Декоративно-прикладное искусство
- 1 year ago
- 0
- 0
Распятие ( лат. Crucifixio ; итал. Crocifissione ; ст.-русск. пропатие, от пропинати — «пригвождать к древу, кресту») — центральная тема христианского искусства ; изображение казни Иисуса Христа через распятие . Событие, завершающее Страстной цикл и предшествующее погребению и Воскресению Иисуса Христа .
В традиционной иконографии эта сцена обычно следует за эпизодами: « Бичевание, или Поругание, Христа » (в средневековом искусстве эти сюжеты иногда соединяли в одной композиции ), «Радуйся, Царь Иудейский!», «Что есть Истина?», «Несение креста». После изображений Распятия в циклах мозаик или фресок часто следуют сцены: «Снятие с креста», « Положение во гроб », « Пьета ». Сцена распятия Христа на кресте , на «месте лобном» — горе Голгофе вместе с двумя разбойниками, описана во всех четырёх Евангелиях (Мф 27:33—56; Мк 15:22-41; Лк 23:33-49; Ин 19:17-37).
Для устрашения римляне казнили распятием преступников в покорённых провинциях. Поэтому в раннехристианском искусстве сцену Распятия не изображали. Её замещали символическими композициями: пеликан , кормящий своим телом птенцов (аллегория пасхальной жертвы; в композициях «Милосердие», «Поклонение жертве»). Крест распятия вызывал чувство отвращения, негодования, и его не связывали с древнейшим символом — солярным знаком . В античных Элевсинских мистериях и в эзотерическом христианстве прохождение через смерть на кресте (символическое распятие) означало восхождение к новой, духовной жизни. «Распятия солнечного человека» были хорошо знаком древним индусам, персам, кельтам. Об этой символике писал древнегреческий философ Платон . В искусстве Индии встречаются изображения Кришны, распятого на дереве, его ноги и руки прибиты гвоздями. Согласно одной из гипотез, именно этот символ был перенесен в Персию (Распятие Митры) из Индии, а затем в Палестину, но он не связан с обычаем казни на кресте (орудие казни выглядело в виде буквы «Т» (Тау), представляло собой вертикальный столб с перекладиной наверху (crux commissa), что отлично от древнейшего солярного знака .
В самых ранних композициях типа «Поклонение имени Иисуса» изображали простой крест как солярный символ с монограммой Христа (ХР (Хи-Ро). По обе стороны креста — два оленя, пальмы или павлины в ветвях «Мирового дерева». На мраморной плите из церкви Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (нач. VI в.) изображена чаша, из которой вырастают две виноградные лозы, на них — два павлина, над чашей показан «крест Константина» (лабарум). На обратной стороне плиты представлена сцена: среди растительных завитков изображение «Даниила во рву львином». На рельефе боковой стенки саркофага в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (ок. 423 г.) между двумя колонками изображен Агнец на фоне креста. На перекладине креста — две голубки; в основании — условное изображение горы Голгофы, из которой вытекают четыре райские реки. На рельефе другого саркофага (конец V в.) Агнец изображен с крестом и нимбом, в котором читается монограмма Христа «ХР». По сторонам — две пальмы (символ небесной славы). В раннехристианском искусстве, главным образом в произведениях коптов (египетских христиан), общин Сирии, Палестины, распространены изображения креста, в средокрестие которого вписан круглый медальон с образом Агнца, а Христа и двух разбойников изображали без крестов, просто на фоне каменной кладки («Иерусалимской стены»), как это видно на уникальном рельефе дверей церкви Санта-Сабина в Риме. Похожая композиция имеется на одном из столпов алтарного кивория собора Сан-Марко в Венеции и на Пасхальном канделябре римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура . Подобную иконографию объясняют влиянием учения монофизитов (о единственной, божественной природе Христа). Согласно этому учению, божественное тело Христа не могло находиться на кресте и распят был не Христос, а его двойник. Однако с осуждением монофизитов на Вселенском соборе в Халкидоне в 451 году в трудах Отцов церкви крест постепенно переосмысливался в качестве эмблемы Воскресения к вечной жизни и триумфа над телесной смертью. Изображение Распятого Иисуса Христа , как правило, скульптурное или рельефное, появилось в конце VII века, после того как Трулльский собор (691—692 годы) запретил изображения агнца на кресте и постановил, чтобы Христа изображали в центре креста человеком, а не агнцем .
