Церковь Димитрия Солунского (Надеждино)
- 1 year ago
- 0
- 0
Це́рковь Дими́трия Прилу́цкого на На́волоке (полное название — Церковь святого Димитрия Чудотворца, что на Наволоке) — православный храм в Вологде , возведённый в 1651 году, одна из первых каменных церквей Вологды. В церкви сохранились фрески начала XVIII века. Название закрепилось за комплексом из собственно холодной пятиглавой церкви Димитрия Прилуцкого и тёплой одноглавой Успенской церкви с колокольней, которые стоят вплотную друг к другу на низком берегу реки Вологды (« на́волоке »).
Постройку церкви связывают с событиями, описанными в житии Димитрия Прилуцкого . Хозяин дома, где останавливался Димитрий летом 1371 года (по другим сведениям 1378), увековековечив память об этом событии, соорудил рядом со своим домом деревянную часовню . После причисления в XV веке Димитрия Прилуцкого к лику святых часовня была заменена деревянной церковью. В « » 1612 года деревянная церковь Димитрия Прилуцкого сгорела .
Наиболее раннее упоминание о деревянной церкви встречается в окладной книге 1618 года Вологодского архиерейского дома . В начале XVII века в комплекс церкви Димитрия Прилуцкого входила церковь в честь ярославских чудотворцев князя Феодора , Давида и Константина , которая упоминается в писцовой книге 1627 года .
Описание церкви в Переписной книге Вологды 1646 года выглядит следующим образом: «Церковь преподобнаго Димитрея Прилуцкого чудотворца древяна на каменное дело о пяти верхах, другая церковь благоверных князей Федора и чад его Давыда и Констянтина Смоленских и Ярославских чюдотворцов древяна клецки ».
В 1651 году ярославскими зодчими Борисом Назаровым и Панкратом Тимофеевым был построен каменный холодный храм Димитрия Прилуцкого. По-видимому, это первый каменный храм города, возведённый после Софийского собора (1568—1570) . Предположительно, в 1710—1711 году к северной стене этого здания пристроили тёплую каменную придельную церковь во имя святого князя Феодора и его чад Давида и Константина — ярославских чудотворцев, а с северо-запада — колокольню. В 1750 году придел разобрали и на средства купца Афанасия Алексеевича Рыбникова построили отдельную тёплую церковь, соединив её с колокольней. Главный престол этой церкви освятили во имя Всех Святых . В 1781 (по другим данным в 1779) году на средства купца Максима Ивановича Рыбникова к западной стене церкви Дмитрия Прилуцкого была пристроена паперть с приделом преподобного Максима Исповедника , ризница и лестница-всход.
Во время эпидемии холеры в Вологде в 1830—1831 году в город были перенесены иконы Успения Божией Матери из Семигородней пустыни и Божией Матери Страстной-Семистрельной из , которые некоторое время находились в Димитриевских церквях. В память избавления от холеры с этих икон были сделаны списки, а престол церкви Всех Святых освятили заново в честь Семигородней иконы Успения Богородицы .
В 1930 году храм был закрыт и занят складом. С 1999 года возвращён верующим и действует как подворье Спасо-Прилуцкого монастыря .
Холодная церковь Димитрия Прилуцкого представляет собой пятиглавый четырёхстолпный храм на подклете , увенчанный маленькими широко расставленными главами. Декор фасада представлен лопатками на углах, поясом с круглыми нишками и ширинками , закомарами и аркатурой на барабанах. По своей архитектуре и декору церковь близка к ярославским памятникам середины XVII века за исключением обходной галереи , которая здесь отсутствует.
Тёплая Успенская церковь представляет собой низкий прямоугольный в плане объём, сильно вытянутый в длину, типичный для северных зимних храмов. Здание сохранило свой первоначальный вид с двухъярусной главкой и двумя апсидами , образованными алтарями основного храма и придела. Декор фасадов состоит из простых пилястр и карнизов с зубчиками.
Колокольня примыкает с тёплому храму с западной стороны. Её вертикальная композиция представлена четвериком , служащим папертью, двумя восьмериками , поставленными друг на друга, и главкой. Декор выполнен в виде спаренных плоских пилястр, зубчатых карнизов и наличников окон с бровками, характерными для первой трети XVIII века. Перспективный портал и крупные ширинки под арками звона восходят к более древним образцам древнерусского зодчества .
Холодная церковь Димитрия Прилуцкого была расписана в фресковой технике в 1721 году. Роспись церкви создана под влиянием ярославских образцов стенной росписи, библии Пискатора и выполнена в стиле барокко . Существует предположение, что во главе артели стенописцев работал Фёдор Фёдоров (также существует мнение, что им мог быть и Фёдор Игнатьев), расписывавший церковь Благовещения в Ярославле. Сюжеты росписи взяты из Ветхого и Нового Завета. В среднем ряду стен расположены сцены из жития Димитрия Прилуцкого .
От ярославских образцов отличается фреска « Страшный суд » на западной стене. Кроме таких самобытных деталей, как змей, выползающий изо рта апокалиптического зверя , дьявол с зажатым в руках Иудой со вздыбленными волосами, муки блудниц и прочих, роспись церкви имеет колористические отличия от ярославской живописи (ярко-красный клубок огня в аду) .
Сюжеты росписи на куполах и сводах преимущественно повторяют роспись церкви Иоанна Предтечи в Рощенье . Исключение составляют композиции « Сусанна со старцами », « Суд над Христом » и «Богоматерь — живоносный источник», которые появляются здесь впервые по отношению к Предтеченской церкви. Стиль росписи характеризуется экспрессией, проявляющейся в изломанности фигур и принадлежностью к стилю барокко, проявляющимся в пренебрежении законами тектоники и связью с архитектурой, а также появлением реалистичности в изображении пейзажа и зданий .
В церкви Димитрия Прилуцкого сохранился барочный иконостас с сенью (без икон). Его богатую, затейливую резьбу и «чистые формы» отметил искусствовед начала XX века Г. К. Лукомский .
Из церкви Димитрия Прилуцкого происходят одиннадцать минейных икон конца XVI века, не имеющие аналогов по полноте, количеству представленных северных святых и мастерству исполнения.
Иконостас придела Максима Исповедника написан одним из выдающихся устюжских живописцев XVIII века (ок. 1743—1780). В написанных для храма иконах наиболее полно выразилось мастерство этого живописца. Вологодские солепромышленники и купцы Рыбниковы, вкладчики храма Димитрия Прилуцкого, находились в родстве с одной из ветвей Колмогоровых, которые проживали в XVIII веке в приходе церкви. Также из церкви происходит икона последней трети XVIII века «Ярославские чудотворцы князья Феодор, Давид и Константин и преподобный Максим Исповедник». Иконы находятся в Вологодском музее-заповеднике (ВГИАХМЗ) .
Св. великомученица Екатерина. ВГИАХМЗ | Архангел Михаил, попирающий сатану. ВГИАХМЗ | Жены-мироносицы . ВГИАХМЗ | Усекновение главы св. Екатерины. ВГИАХМЗ |