязавшейся драке убивает его. Скрыв тело и улики, Рипли начинает новую жизнь.
Выдавая себя за Дики, он переезжает в Рим, предварительно послав Мардж от имени Дики что-то вроде прощального письма. Применяя свое умение подделывать подписи, он получает доступ к деньгам Дики и начинает вести роскошную жизнь. Но яркая личность Дики была многим знакома в Риме — если не близко, то хотя бы понаслышке. Таким образом, Рипли случайно встречает богатую наследницу Мередит Лоуг, которая сама подходит к нему, приняв его за Дики. Том-Дики «признаётся» ей, что бросил Мардж. Мередит приглашает его в оперу — место, где знакомым Дики повстречать его, любящего джаз, маловероятно — и Рипли соглашается. В опере через Мередит он знакомится с несколькими людьми из её окружения, которые слышали о Дики, но не знали его в лицо. Однако здесь же он случайно сталкивается с Мардж, которая приехала сюда с другом Питером.
Питер слышал о Томе и приглашает его к себе в Венецию прокатиться на гондолах. Мардж удивляется внешнему преображению Рипли и тому, что он так и не покинул Италию. Она начинает расспрашивать Тома о Дики, но Том уверяет, что не пересекался с ним. В это же время Питер узнает в толпе Мередит и хочет позвать её. Том, испугавшись быть разоблачённым, быстро прощается с Мардж и Питером, договорившись позавтракать с ними следующим утром в кафе, и уловкой уводит Мередит из оперы. Он также говорит Мередит, начавшей ему симпатизировать, что он (Дики) всё ещё любит Мардж, но будет рад разделить с ней прощальный завтрак — в том же кафе, где назначена его встреча с Мередит и Питером.
Между тем, отец Дики нанимает частного сыщика по имени Элвин МакКэррон, который пытается выяснить обстоятельства исчезновения своего сына. Через некоторое время в Италию приезжает и сам мистер Гринлиф. Подозрения Мардж относительно Тома усиливаются, когда она находит у него кольца Дики. Полиция также пристально следит за Томом после исчезновения Фредди Майлза — близкого друга Дики. Во время одной из встреч МакКэррон говорит Тому, что полиция уверена, что это Дики убил Фредди, а затем покончил с собой. Кроме того, мужчина сообщает Тому, что мистер Гринлиф хочет оформить часть трастового фонда Дики на него — в знак благодарности за помощь его семье, и как гарант того, что Том никогда никому не расскажет о случившемся с Дики.
В финале картины Том уверен, что ему всё сошло с рук. Он отправляется вместе с Питером в путешествие в Грецию. Однако на корабле он встречает Мередит, уверенную, что он — Дики. Том решает убить Питера — экран гаснет, но слышно, как Том начинает душить Питера после долгой и откровенной беседы.
На русский язык фильм дублирован студией «Мосфильм-Мастер» по заказу компании «West».
Фильм снят по мотивам одноименного романа Патриции Хайсмит , первого в серии о Томе Рипли — в 1960 году Рене Клеман уже экранизировал его под названием « На ярком солнце » — Тома Рипли сыграл Ален Делон . Полное название фильма указано в начальных титрах — «Загадочный, тоскующий, скрытный, печальный, одинокий, озадаченный, музыкальный, одаренный, умный, красивый, нежный, чувственный, преследуемый, страстный, талантливый мистер Рипли» ( англ. The Mysterious Yearning Secretive Sad Lonely Troubled Confused Loving Musical Gifted Intelligent Beautiful Tender Sensitive Haunted Passionate Talented Mr. Ripley ) .