На больших храмовых изображениях распятия с двух сторон от креста изображаются Дева Мария и апостол Иоанн Богослов , стоявшие, согласно Евангелию во время казни у самого креста («Распятие с предстоящими»). На крестчатом нимбе Спасителя присутствуют три греческие буквы Ὀ (ὁ), ὤ (ὤ), Ν (ν): ( др.-греч. ὁ ὤν , что означает Сущий — Исх. ). Крест Распятия постепенно переосмысливался (согласно древнейшей символике солярного знака) в качестве эмблемы Воскресения к вечной жизни, триумфа над телесной смертью. Ранние формы V- образного креста Распятия трактовались мистически. Св. Иероним подчёркивал, что Иисус был распят на том самом месте, где похоронен Адам, и Его божественная кровь, омыв череп и кости Адама, искупила первородный грех. Отсюда изображения черепа и скрещенных костей (ст.-русск. «чрепие») в основании креста Голгофы .
Паломники, посещавшие в IV—V веках Иерусалим, сообщали, что видели крест простой четырёхугольной формы, «усыпанный драгоценными камнями». Позднее пять карбункулов (яркокрасных камней) укрепляли на напрестольных и процессионных крестах в знак пяти телесных ран, нанесённых Христу во время Распятия .
Терновый венец на кресте имел вначале иную символику, также связанную с наказанием Адама. Бог сказал Адаму: «Проклята земля за тебя… Тернии и волчицы произрастит она тебе» (Быт. 3:17—18). По преданию, крест Распятия был сделан из дерева, взятого у чудодейственной купальни в Вифезде, близ Иерусалима. Согласно рассказу Св. Антония Новгородского, «крест Господень» сделали из древесины виноградной лозы, опьянившей Ноя. Эту лозу демонстрировали в храме Михаила Архангела в Константинополе (по иной версии, крест был «трисоставным»). Эта тема получила отражение в иконографическом цикле об Истории Святой Елены и Обретения Истинного креста .
Тип изображения Христа в одной набедренной повязке (лентии) со временем стали называть антиохийским. В V—VI веках, вероятно также на Востоке, сформировался другой тип — иерусалимский, в котором Христа изображали в длинном одеянии — колобиуме ( лат. colobium — длинная туника с короткими рукавами), хотя римляне казнили преступников обнажёнными, причем тело Христа показывали не распятым, а как бы прислонённым к кресту. В мозаике церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне в центре креста помещено оплечное изображение Христа, наподобие античной геммы.
Развёрнутая сцена Распятия пред ставлена на миниатюре Евангелия Раввулы (586), хранящегося в библиотеке Сан-Лоренцо во Флоренции. Подобные изображения расценивали в качестве аргумента в борьбе с монофизитами. По правую сторону от Христа показывали скорбящую Деву Марию, по левую — Св. Иоанна Евангелиста (согласно тексту Евангелия от Иоанна, Иисус, ещё живой, обратился к Иоанну, вверяя его заботам Богоматерь).
До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (ср. с типологией Распятие Христа-Царя ), — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа . Некоторые «мистические распятия», особенно в искусстве стиля барокко , снабжаются латинской надписью: «Exspectatio» или «Exspectabo» (Предвидение, ожидание). Имеется в виду напряженное, экстатическое ожидание Спасения, Искупления. В середине XVI в. великий Микеланджело в одном из своих рисунков создал необычной формы крест, соединив «вилкообразный крест» с горизонтальной перекладиной.
