Ювеналий (Килин)
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиепископ Ювена́лий (в миру Ива́н Андре́евич По́ловцев или По́ловцов ; 21 октября 1826 , Ораниенбаум , Санкт-Петербургская губерния — 12 апреля 1904 , Вильно ) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Литовский и Виленский .
Происходил из дворянского рода Половцевых . С молодости в совершенстве владел французским, немецким и английским языками. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию , находился на военной службе .
С юности мечтал о монашестве; его стремлений к монашеству не могли поколебать даже насмешки его товарищей-артиллеристов, которые в насмешку сулили ему белый клобук .
Тяжело заболев, дал обет в случае выздоровления уйти в монастырь. Даже его мать, лютеранка по вероисповеданию, женщина умная и влиятельная в высшем Петербургском обществе, должна была уступить желаниям своего сына, когда он по выздоровлении, решительно заявил о своём намерении принять монашество.
15 марта 1847 года в возрасте 21 года поступил послушником в Козельскую Введенскую Оптину пустынь Калужской епархии.
29 апреля 1855 года пострижен в монашество с именем Ювеналий .
11 июля 1857 года возведён в сан иеромонаха .
22 октября 1857 года вместе с иеромонахом Леонидом (Кавелиным) стал членом Русской духовной миссии в Иерусалиме . Прекрасно изучил греческий, латинский и сирийский языки .
10 октября 1861 года по возвращении в Россию назначен настоятелем Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии с возведением в сан игумена .
С 8 мая 1862 года — настоятель Коренной Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии.
15 августа 1862 года возведён в сан архимандрита .
С 21 декабря 1867 года — наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры .
26 июня 1871 года был уволен по болезни на покой в Оптину пустынь .
С 21 мая 1884 года — наместник Киево-Печерской лавры .
25 октября 1892 года хиротонисан во епископа Балахнинского , викария Нижегородской епархии . Хиротонию совершали митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев) , архиепископ Холмско-Варшавский Флавиан (Городецкий) и епископы: Гурий, Герман, Антоний, Никандр и Николай.
С 3 сентября 1893 года — епископ Курский и Белгородский .
С 7 марта 1898 года — архиепископ Литовский и Виленский .
В 1899 году стал почётным членом Казанской духовной академии .
В 1900 году из Литовской епархии была выделена Гродненская , что в три раза сократило численность паствы архиепископа Ювеналия.
Скончался 12 апреля 1904 года. Был похоронен в Свято-Духовом монастыре Вильнюса.
Являлся духовным сыном и учеником оптинского старца Макария (Иванова) , был связан тесными узами с оптинским игуменом , биограф настоятеля Оптиной пустыни архимандрита — все эти старцы были в 2000 году причислены к лику святых Русской православной церкви . В Оптиной пустыни занимался подготовкой к печати произведений аскетической литературы, переводом с новогреческого языка на русский книги преподобного Петра Дамаскина .
При наречении в епископы архимандрит Ювеналий произнёс речь, в которой говорил о значении монашества и его влиянии на религиозно-нравственную жизнь народа. Был единственным дореволюционным архиереем — учеником Оптинских старцев. Во время его пребывания на Литовской кафедре в Вильно был построен трёхпрестольный Знаменский храм (освящён в 1903 ), также выстроены семь новых, отремонтированы девять и испрошены пособия на строительство тринадцати новых храмов, что способствовало развитию православия в Литве . Несмотря на преклонный возраст, сам старался возглавлять все воскресные и праздничные богослужения. Не любил помпезности (посещал храмы в сопровождении только одного иерея и диакона), но при этом уделял много внимания торжественности богослужений, считая, что это положительно воспринимается верующими.
Митрополит Мануил (Лемешевский) , составитель биографий русских архиереев, дал ему следующую характеристику:
В продолжение многолетнего служения его Церкви, он явил собой светильник, горевший ярким светом православия и благочестия, Владыку, сердце которого всегда горело любовью к Богу и ближним, особенно влекло к обездоленным, неимущим, вдовам и сиротам. Он был мудрым и заботливым начальником, отечески милостивым наставником и руководителем и высоким примером жизни, благоустроенной по правилам веры и благочестия христианского. Забота о просвещении юношества в духе благочестия была одной из самых дорогих и близких его сердцу забот.