Иконопись
- 1 year ago
- 0
- 0
Поля́ иконной доски — обрамление средней, обычно углублённой части иконы ( ковчега ). От ковчега отделяется , по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета — опушью .
Поля древних икон довольно узки, к XI—XII в. становятся шире, а ковчег мельче, с XIV в. появляются иконные доски без полей.
Если средняя часть иконы трактуется как « окно » в мир Божественного, то поля будут соответствовать границе между сакральным и явным (земным) пространствами. Часто элементы изображения средника ( нимб , край одеяния, атрибут в руках персонажа) выходят на поле, «прорываясь» в мир предстоящего (зрителя).
На полях иконы традиционно могут изображаются избранные святые. Не являясь частью основной композиции и не принадлежа сакральному пространству, они выполняют роль заступника и посредника в молитве перед иконой.
С IX в. в Византии появляется новая форма икон — т. н. « житийные иконы »: в средней части изображается святой, а на полях в отдельных небольших по размеру законченных композициях ( клеймах ) — сцены из жизни этого святого. Из Византии житийные иконы попали в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.
Поля иконы также являются традиционным местом размещения текста, иногда заполняющего поля целиком. Понимание взаимосвязи образа и слова со временем меняется, постепенно, с общим упадком иконописи изображение воспринимается не как эквивалент слова, а становится лишь иллюстрацией к написанному.
Еще одна тенденция поздней (начиная с середины XVI в.) иконописи — постепенное понимание полей как декоративной рамы. Поля украшаются резным левкасом , декоративной лепниной, живописным орнаментом и имитацией драгоценных камней, покрываются металлической басмой .