Бороздна, Иван Владиславович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Владисла́вович Жолто́вский ( польск. Jan Żółtowski ; белор. Іван Жалтоўскі ; 15 [27] ноября 1867 , Плотница , Минская губерния — 16 июля 1959 , Москва ) — российский и советский архитектор , художник и педагог, крупнейший представитель ретроспективизма в советской архитектуре . Академик архитектуры ИАХ , действительный член Академии архитектуры СССР , доктор архитектуры, почётный член-корреспондент . Состоялся как мастер неоренессанса и неоклассицизма в дореволюционный период, в советское время был одним из старейшин советской архитектурной школы. Начав творческую карьеру в период позднего историзма в 1890-х годах, дожил до начала эпохи типового крупнопанельного домостроения 1950-х. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР .
Родился в Пинского уезда Минской губернии в дворянской католической семье. Отец — Владислав Янович Жолтовский (1832—1870), мать — Ядвига Апполинаровна (Савицкая) . Получив домашнее воспитание, поступил в Пинское реальное училище . В 1879 году, вероятно, в связи с переездом семьи, продолжил образование в Астраханском реальном училище, которое окончил в 1886 году.
В 1887 году поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где пробыл в общей сложности 11 лет. В академический период много работал на постройках старших коллег в качестве чертёжника и т. п. В частности, в 1891—1892 годах принимал участие в строительстве объектов Феодосийской железной дороги в Крыму, занимался внутренним убранством императорского дворца в Беловеже , строившегося по проекту придворного архитектора Николая Рошефора . Кроме того, во второй половине 1890-х годов и начале 1900-х активно участвовал в архитектурных конкурсах, совместно со Стефаном Галензовским , Георгием Косяковым , Леонидом Браиловским .
Практическая работа на постройках отнимала время от учёбы, поэтому Жолтовский неоднократно отчислялся из Академии за неуспеваемость. После реформы учебного заведения в 1894 году были организованы «авторские» мастерские профессоров-руководителей. Жолтовский по собственному выбору поступил в мастерскую Антония Томишко на правах вольнослушателя, где успешно выполнил в 1898 году программу «Народный дом» на звание художника-архитектора. Однако диплома об окончании ВХУ ИАХ не получил, так как имел задолженности по техническим дисциплинам .
Заручившись выписанным в Академии свидетельством о праве преподавать рисование в средних учебных заведениях, направился в Москву, где в конце 1900 года поступил в штат Строгановского училища . Одновременно вошёл в состав Технического надзора по постройке гостиницы « Метрополь ». В 1901 году составил ряд проектов убранства интерьеров гостиницы в стилистике, близкой к модерну и боз-ару . Несмотря на версию о гибели интерьеров Жолтовского при пожаре в декабре 1901 года, есть основания считать, что отделка по этим проектам не была осуществлена вовсе.
По крайней мере, с 1902 года совершал ежегодные поездки в Италию, внимательно изучая архитектурное наследие античности и Ренессанса. Наибольший интерес проявлял к постройкам Андреа Палладио , в которых видел образцы для своей творческой практики.
Первой самостоятельной постройкой Жолтовского стал дом Скакового общества на Скаковой улице (1903—1905). Выиграв конкурс, Жолтовский кардинально переработал свой проект, изменив стиль будущей постройки с викторианской неоготики на неоклассицизм .
К дореволюционному периоду относятся усадебные постройки в подмосковных Липовке, Щурове и Бережках, дом и конюшни в Лубенькине на озере Удомля в Тверской губернии, дома для служащих в Бонячках Костромской губернии (ныне Вичуга Ивановской области), Дом Тарасова в Москве, реконструкции особняков на Введенской площади и в Мёртвом (ныне Пречистенском) переулке, дома для рабочих завода АМО .
Произведения Жолтовского цитировали и интерпретировали прототипы. Так, дом Тарасова на Спиридоновке содержит цитату фасада палаццо Тьене в Виченце , но пропорции заимствованы Жолтовским из Палаццо Дожей в Венеции .
26 октября ( 8 ноября ) 1909 года избран академиком архитектуры «принимая во внимание известности <…> на художественном поприще» . Однако попытка Жолтовского в 1914 году влиться в штат педагогов ВХУ оказалась неудачной: большинство профессоров высказалось против .