В картине Мингеллы некоторые жестокие мотивы романа и его первой экранизации (1960) смягчены: например, Рипли убивает Дики во время морской прогулки случайно, а не преднамеренно, как в книге. Кроме того, в романе и первом фильме нет даже намека на гомосексуальность Тома, показанную в экранизации Мингеллы. И если в конце фильма « На ярком солнце » Рипли был всё-таки разоблачён, то финал картины с Мэттом Деймоном остаётся неясен: в последнем эпизоде Том в каюте корабля душит своего любовника Питера, чтобы убрать последнего свидетеля (сам момент убийства не показывается), но дальнейшая судьба Рипли неизвестна.
Газета « The Guardian » сообщила, что Леонардо ДиКаприо отказался от главной роли — в итоге её сыграл Мэтт Деймон . Энтони Мингелла поставил условие продюсерам, что должен сам выбрать исполнителя главной роли . Мингелла пригласил Деймона в проект, увидев его в картине « Умница Уилл Хантинг » — по мнению режиссёра в нём была необходимое сочетание «достоверности, теплоты и щедрости», чтобы вызвать сочувствие зрителей и помочь им понять, как «думает и действует Том» . Чтобы подготовиться к роли Деймон похудел на 30 фунтов (около 13,5 килограмм) и научился играть на пианино . Также, чтобы Рипли выглядел гораздо бледнее Мардж и Дики, на Дэймона наносили дополнительный грим .
Персонаж Мередит Лоуг отсутствует в романе, а роль второго плана была значительно расширена для Кейт Бланшетт — Мингелла был «очарован» актрисой после личной встречи, и был приятно удивлён, узнав, что она хочет сыграть в картине — тогда режиссёр и сценарист проекта значительно увеличил экранное время персонажа : «Каждый вечер, когда я садился за доработку сценария, роль Мередит становилась чуть больше» . «Меня удивило, что люди говорили не о самой роли, а её размерах — по-моему, Мередит такой странный и интересный персонаж», — вспоминала Бланшетт .
Джуда Лоу Мингелла увидел в главной роли в проекте « Мудрость крокодилов », когда его жена Кэролайн Чоа работала над независимой картиной в качестве продюсера — Мингеллу впечатлила работа Лоу, и он предложил молодому актёру роль Дики; однако «с упрямством, достойным Дики» Джуд Лоу отклонил предложение, так как не хотел играть «красивого мальчика», но узнав, какой актёрский состав собрал Мингелла, согласился сняться в фильме . В отличие от Деймона, Лоу наоборот набрал вес, чтобы выглядеть более атлетично, и освоил саксофон , а во время съёмок актёр сломал ребро, упав на спину во время съёмок убийства в лодке . Мингелла искал «кого-то полного харизмы, человека, который может влюбить в себя и женщину, и мужчину — вокруг него вертится вся история» .
Дизайнер Энн Рот получила номинацию на премию «Оскар» за работу над костюмами в фильме . Большинство винтажной одежды Тома было перешито, чтобы подчеркнуть его происхождение, которое Рот описала как "очень американское восточное побережье, но… это всё же одежда от «Sears»; дизайнер Гэри Джонс подчеркнул, что фирменный вельветовый жакет Тома — как раз такая вещь .
Вся одежда Дики была сшита на заказ нью-йоркским портным Джоном Тюдором, чтобы продемонстрировать богатое происхождение персонажа и расточительный, в каком-то смысле, «ленивый» образ жизни . «Моя работа заключалась в том, чтобы показать этого состоятельного американского юношу, живущего в Европе на очень ограниченное пособие, но привыкшего к шикарной жизни. Он одет в куртку и шорты, или в куртку и льняные брюки. Именно этот пиджак должен был отражать богатое происхождение Дики», — объяснила Рот .
По словам Рот, в случае с Мардж, которая по сей день считается одной из икон кинематографического стиля, её шикарный гардероб больше связан с отношением к жизни, чем с реальными вещами: «Она не покупает себе одежду. Это одежда, которую родители приобрели для неё ещё в школе. Но если бы кто-нибудь спросил её, где она купила эти мокасины, Мардж вряд ли бы смогла ответить на этот вопрос. Её это просто неинтересно. Как и с именами дизайнеров: „Томми… как его там…“ . По ходу фильма гардероб Мардж меняется от светлого белья и бикини к более тёмным тонам и тканям, прикрывающим тело — это отражает изменения в характере девушки, когда Рипли начинает сеять хаос .