Шедевром средневековой экспрессии является выдающееся произведение Северного Возрождения — Изенгеймский алтарь мастера Грюневальда . В искусстве интернациональной готики , а также в деревянных тосканских распятиях, сложился тип «бесплотного», или «страждущего», Христа ( итал. Crocifissopassione ). Для таких произведений характерно подчёркивание телесного страдания — резкие, угловатые формы, натуралистически трактованные детали: капли крови, закатившиеся глаза. В начале XV в. «страждущие распятия» в искусстве итальянских мастеров сменяет тип «печальных распятий» ( итал. Crocifisso doloroso ) .
Наиболее знамениты распятия работы Донателло для церкви Санта-Кроче и Ф. Брунеллески для церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Постепенно под влиянием эстетики итальянского Возрождения тип скульптурного Распятия становился всё более идеализированным. На этом фоне выделяется работа молодого Микеланджело . Это произведение семнадцатилетнего скульптора, обнаруженное только в 1962 году, показывает редкое соединение эстетики северных «красивых распятий» с новаторской идеей просветлённого образа спокойного, умиротворенного тела Спасителя, дух Которого соединился с Отцом. Микеланжело ради выразительности пластики дерзнул изобразить Христа полностью обнажённым. Юный и прекрасный Христос как бы заново родился на кресте. Эти изменения в иконографии связывают с влиянием проповедей Савонаролы , приверженцем которого на протяжении всей жизни был Микеланджело. Примерно за два года до создания «Распятия» Микеланджело доминиканский монах описал «благородное хрупкое, нежное, чувствительное сложение» Христа. В поздние годы Микеланджело обратился к средневековой форме вилкообразного креста, а в одном из рисунков, сделанных им для маркизы Виттории Колонны (между 1538 и 1541 годами), изобразил Христа на кресте живым, с молящим взором, обращённым к небу .
С X в. появляются изображения мёртвого Христа со склонённой на сторону головой и закрытыми глазами. Такая иконография связана с распространением литературных сочинений, в которых описаны страдания Христа. В средневековом искусстве до XV в. по обе стороны креста изображали Солнце и Луну. Древние языческие символы переосмысливали согласно тексту синоптических Евангелий. Солнце помещают по правую сторону от креста, а Луну — по левую. В « Золотой легенде » рассказано о том, как сотник Лонгин , римский центурион ( сотник ), пронзивший копьём бок Христа излечился от слепоты кровью из раны Спасителя. Воину, который поднёс к устам Христа губку с уксусом, дали имя Стефатон («Венчающий, награждающий»). Лонгина и Стефатона изображают симметрично по обе стороны креста. Лонгин (по правую сторону) символизирует Церковь, а Стефатон (по левую сторону) — Синагогу .
Художники также изображают сцену у подножия креста, в которой римские воины играют в кости — бросают жребий, чтобы поделить между собой одежды Христа (Ин. 19:23-24). Исследователи обращают внимание на то, что изображения Распятия в большинстве случаев не соответствуют тому, как проводили казнь на самом деле. Вертикальный столб вкапывался в землю заранее, и осуждённый нёс на спине к месту казни перекладину, к которой были привязаны его руки (одна из таких перекладин находится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме ). По прибытии на место осуждённого укладывали на землю и деревянными кольями (а не гвоздями) приколачивали руки к концам перекладины, которую затем поднимали на вершину столба. При этом ноги осуждённого либо оставались на земле, либо опирались на небольшую подставку (что показывают ранние изображения). Ноги подгибались, тело свисало вниз, а руки, разведённые в стороны, приобретали вид буквы «V». Такое положение рук, возможно, послужило основой так называемых мистических, или «вилкообразных», распятий ( нем. Astkruzifix ) в искусстве XIII—XIV веков. V-образный крест символизирует «Древо жизни» ( лат. Arbor vitae ), животворящую силу креста. Согласно трудам Св. Бонавентуры (1221—1274), такое дерево ( лат. lingum vitae ) выросло из крови Спасителя. Подобные изображения с натуралистической трактовкой мучений и страшных ран обладают необычайной экспрессией, которая подчёркивается динамичной формой расходящихся ветвей «Древа жизни», буквально «распинающих» тело Христа. Они особенно распространены в резных и расписных алтарях германского Средневековья и Северного Возрождения .