В 1910-х годах вместе с Игорем Грабарём и Иваном Рыльским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов» .
После революции 1917 года карьера Жолтовского произвела большой скачок: он, по сути, возглавил всю архитектурную деятельность в стране, заняв должность руководителя архитектурного подотдела в отделе ИЗО Наркомпроса . Сохранилась записка главы наркомата Анатолия Луначарского , лично рекомендовавшего его Владимиру Ленину как авторитетнейшего эксперта по архитектуре и градостроительству . В условиях Гражданской войны и экономической разрухи деятельность подотдела Жолтовского сосредоточилась в «идеологической» разработке проектов общественных зданий, а также в просветительской работе. В частности, по личной инициативе Жолтовского в 1919 году были переведены по крайней мере два труда Андреа Палладио. Русский перевод «Древностей Рима» остался неопубликованным, а трактат « Четыре книги об архитектуре » был издан в 1936 году в серии «Классики теории архитектуры» Всесоюзной академией архитектуры под редакцией Александра Габричевского и с указанием Жолтовского как переводчика. В результате архивных изысканий удалось выяснить, что в действительности переводы были осуществлены Елизаветой Рябушинской — художницей и представительницей знаменитого клана промышленников и банкиров. По-видимому, заказ ей переводов был со стороны Жолтовского актом материальной поддержки, но попутно решал важную для него задачу популяризации наследия Палладио в России .
С 1920 года преподавал во ВХУТЕМАСе . Среди его учеников этого периода — знаменитые советские архитекторы Илья Голосов , Пантелеймон Голосов , Константин Мельников .
В 1918—1923 годах вместе с Алексеем Щусевым занимался планом развития новой столицы советского государства «Новая Москва». По их замыслу, Москва должна была «рассредоточиться» при помощи городов-садов , в первую очередь, в северо-западном направлении. Планировалась застройка города неоклассическими зданиями. План реализован не был, как и остальные проекты тех времён .
В 1923 году разработал генеральный план Всероссийской сельскохозяйственной выставки и спроектировал на ней павильон «Машиностроение». В том же году Жолтовскому выделяют дом-усадьбу № 6 по Вознесенскому переулку , в котором ранее жили поэты Сумароков и Баратынский . В этом доме Жолтовский прожил до самой смерти. Здесь же была организована мастерская архитектора. Жолтовский бережно сохранил интерьеры и гризайльную роспись потолков особняка. Гризайль был уничтожен в 1959 году, после смерти архитектора, когда кабинет Баратынского-Жолтовского было решено превратить в читальный зал архива города.
В конце 1923 года, согласно официальной биографии, был командирован в Италию. По неизвестным причинам вскоре после этого лишен звания академика РАХН. Помимо пребывания в Италии ненадолго вернулся на родину в Пинск (на тот момент находившийся в составе Польши ), где надстроил на два яруса колокольню Вознесенского собора . Вернулся в СССР в 1926 году, в декабре был снова утвержден академиком РАХН .
В 1930-е годы работал в городе-курорте Сочи . Его авторству принадлежит здание Сочинского художественного музея, Ривьерский мост, насосная станция в Новой Мацесте и больница моряков .
В 1932 году Жолтовскому присвоено звание Заслуженного деятеля искусства РСФСР . В это время он был занят проектированием и строительством жилого дома на Моховой улице в Москве. Алексей Щусев по поводу построенного Жолтовским Дома на Моховой высказался следующим образом: «Я считаю, что даже в Европе трудно найти мастера, который так тонко понял бы классику. Эта постройка является большим завоеванием современной архитектуры».
По воспоминаниям вдовы Виктора Веснина Жолтовский в 1941 году якобы высказывал пораженческие настроения: «Не всё ли нам равно, будем мы работать для немцев или для русских…» .
В 1945 году, после окончания Второй мировой войны , постановлением Правительства была создана Архитектурная мастерская-школа академика архитектуры И. В. Жолтовского. Среди работ мастерской данного периода наиболее значительные работы:
Было также завершёно строительство начатых до войны в Москве жилых домов на Смоленской пощади и Ленинском проспекте , и построен жилой дом на Ярославском шоссе.