За исключением начальных сцен в Нью-Йорке , фильм был полностью снят в Италии — в частности, в коммуне Позитано , деревушках Искья и Прочида на островах, а также в Неаполе , который превратился в вымышленный город Монджибелло ( англ. Mongibello ) . Сцены в Сан-Ремо на самом деле снимали в Анцио — курортном городке рядом с Римом ; в эпизодах появляются узнаваемые пейзажи и места — Пьяцца Навона , Испанская лестница , Площадь Испании , а также кафе „ Флориан “ на Площади Святого Марка в Венеции . Непредсказуемые погодные условия — чаще всего, проливной дождь — вносили свои изменения в съёмочный график: „Мы пытались показать прекрасный мир Южной Италии, но никогда не могли сделать её красивой… Приходилось прерывать съёмки сцены — актёры произносили 2-3 слова, а затем опять начинался дождь…“ . Фил Брей ( англ. Phil Bray ) работал фотографом на площадке .
Музыку к фильму написал композитор Габриэль Яред — его работа была отмечена номинациями на премии „Оскар“, „Золотой глобус“ и „BAFTA“ в категории „Лучшая музыка к фильму“, но не получила ни одной из этих наград . Также во время посещения оперы персонажи слушают „ Евгения Онегина “ Петра Ильича Чайковского . Дэймон сам спел песню „ My Funny Valentine “ — музыкальный супервайзер картины Грэм Уокер боялся, что его придётся переозвучить, но съёмочная группа осталась в восторге от исполнения актёра: „Он был великолепен. Его версия песни такая красивая и чувственная, что с трудом верится в то, что он непрофессиональный певец“ .
Премьера фильма состоялась 12 декабря 1999 года в театре „Fox Bruin“, а 25 декабря картина вышла в прокат США — на старте фильм показывали в 2 307 кинотеатрах . В первые выходные фильм собрал в Америке $12 738 237 . После 53 недель в прокате фильм собрал $81 298 265 в США и $47,5 миллионов за рубежом — общие сборы составили $128 798 265 при бюджете $40 миллионов .
Фильм получил в основном положительные отзывы критиков. На сайте „ Rotten Tomatoes “ картина получила 85 % одобрения на основе 136 обзоров, средняя оценка — 7.30 из 10: „Тревожная игра Дэймона с точной режиссурой Мингеллы выделяет этот триллер среди других картин жанра“ . На сайте Metacritic » фильм набрал 76 баллов из 100 на основе 35 обзоров критиков — преимущественно, положительных . Зрители дали фильму оценку «C+» на портале «CinemaScore» . На сайте « Кинопоиск » у фильма рейтинг 7.7 на основе 102 498 оценок зрителей; на « Internet Movie Database » — 7.4 из 10 на основе оценок 205 267 пользователей (на май 2022) .
Роджер Эберт оценил картину на 4 звезды из 4: «Умный триллер, хитро заставляющий зрителя идентифицировать себя с Томом Рипли… Он — чудовище, но мы не хотим, чтобы он попался» . В обзоре для « The New York Times » Джанет Маслин оценила игру Джуда Лоу: «Звёздная роль для неестественно талантливого британского актёра Джуда Лоу. Мало того, что он невероятно хорош собой, мистер Лоу даёт персонажу маниакальную, дразнящую силу манипулировать всеми — мужчинам и женщинами — с которыми он знаком» . Журнал « Entertainment Weekly » дал фильму оценку «A-», Лиза Шварцбаум написала: «Вполне понятно, почему Дэймона выбрали на эту роль — он очаровывает зрителей своим мальчишеством… Такая обманчивая внешность делает своё дело, когда на лице Дэймона мелькает обезоруживающая улыбка, а взгляд бойскаута заставляет забыть о том, что перед нами убийца. И эта неясность пугает» . Шарлотта О’Салливан из « Sight & Sound » охарактеризовала картину, как «напряжённый, пугающий триллер (единственная проблема которого — провисающее повествовании в середине фильма и неубедительная история одержимости Мередит), в котором правит бал яркая, но никчёмная жизнь» .
