Воронцово (усадьба)
- 1 year ago
- 0
- 0
Остафьево — бывшая загородная усадьба Вяземских - Шереметевых в селе Остафьево . Построена в конце XVIII века при князе Андрее Вяземском , предположительно по проекту зодчего Ивана Старова .
Усадьба была литературным центром Москвы , где собирались ключевые фигуры Золотого века русской поэзии. С 1899 года в усадьбе работал пушкинский музей, ликвидированный в 1930-е годы. В 1988 году усадьба получила статус федерального музея. В 1995 году включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения . С 1991 года директором усадьбы был Анатолий Коршиков, который в 2017 году был отмечен советом Новой Пушкинской премии и получил диплом «За служение истории российской словесности» ; с 2018 года — советник директора музея-усадьбы, скончался 20 октября 2020 года .
Место, где сейчас находится усадьба Остафьево, впервые упоминается в 1340 году в духовной грамоте Ивана Калиты . В XVII веке село носило название «Климово, Нечаево тож» . В то время эти земли принадлежали Прокопию Ляпунову , который и основал усадьбу. Во второй половине XVII века её владельцем был князь Николай Львов и его наследники, в начале XVIII века — граф Пётр Апраксин , затем — князь Яков Алексеевич Голицын .
В 1751 году имение выкупил купец Кузьма Матвеевич Матвеев . На рубеже 1750—1760-х годов он отстраивал Остафьево, созданный им ансамбль строений определил главные черты пространственной структуры композиции будущей усадьбы, которая была перестроена следующим владельцем Андреем Вяземским . Он снёс все старые постройки и на месте каменного дома построил дворец с флигелями . При нём в Остафьево гостили Иван Дмитриев , Василий Жуковский , Василий Пушкин . Двенадцать лет — с 1804 по 1815 год — в Остафьеве жил и работал Николай Михайлович Карамзин , женатый на старшей дочери Андрея Вяземского. Для него был построен отдельный флигель , где были написаны первые восемь томов « Истории государства Российского » .
Остафьево достопамятно для моего сердца: мы там наслаждались всею приятностию жизни, немало и грустили; там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвящённые семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства, в тишине страстей мятежных.
— Николай Карамзин
В настоящее время на месте флигеля установлен памятный знак в виде восьми бронзовых книг, а перед домом растут два «карамзинских дуба», посаженные во второй половине XIX века .
Усадьба вошла в историю русской аэронавтики : 2 октября 1803 года на её территории приземлились Прасковья Юрьевна Гагарина — первая русская женщина, совершившая полёт на воздушном шаре, и Андре Жак Гарнерен . Остатки шара после полёта долгое время хранились в Остафьево .
В апреле 1807 года после смерти Андрея Вяземского владельцем имения стал его сын Пётр Вяземский , при котором Остафьево стало одним из символов культурной жизни России . Он был поэтом и другом Александра Пушкина . Пётр Вяземский посвятил родной усадьбе множество стихотворений, среди которых «Деревня» (1817), «Родительский дом» (1830), «Сельская церковь» (1856), «Приветствую тебя, в минувшем молодея…» (1857), «Нет, не видать уж мне Остафьевский мой дом…» (1863). В его доме проходили собрания литературного общества « Арзамас », членами которого были Александр Пушкин, Константин Батюшков , Денис Давыдов и многие другие литераторы и общественные деятели . В память о Пушкине Вяземский сохранил вещи друга: жилет, перчатку, трость, букет под стеклянным колпаком, собранный им в Остафьево. Неоднократно посещал усадьбу Александр Грибоедов : играл на сцене домашнего театра Вяземских, читал « Горе от ума ». В 1849 году Остафьево посетил Николай Гоголь .
В 1865 году усадьба перешла сыну Петра Вяземского — Павлу , который также был литератором. Князь коллекционировал собрания живописи, графики, прикладного искусства. Он обставил в средневековом вкусе Готический зал усадьбы, где были выставлены «ранние доски» — картины средневековых немецких художников, привезённые им из Германии . Основная часть художественного собрания Вяземского в настоящее время принадлежит московскому Пушкинскому музею .
После смерти князя в 1888 году имение унаследовал его сын Пётр, который жил в Петербурге и практически не приезжал в Остафьево. Через десять лет он продал усадьбу мужу своей сестры Екатерины Павловны — графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву .
Шереметев стремился сохранить для потомков дворянскую культуру. В 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, он превратил усадьбу в общедоступный пушкинский музей. В 1911 году по проекту Николая Панова Сергей Шереметев установил в парке памятник Николаю Карамзину, а в 1913 году — Александру Пушкину, Петру Вяземскому, Василию Жуковскому и Павлу Вяземскому .