В доме на Смоленской, который известен как «Дом с башенкой», мастер снова обращается к излюбленной итальянской теме. Дом представляет собой укрупнённый вариант палладианского палаццо, а башенка откровенно цитирует колокольню Сан-Марко в Венеции — особенно верхний ярус с аркадой. Подъезды получили эффектное оформление: имитацию дубовых потолков, гризайль на колоннах, роспись на тему пушкинских героев из сказки «Руслан и Людмила», ниши ложных каминов. Внутри подъезда — дата постройки (1949), обозначенная римскими цифрами. В оформлении каминов участвуют — что характерно для послевоенной сталинской архитектуры — гирлянды из фруктов, а также мальчики-путти. Невинный мотив веселящихся младенцев выглядел скандально в глазах советского официоза того времени.
В конце 1940-х годов Мастерская-школа Жолтовского, на фоне общего наступления руководства страны на искусство, начатого статьями А. А. Жданова в общесоюзных журналах «Звезда» и «Ленинград», была обвинёна в космополитизме . Из Мастерской были изгнаны М. Барщ и Г. А. Захаров.
В 1949 году за проект жилого дома на Ленинском проспекте Жолтовский получает Сталинскую премию в области архитектуры. Список Сталинских лауреатов утверждал лично И. В. Сталин, поэтому с 1950 года гонения со стороны партийного руководства на Архитектурную школу Жолтовского прекратились.
В 1950—1952 годах мастерская Жолтовского осуществила реконструкцию и перестройку Главного здания (Беговой беседки) Московского ипподрома , построенного в 1889—1894 годах по проекту архитекторов И. Т. Барютина и С. Ф. Кулагина .
В 1952—1954 годах мастерская-школа Жолтовского участвовала в Первом Всесоюзном конкурсе крупнопанельных жилых домов , для которого разработала шесть проектов различной этажности и конфигурации. Их характерная особенность состояла в сосредоточении всех нестандартных элементов в нижнем и верхнем ярусах зданий; были также впервые предложены открытые стыки панелей.
Профсоюзный санаторий имени ХХ съезда КПСС был построен в 1956 году по проекту академика И. В. Жолтовского в Евпатории. Расположен в центральной части курортного района города, в 500 м от моря (ул. Кирова, 64) .
Похоронен на Новодевичьем кладбище (памятник — архитекторы П. И. Скокан , Г. Михайловская и Н. П. Сукоян , по проекту самого И. Жолтовского — он проектировал его на могилу А. Неждановой , но не успел осуществить ). На стене дома № 6 в Вознесенском переулке , где с 1926 года и до своей смерти в 1959 году жил и работал Жолтовский, находится мемориальная доска.
В 1961 году Ермолаевский переулок на Патриарших прудах переименован в честь архитектора в улицу Жолтовского. В 1994 году переулку было возвращено его первоначальное название .
Был трижды официально женат.
С первой супругой, Амалией Константиновной Смаровской, обвенчался в 1900 году в церкви Св. Екатерины . Брак был неудачным, был расторгнут в 1921 году.
В 1922 году женился во второй раз на Вере Алексеевне Жолтовской, судьба этого брака загадочна .
В 1929 году женился в третий раз на Ольге Фёдоровне Аренской (Пушечниковой). Детей не имел .
Версия о браке Жолтовского с Елизаветой Павловной Рябушинской в 1910-х годах не имеет документальных подтверждений (как официальный он вообще был невозможен ввиду наличия у Жолтовского не расторгнутого первого брака).
Действительный член Академии архитектуры СССР .
«лицо у него всегда было постное, беспристрастное, морщинистое, мы его за глаза называли папой римским»
— Никита Хрущёв
Г. Гольц , М. Парусников , И. Соболев, Е. Розенблюм , С. Кожин, В. Кокорин , скульпторы И. Шадр , С. Конёнков , С. Меркуров . В начале 1930-х годов во вновь организованной Первой мастерской Моссовета под его руководством работали А. Власов, М. Барщ , М. Синявский , Г. Зундблат , Е. Иохелес , К. Афанасьев, В. Колонна, П. Ревякин, Н. Рипинский и др. В аспирантуре Академии архитектуры — Л. Н. Павлов .