В усложнённых композициях со временем стали изображать по левую сторону креста Святых жён, иногда их называют «Три Марии»: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова и Мария Магдалина» (Ин 19:25). Скорбящую Богоматерь ( лат. Stabat Mater Dolorosa ) обычно изображают в тёмно-красном мафории, а Марию Магдалину — в алом плаще До XII в. Христа представляли распятым, но живым, с открытыми глазами. Череп Адама в искусстве Контрреформации чаще показывали перевёрнутым, наподобие чаши, в которую стекает кровь Христа, что ассоциируется с легендой о Св. Граале. Рядом художники показывали змея с яблоком во рту . В эзотерической традиции эта символика расшифровывается следующим образом: «Мистерия Голгофы обретает форму священного сосуда, в котором хранится кровь Спасителя… Распятие же пребывает вечно в душе каждого из нас» .
До середины XIII в. Христа, как правило, изображали прибитым к кресту четырьмя гвоздями. Во второй половине XIII в. в западноевропейском искусстве стали изображать «три гвоздя Распятия» — двумя гвоздями прибиты руки, а ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздем. На Востоке, в Византии и некоторые художники на Западе придерживались старой иконографии . Объяснений такому новшеству существует несколько. Св. Франциск Ассизский (1182—1226) в «Молитве к нищете» заметил, что нищета признала излишеством даже количество гвоздей при распятии Христа. Но наиболее распространенное объяснение: три гвоздя символизируют Св. Троицу .
В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём. Также на Распятии в православной традиции ладони Христа изображаются обязательно открыты. Вопрос о недопустимости изображения согнутых пальцев Христа под католическим влиянием поднимал в 1553 году дьяк Висковатый и, хотя дьяк был осуждён за рассуждения об иконописи, доводы о необходимости изображения открытых ладоней были признаны верными и спорные иконы были переписаны.
В то же время, в католической традиции распространены и продолжают широко почитаться старые распятия романского и «византийского» типа с четырьмя гвоздями. Среди них наиболее известен крест святого Дамиана из церкви в Ассизи, перед которым, по преданию, молился Франциск Ассизский , когда услышал призыв от Бога. Он, однако, является типичным примером итальянского распятия-иконы XII-ΧΙIΙ века, представленным многими образцами .
С другой стороны, традиция изображать Распятие Христа с одним гвоздём в ногах распространяется с XIII века не только на католическом Западе но, и в Синайской Православной Церкви , где существует до настоящего времени. Синайские иконы такого типа распространены во всём православном мире. Свои особенности имеют распятия в старообрядческой традиции, а внутри неё — между поповцами и беспоповцами . Изображения тернового венца в православной традиции, в отличие от католической, встречается редко (например, на пасхальных артосах ).
Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос , является главным и обязательным символом христианской религии . Это изображение, называемое «распятием», обязательно присутствует в местах богослужений, а также у верующих дома и в качестве нательного креста, в знак веры и верности Христу, принадлежности Церкви Христовой, а также служит средством благодатной защиты .
Хотя существует множество типов крестов, традиционно самыми распространёнными являются «латинские» или «православные» распятия, украшаемые фигурой Христа. Кресты нестандартной формы, например, каменный кельтские кресты или хачкары обычно украшаются орнаментами и не несут фигуративного изображения, де факто не являясь «распятиями».
Крест, увенчивающий купол или шпиль храма, традиционно называется накупольным или же надглавным. Накупольный крест отражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения . В православной церкви на куполах используются восьмиконечные кресты (реже — четырёхконечные). В основании креста может помещаться полумесяц ( цата ), который в Византийской империи был государственным знаком. На Руси первые накупольные кресты с полумесяцами известны по церкви Покрова на Нерли (1165) и Димитриевскому собору во Владимире (1197). В христианстве полумесяц символизирует Богородицу . В богословских толкованиях полумесяц может означать также вифлеемские ясли , потир , крещальную купель .