После октября 1917 года усадьбу национализировали , но музей сохранили. Его директором и хранителем стал граф Павел Шереметев . В марте 1918 года на музей была выдана охранная грамота. 23 марта 1923 года усадьбу Остафьево признали неприкосновенным памятником «садово-парковой культуры Музейно-академического значения». В 1927 году за дворянское происхождение Павла Шереметева сняли с должности заведующего музеем. До 1929 года он проживал с семьёй в Остафьево, затем был выселен . 6 марта 1930 года музей был ликвидирован, в результате чего большинство произведений искусства и Остафьевский архив, который издавался с XIX века, были распределены по различным музеям и частично распроданы . Неизданные документы из Остафьевского архива находятся в распоряжении Российской национальной библиотеки в Петербурге .
После ликвидации музея усадьба переходила в ведомство различных учреждений: во время Великой Отечественной войны в усадьбе работал военный госпиталь , а с 1947 года располагался дом отдыха Совета министров СССР . Здесь останавливались и работали писатели Илья Ильф , Евгений Петров , Самуил Маршак .
В 1950-е годы облик усадьбы подвергся значительным изменениям: была полностью обновлена планировка дома, пристроена каменная балюстрада , застеклены колоннады, утрачены многие оригинальные детали композиции остафьевского парка .
5 декабря 1988 года усадьба Вяземских—Шереметевых вновь приобрела статус музея. Для музеефикации и воссоздания интерьеров дома работал фонд воспроизведения усадебных предметов, письменных и изобразительных материалов по истории усадьбы, хранящихся в других музеях и архивах. В феврале 1995 года указом президента России музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас» была включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, а в 1996 году зарегистрирована во Всероссийском реестре музеев .
Усадьба Остафьево была построена на рубеже XVIII—XIX веков князем Андреем Вяземским предположительно по проекту зодчего Ивана Старова. На участке был возведён двухэтажный дворец с двумя флигелями в стиле классицизма , соединённые открытой колоннадной галереей. Главным элементом фасада усадебного дома является шестиколонный портик коринфского ордера , который завершается треугольным фронтоном . Он также был украшен бельведером, который позднее разобрали (воссоздан в 2012 году). При постройке комплекса был также разбит пруд и липовая аллея . Каждое поколение владельцев дома вносило незначительные изменения в планировку, но в целом она оставалась неизменной до середины 50-х годов XX века , когда здание капитально перестроили .
В настоящее время комплекс музея состоит из главного дома с двумя флигелями и парком площадью 21 га с хвойной и берёзовой рощей, липовой аллеей, прудом, памятниками Николаю Карамзину, Павлу и Петру Вяземским, Александру Пушкину и Василию Жуковскому. По данным «OpenEconomy», музей посещают более ста тысяч человек в год .
Композиционным центром дома являются вестибюль и овальный зал. Зал предназначался для приёмов. Торжественность ему придавали шестнадцать коринфских полуколонн из искусственного мрамора, стены украшал декоративный фриз с изображением мифических существ и животных. С южной стороны над входом находилась ниша с хорами для оркестра. В 80-е годы XIX века Вяземский вместе с художником из Италии Сан-Джованни расписал плафон овального зала изображениями родных и знакомых, одетых в маскарадные костюмы . К овальному залу примыкала Парадная столовая, где сейчас размещается экспозиция, посвящённая Андрею Вяземскому . В зале стоят столики екатерининского времени и мебель стиля Людвига XV : стулья, банкетки, кресла . В вестибюле были представлены экспонаты искусства XV - XVI веков , памятники ранне-немецкой пластики XV—XVI веков, 90 картин старо-немецких и нидерландских мастеров и полотно неизвестного художника XVII века «Христос у Марфы и Марии». Помимо этого, здесь хранились гравюры Альбрехта Дюрера и рукописи на пергаменте .
На первом этаже дома располагались три библиотеки: Андрея Ивановича, Петра Андреевича и Павла Петровича Вяземских. В кабинете основателя усадьбы стояли высокие книжные шкафы, кресло-кровать, круглый стол и стулья из красного дерева, на стенах висели портреты императоров и государственных деятелей России. На камине из жёлтого мрамора стояли часы французского мастера Тома, на книжных шкафах — бюсты Лафонтена , Мольера . Библиотека Андрея Вяземского содержала богатейшее собрание книг в кожаных переплётах XVIII века по разным отраслям знания, произведения Руссо , Вольтера и других популярных авторов, а также книги, принадлежавшие его отцу, Ивану Андреевичу Вяземскому и деду по линии матери, князю Долгорукому .
Библиотека Петра Андреевича Вяземского насчитывала 5 тысяч томов сочинений поэтов и писателей пушкинской поры, большое количество журналов и альманахов , которые хранились в шкафах с витринами. В его кабинете стоял письменный стол, диван 1870-х годов с вышивкой его жены Веры Фёдоровны Вяземской , на стенах висели портреты семьи .
