Список улиц Москвы
- 1 year ago
- 0
- 0
Но́во-Су́харевский рынок (также «Новосухаревский рынкок» )— московский продовольственно-промышленный рынок , существовавший в 1925 — 1930 годах в районе между современными Большим Сухаревским переулком , Трубной улицей и Садовой-Сухаревской улицей . Был известен также как «Новая Сухаревка» .
Рынок был построен по проекту советского архитектора Константина Мельникова .
По состоянию на март 2010 года сохранилось сильно перестроенное конторское здание рынка, которое является самой ранней из дошедших до наших дней построек выдающегося архитектора.
С XVIII века в Москве в районе Большой Сухаревской площади существовал Сухаревский рынок .
Изменение численного и социального состава населения, а также проводимая политика военного коммунизма и продразвёрстки изменили характер торговли на рынке, превратив его в барахолку с быстро возрастающим криминальным характером . 13 декабря 1920 года Моссовет принял постановление о ликвидации Сухаревского рынка . Газета «Правда» в 1920 году так комментировала закрытие «Сухаревки»:
«Не давая почти ничего нового и, таким образом, чрезвычайно мало служа дополнением государственному снабжению, Сухаревка была поистине очагом спекулятивной заразы и спекулятивного разврата. Она растлевала не только буржуазные ряды, она деморализовала красноармейцев, которые „соблазнялись“ и продавали там свои шинели, и даже рабочих, находивших там сбыт для того, что исчезало с фабрик и заводов» .
На проходившем в те дни VIII Всероссийском съезде Советов Ленин дважды возвращался к ликвидации знаменитого рынка . Однако, с переходом экономики к НЭПу , решение выполнено не было и Сухаревский рынок продолжал фактически существовать, хаотично переместившись в переулки Сретенки. В связи с этим в 1924 году Моссоветом было принято решение об упорядочении частной торговли и создании нового сухаревского рынка.
Под строительство нового рынка были отведены пустыри и бывшие владения Гефсиманского скита между Большим Сухаревским переулком, Трубной улицей и Садовой-Сухаревской улицей, где, как писал в 1926 году В. Гиляровский , когда-то были монастырские огороды «а последнее время дикий пустырь, притон тёмного люда» . Строительство рынка было начато по традиционному «казённому» проекту управления Московского коммунального хозяйства. Однако, архитектор К. С. Мельников , прославившийся к тому времени строительством деревянного павильона «Махорка» Всероссийского махорочного синдиката на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке , предложил принципиально новое решение, которое было принято и реализовано:
«Несмотря на то, что постройка была начата, — вспоминал К. С. Мельников в 1964 году, — но угловой показ товаров по моему проекту заставил подчиниться архитектурному решению темы» .
Одновременно со строительством нового рынка за счет торговцев проводилась реставрация Сухаревой башни и благоустройство сквера рядом с ней .
К. Мельников предложил застроить всю отведённую под рынок территорию однотипными сблокированными деревянными торговыми павильонами- киосками , каждый блок которых состоял из двух изолированных друг от друга помещений, выходящих входом и торговой витриной на противоположные стороны. От четырёх до двадцати блоков собиралось в ряды таким образом, чтобы на обе стороны их лицевые стены выходили под углом. В результате такой планировки перед каждым торговым киоском создавалось выделенное пространство .
Предложенное Мельниковым архитектурно-планировочное решение позволило, во-первых, экономно использовать отведённую под строительство рынка территорию, во-вторых, в короткий срок возвести торговые киоски, которые собирались на месте из стандартных заранее заготовленных деревянных элементов, в-третьих, создать комфортные условия как для торговцев, так и для покупателей. Устройство на рынке павильонов-киосков позволило торговцам не просто приходить на рынок с товаром на один день, как это было на Сухаревском и других московских рынках той поры, а получить возможность арендовать на какое-то время отдельное небольшое торговое помещение. Особенности планировки давали возможность покупателю сразу видеть весь товар целого ряда. Кроме того, покупатель, находясь в уступе, не мешал проходящей по рядам публике.