Известны накупольные кресты, на которых, кроме полумесяца, изображены 12 звезд, образующих описанный в Откровении Иоанна Богослова образ Жены, облечённой в солнце ( Откр. ).
Наперсный (или нагрудный) крест — распятие, носимое представителем духовенства «на персях», то есть на груди. Одно из первых, дошедших до нас упоминаний о таком кресте содержится в сочинениях Симеона, архиепископа Солунского :
Крест, висящий у архиерея на груди, означает печать и исповедание веры, а что он висит на груди и этим означает исповедание от всего сердца.
Кресты-мощевики, или кресты-энколпионы (от греческого «энколпион» — недро) — складные двухстворчатые кресты, или ковчежцы в форме креста с вложенными в них святынями. Являются одной из самых старых форм наперсных крестов, появившихся на Руси . Церковным Собором 1675 года было установлено ношение наперсного креста первоначально только Патриарху и Митрополитам , позднее такой крест, наряду с панагией , возлагался на всех архиереев. В настоящее время, как архиерейская панагия, так и архиерейский крест могут быть и без святых мощей . В 1742 году указом императрицы Елизаветы Петровны наперсные кресты стали отличием всех архимандритов . Император Павел указом от 18 декабря 1797 года повелел возложить кресты на всех священников .
Разделяют:
Разновидностью наперсного креста является нательный крестик. Нательный крест, «тельник» — распятие маленького размера, обычно получаемое человеком во время обряда крещения от крестных родителей. Носится под одеждой, не напоказ . Нательный крест надевается на крещаемого во исполнение евангельских слов: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк. ). В русской православной традиции на обороте нательного креста обыкновенно помещают надпись « Спаси и сохрани ».
|
Напрестольный крест — в Православной церкви распятие, хранящиеся вместе с Евангелием и антиминсом на престоле в алтаре храме . Упоминают разделение на аналойные и воздвизальные .
Многие напрестольные кресты являются произведениями ювелирного искусства , в некоторые из них, например, крест Евфросинии Полоцкой , помещают частицы мощей святых.
Надалтарный крест — элемент декоративного убранства храма, вешался на стену над алтарём либо свободно крепился к потолку над ним. Более характерен для западных храмов.
Расписной крест — редкий пример расписного распятия, распространённый в Средневековой Италии.
В православных храмах распятие с предстоящими помещают на канунах — прямоугольных подсвечниках в виде столика . На него ставят свечи об упокоении, а также кладут приношения для поминовения усопших (кутия, хлеб, и т. п.). Перед канунами совершают панихиды .
Кресты, носимые в крестных ходах . В православных храмах он именуется также запрестольным, так как хранится в алтаре у восточной стены вместе с запрестольной иконой.
См. также Преднесение креста — привилегия предстоятелей православных церквей.
В западной Европе, в особенности во Франции, нередко можно встретить скульптурные группы, возвышающиеся вдоль дороги. Они называются Calvaire («кальвэр»), то есть «Голгофа». Такие придорожные кресты могут включать как полный набор действующих лиц сцены Распятия , то есть три креста с Иисусом и двумя разбойниками и Иоанном и Девой Марией у подножья, так и состоять из единственного креста.
Более простой вариант предыдущего типа. Часто ставились на перекрёстках. Характерны для русского Севера, также как и для многих других регионов . В русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечой внутри. Их называли также «голубцами».
С. В. Гнутова перечисляет по-другому: «существовали кресты поклонные (каменные и деревянные), стоявшие на развилках дорог в придорожных часовнях, а иногда и у церквей; кресты памятные и намогильные, в средокрестии которых часто вставлялись медные иконки» .
Примеры:
Надгробный крест — тип могильного памятника, часто встречающийся на кладбищах. Устанавливается как символ того, что « тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием » . Крест помещают у ног усопшего так, чтобы распятие было обращено к его лицу.
Награда (орден) в виде креста, по сути к распятиям не относится.