Журнал « Time » назвал фильм одной из лучших картин года — «невероятный взгляд на криминальный детектив Патриции Хайсмит» . Джеймс Берардинелли оценил фильм в 2,5 звезды из 4, назвав фильм «достойной экранизацией, которая будет держать внимание зрителей от начала до конца», однако назвал игру Дэймона «слабой», а также отметил слишком большую продолжительность картины, которую «следовало уменьшить минут на 15» . Также Берарлдинелли считает, что « На ярком солнце » вышел более удачным, и присвоил фильму 4 звезды : «Да, ремейк ближе к оригинальному роману Хайсмит, но результат вышел значительно хуже. Сказать, что „талантливый мистер Рипли“ проигрывает фильму „ На ярком солнце “ — не сказать ничего. Практически по каждому пункту фильм Рене Клемента превосходит работу Мингеллы — от оператора до актёров и сценария. Возможно Мэтт Дэймон неплохо смотрится в роли Тома Рипли, но это правда лишь для тех зрителей, кто не видел игру Алена Делона » .
Эндрю Саррис в обзоре для « The New York Observer »: «Это достаточно увлекательно путешествие, которое закончилось слишком быстро. Однако не всем понравилось послевкусие аморальности и безнаказанности происходящего» . В статье « The Guardian » Питер Брэдшоу назвал фильм «прекрасным изображением великой правду об очаровательных людях, которым есть что скрывать: а именно, их невероятную зависимость от окружающих. Когда зритель понимает это, этот триллер перестаёт создавать напряжение и превращается в неубедительное исследование человеческой натуры» . Эми Тобин в обзоре « The Village Voice » назвала Мингеллу «псевдо-художником и режиссёром, которого больше интересует кассовая судьба картины — это не позволяет ему копнуть глубже, превращая фильм в „замануху“ для туристов. Такое же эффект производит чтение газеты „National Enquirer“ в кафе с видом на Адриатическое море » .
Режиссёр Флориан Хенкель фон Доннерсмарк назвал картину одной из самых любимых . Он привлёк композитора Габриэля Яреда к работе над проектом « Жизнь других » и позвал оператора Джона Сила в свой фильм « Турист ».
Картина получила несколько номинаций и премий от организаторов престижных кинонаград :
Премии:
Номинации:
В России фильм на VHS и DVD выпустила компания «West Video» . На DVD фильм вышел 26 декабря 2000 года . Позже картину перевыпустила компания «Кармен Видео» в обычном издании и серии «Коллекция Miramax: Проверено временем» . Компания также выпустила фильма на Blu-Ray 25 декабря 2013 .
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
{{
cite journal
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite AV media
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
no-break space character в
|title=
на позиции 26 (
справка
)
от 17 мая 2022 на
Wayback Machine
{{
cite AV media
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
от 12 марта 2022 на
Wayback Machine
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
;
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
{{
cite magazine
}}
:
Проверьте значение даты:
|access-date=
and
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|access-date=
,
|date=
, and
|archive-date=
(
справка
)
;
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
;
Указан более чем один параметр
|archivedate=
and
|archive-date=
(
справка
)
{{
cite magazine
}}
:
Проверьте значение даты:
|access-date=
and
|archive-date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|access-date=
and
|archive-date=
(
справка
)
;
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
;
Указан более чем один параметр
|archivedate=
and
|archive-date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|access-date=
and
|date=
(
справка
)
;
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|access-date=
and
|date=
(
справка
)
;
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)