В библиотеке Павла Петровича Вяземского, где устраивались домашние спектакли, были собраны книжные раритеты: инкунабулы , альдины , эльзевиры , рукописи жития XVI—XVIII веков. В ней также хранилось 10 тысяч гравюр второй половины XV — начала XVI века с религиозными сюжетами и гравюры XVIII века. Библиотека князя была обставлена высокими шкафами из красного дерева со шкафчиками внизу, стены украшали портреты государей, учёных и деятелей французской революции .
Гостиную украшали пятьдесят полотен итальянских художников разных эпох, мраморные бюсты императоров Клавдия и Нерона и барельефы Геннинга с произведений Рафаэля . Убранство гостиной составляли ларец-кабинет XVII века с пластинами из моржовой кости и ящичками, украшенными расписными эмалевыми вставками с библейскими сценами, два шкафчика, бюро из красного дерева, резные геридоны и изделия из бронзы, венецианское зеркало начала XVIII века .
В Большой столовой стояли два монастырских шкафа XVII века с фигурами Богоматери и святых и сценами из Священного Писания . С ними сочетались старо-немецкие стулья, канделябры и стены, увешанные оружием разных народов. На шкафах хранились изделия из фарфора, хрустальные стаканы с росписью XVIII века, посуда из фаянса и глины ручной работы. Столовую украшала коллекция художественного металла, состоящая из двух медных блюд 1573 года с чеканным изображением Адама и Евы , подноса 1660 года, ступки 1695 года, персидских павлинов, самоваров, а также серебряных кубков и кружек начала XVIII века
На втором этаже находились музейные и жилые комнаты. Сохранилось описание жилых комнат с 1889 года: они были с низкими потолками и широкими подоконниками, на стенах висели портреты мыслителей и писателей. В жилых комнатах преимущественно стояла мебель времён Николая I и старая остафьевская. В карамзинской комнате хранились реликвии Александра Пушкина: стол, камышовая трость, жилет, перчатка и его чугунный бюст . В комнате Андрея Ивановича Вяземского была симметрично расставлена мебель и развешаны гравюры французских и английских мастеров. В «образной» хранились произведения древнерусского искусства, собранные его внуком Павлом Петровичем, предметы крестьянского быта, издания Общества любителей древней письменности, основанного в 1877 году. В одной из верхних комнат Павел Вяземский собрал произведения русской живописи: эскизы Владимира Боровиковского «Св. Георгий» и «Неразумные девы», эскиз к картине «Покорение Казани» Карла Брюллова и др. В комнате Марии Аркадьевны Вяземской , жены Павла Вяземского, висели семейные портреты, стояли диван, столик и шкаф, кровать и комод с канделябром .
Памятник поэту и владельцу усадьбы был открыт Сергеем Дмитриевичем Шереметевым в 1913 году. Бронзовый бюст выполнен с портрета князя, созданного супругой принца Ольденбурского Терезией . Памятник был отлит под руководством Николая Захаровича Панова в мастерской Гвидо Нелли; на боковых гранях основания выбиты строки из стихотворения «Остафьево» Петра Андреевича .
Памятник Карамзину авторства Николая Захаровича Панова открыт в 1911 году (при Сергее Дмитриевиче) к 100-летию меморандума « Записка о древней и новой России ». На пьедестале установлена бронзовая композиция из свитка и чернильницы с пером и семи томов «Истории государства Российского». На лицевой грани изображён портрет историка, на задней — строки из письма Карамзина Николаю Кривцову .
Открыт в 1913 году. Памятник выполнен по проекту Николая Панова. Бронзовая фигура отлита на фабрике «А.Моранъ» в Петербурге с гипсового оригинала, который сделал Александр Михайлович Опекушин . На лицевой грани установлен барельеф с изображением Пушкина, сидящего в Овальном зале, на боковых гранях — строки из его произведений. Памятник отреставрировали в 1999 году .
Памятник Жуковскому (автор — Николай Панов) также открыл Шереметев в 1913 году. Это—обелиск из серого гранита на постаменте в виде усечённой пирамиды. Бронзовые элементы памятника отлиты в мастерской Гвидо Нелли. Изображение поэта выполнено с оригинала портрета кисти художника Франца Крюгера . Пьедестал украшают строки из стихотворения «Царскосельский лебедь» Василия Жуковского. .
Бронзовый памятник по проекту Николая Панова, тоже отлитый в мастерской Нелли, установили в 1914 году. На пьедестале изображены факелы и герб князей Вяземских .