Для удобства покупателей, каждый павильон имел свой индивидуальный номер, начертанный крупным шрифтом в верхней его части, а также особую окраску, соответствующую рыночному ряду и виду торговли, превращая тем самым, как писал сам архитектор, «всю территорию в сплошное море архитектурной живописи» . Кроме этого К. Мельников разработал проекты оформления рыночных ворот и схему визуальной коммуникации на рынке (условные обозначения каждого ряда и вида торговли) . Последние эскизы делались Мельниковым в конце 1925 года в Париже , где он находился на постройке Советского павильона на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств .
Новый Сухаревский рынок имел несколько выходов: главный вход выходил на Сухаревскую площадь, боковые входы находились с Садовой-Сухаревской и с Трубной улиц и два проезда было устроено с Большого Сухаревского переулка. Рынок был оснащён электрическим освещением , шестью водонапорными кранами и пожарной сигнализацией . На территории Ново-Сухаревского рынка была также предусмотрена небольшая территория для «толкучки»:
«— Где же антиквария? — спрашиваю одного старого сухаревщика, — писал о Ново-Сухаревском рынке В. Гиляровский, — Старьевщики-то? Да кому теперь ихнее барахло нужно? Вот там, в „развале“, есть один-другой со своими рогожками. Для „развала“, то есть именно для толкучки, отведен угол ближе к Трубной улице. Его со временем отгородят от рядов. А пока иду туда. Это пахнет старой Сухаревкой» .
По описанию В. Гиляровского, к 1926 году из 1647 отдельных магазинов-киосков (или, как их называл В. Гиляровский, «бараков») торговцами было занято около 1000 помещений.
«Бараки расположены по отделам: галантерея, обувь, кожа, одежда, москательный , щепной, скобяной, шапочный, стеклянный, мебель, меха, мануфактура, мясной, рыбный, мучной, письменные принадлежности, табак и пока только две книжных лавки букинистов и ни одной антикварной» .
В центре сходившихся лучами торговых рядов в 1924—1926 годах было построено здание конторы (комитета) Ново-Сухаревского рынка, в котором помимо администрации рынка также располагался трактир . Кирпичная контора Ново-Сухаревского рынка была единственным зданием на территории рынка, построенным не из дерева. Оштукатуренные и окрашенные известью фасады конторы имели разное решение, что обусловлено своеобразным творческим почерком архитектора, заметным в большинстве его построек. Здание состояло из нескольких объёмов, основная часть из которых была трёхэтажными. На крыше здания была устроена открытая терраса , куда вела лестница с третьего этажа.
Архитектура киосков Ново-Сухаревского рынка оказала влияние на объёмно-пространственное решение построенных по проекту Мельникова в Париже пилообразно сблокированных друг с другом бутиков Торгсектора СССР .
Ново-Сухаревский рынок был закрыт в 1930 году и торговля продовольственными товарами была переведена на Ярославский рынок, находившийся на Мещанской улице . После закрытия Ново-Сухаревского рынка на его месте расположилась автодормехбаза, использовавшая в перестроенном виде трехэтажное здание конторы рынка . На бывшей территории рынка разместился гараж, управление которого заняло здание бывшей конторы .
Здание бывшей конторы Ново-Сухаревского рынка является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения . В 1997 году конторское здание было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации . В процессе многочисленных ремонтов и реконструкций здание потеряло первоначальный облик: стеной была застроена ведущая на крышу открытая лестница, изменены дверные и оконные проёмы, изменён цвет окраски и др.
В 2023 году стало известно, что здание конторы рынка, выкупленное в 2020 году вместе с участком земли вокруг предпринимателем Дмитрием Разумовым , пройдёт реставрацию и восстановление по проекту архитектурного бюро « », чтобы к своему 100-летию в 2025 году открыться в качестве культурного пространства и московской штаб-квартиры творческого сообщества « », основанного Разумовым в Суздале . Внешний вид памятника будет воссоздан в первоначальном виде, интерьеры — созданы заново на основе других работ Мельникова (прежде всего, его личного дома ) и его современников .