Храм построен в 1781 году Анной Григорьевной — вдовой Козьмы Матвеева, освящён в 1782-м. Выполнен в стиле раннего классицизма, Сложен из красного кирпича с белокаменными элементами декора и увенчан куполом с четырьмя люкарнами . У входа находились могилы малолетних сыновей Петра Андреевича. Вяземские жертвовали для храма деньги, иконы, кресты, платили жалованье церковнослужителям. По инициативе графа Шереметева при храме был организован хор мальчиков. В церкви хранились иконы Св. Великомученицы Екатерины , а также Св. Петра и Павла, пожертвованная Дмитрием Столыпиным .
В 1930-е годы храм был разорён. Пропали главы с крестами, колокола, были утрачены внутреннее убранство и росписи. Помещение в разное время использовалось под столовую, рабочие цеха местного промкомбината, даже пионерлагерь . В 1991 году церковь передали РПЦ и назначили настоятелем священника Михаила Василенко. В настоящее время музей помогает в реставрации и поддержании церкви .
Беседку выполнил Фома Мельников для Петра Андреевича Вяземского в начале XIX века. Она стоит на берегу Большого пруда и составляет единую композицию с мостиком, который расположен в его верховье рядом с северной границей усадебного парка. Мостик несколько раз перестраивали. Он был утрачен к 1950-м годам и воссоздан в соответствии с историческими планами в 1999 году .
Марсово поле — открытая овальная поляна, самая южная из каскада полян, которые должны были спускаться с севера на юг усадьбы по западной границе. Его создание связано с 10-летием Отечественной войны 1812 года , участником которой был Петр Андреевич Вяземский. В советское время эта часть парка заросла деревьями. При реставрации поле было воссоздано в исторических объёмах .
Липовая аллея — старейший элемент усадебного ансамбля. На плане имения 1805 года изображены уже посаженные и подросшие деревья, которые кронами образуют коридор. Во второй половине XIX века Павел Вяземский удлинил её на треть; деревьям в этой части 130—140 лет. Аллею также называют «Русским Парнасом». По преданию, её так прозвал Александр Пушкин . Однако Т. Н. Смирнова считает, что название придумали Павел Шереметев и Алексей Греч , чтобы увеличить значимость усадьбы в глазах советской власти .
Бор был заложен в 1905 году графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым. Его площадь составляет 2,61 га и насчитывает 870 деревьев — хвойных ( ель европейская , пихта сибирская и другие) и лиственных пород ( дуб черешчатый , клён остролистный ). На территории также высажены кустарники для гнездования птиц. Реставрация планировки насаждений проводилась в 2011—2012 годах ландшафтной мастерской «Русский сад» имени Валентины Агальцовой .
Роща кенконс
В усадьбе роща была высажена в начале XIX века при Вяземских, она связывает между собой регулярную и пейзажную части парка. По словам специалистов, в советские годы её забросили. Вновь восстановить удалось лишь в 2004 году. Сейчас здесь высажена 121 мелколиственная липа, а под деревьями разбит газон. Постриженные определённым образом, липы обеспечивают видимость по диагонали, сообщает официальный сайт усадьбы Остафьево .
В результате первого этапа реставрации, завершившегося в 2002 году, были восстановлены западный флигель и фондохранилище музея. В 2005 году отреставрировали восточный флигель и смотровую террасу. В 2006 году в музее открыли Кабинет медали, в котором собрано более двадцати тысяч медалей, медальонов, плакет от эпохи правления Петра Великого и до наших дней .
К 2016 году реставраторам удалось восстановить интерьеры усадьбы XIX века, какими они были при Вяземских: овальный зал, анфиладу дворцовых помещений, залы для приёма гостей, спальни, будуар . Были восстановлены изразцовые печи, фрагменты лепнины и росписи, открыты окна и дверные проёмы, заложенные в советское время. Также реконструировали земляную плотину на реке Любуче, построенную в середине XVIII века коллежским асессором Матвеевым недалеко от усадебного дома .
К 250-летию Карамзина в музее открылась постоянная экспозиция «Карамзин. Жизнь и труды», которая занимает 11 залов в западной анфиладе второго этажа. Кабинет писателя восстановлен по описанию Михаила Погодина , который приезжал в усадьбу в 1844 году: белые оштукатуренные стены, сосновый стол у окна, несколько козел с разложенными книгами. Единственный подлинный предмет в кабинете — начала XIX века, переданная в музей Василием Павловичем Шереметевым в 1962 году .
Музей также является площадкой для музыкальных и литературных мероприятий. Ежегодно в Остафьево проходят пушкинские праздники, летний фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах», концерты и спектакли .
Музей широко известен как центр по изучению жизни и творческого наследия Н. М. Карамзина. Здесь проводятся международные Карамзинские конференции. С 2010 года в музее-усадьбе ежегодно проходит День Карамзина с насыщенной программой, в которую включены: концерты, лекции, кинопоказы, интерактивные площадки, мастер-классы, ярмарка народных промыслов .