Interested Article - Саввино-Сторожевский монастырь
- 2021-02-20
- 1
Са́ввино-Стороже́вский монасты́рь — православный ставропигиальный мужской монастырь в городе Звенигород Московской области . Основан в конце XIV века, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку .
Некоторые историки утверждают, что царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители .
История
Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой , учеником преподобного Сергия Радонежского , по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича . Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы . Её расположили на высокой горе Стороже, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой . Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась . Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV века (1402 год) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: сёла Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало и стало называться Саввинская Слобода ) .
В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной , а также их сын Фёдор Иоаннович . При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесён каменными стенами . Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля . Архимандрит (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря , где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.
К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт , который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных , по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе , теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе . Во время Отечественной войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин (Виноградский) . Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. 12 сентября 1812 года у стен монастыря состоялся бой под Звенигородом . Монастырь, занятый после этого французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.
В 1917 году настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов) . В мае 1918 года сюда прибыл с мандатом некто Константин Макаров . Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преподобного Саввы Сторожевского, что стало причиной . Участники мятежа убили Макарова и ещё двух коммунистов, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание… В середине 1919 года монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации сломали уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный). В 1986 году сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.
9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождавшимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального .
К тому моменту монастырь находился в плачевном состоянии и нуждался в срочной реконструкции. По воспоминаниям архимандрита Саввы (Фатеева) , работы по его восстановлению велись медленно. «Службы велись по музейному распорядку. Если повсеместно всенощная начиналась где-то в 5 часов вечера, то у нас — в 2. Потому что в 5 музей уже закрывался. Монахов не было. Был один трудник — даже не трудник, а просто охранник. Ситуация была плачевная, она не устраивала ни церковное начальство, ни самого тогдашнего наместника отца Иеронима» .
В августе 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь праздновал 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после литургии в Свято-Даниловом монастыре торжественно перевёз в Звенигород мощи преподобного Саввы — основателя обители. В 2007 году был открыт памятник преподобному Савве. Ныне в обители 30 монахов. Восстановлен иконостас XVII века, отреставрированы фрески .
В монастыре готовят легендарный квас , настаивая на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение ). При монастыре (в специальном здании за пределами основной территории) планируется открыть .
Здания и сооружения
Храмы
- Рождество-Богородицкий собор (традиционная дата постройки — 1405 год — оспаривается), позднее к собору пристроили Саввинский (южный) придел , двустороннюю паперть и ризницу, кокошники воссозданы советскими реставраторами;
- Надвратный храм Живоначальной Троицы построен И. М. Шарутиным в 1650 году ;
- Церковь преподобного Сергия Радонежского в колокольне;
- Храм святого Алексия, человека Божия ;
- Трапезная церковь, храм во имя Преображения Господня (построен в 1695 году по распоряжению царевны Софьи).
Другие здания
- Трапезная (1652—1654; найденные при раскопках старая трапезная и Святые ворота были построены в XVI веке) — четырёхэтажное строение, выдающееся достижение русской архитектуры XVII века, одна из крупнейших по площади каменных построек своего времени, которую с восхищением описал Павел Алеппский . В белокаменном подклете , углублённом на 6 м в землю, помещался ле́дник и имелся колодец глубиной 15 м. На втором этаже находилась кухня, вокруг которой были кельи для служителей. На третьем этаже располагалась собственно столовая палата, перекрытая крестовыми сводами , площадью около 500 м² (для сравнения — площадь Грановитой палаты Московского Кремля — 495 м²). Трапезная освещалась «кругом» окнами, причём со стёклами, а не со слюдой . Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей. В верхнем этаже хранилась монастырская казна. Передний фасад трапезной имел архитектурные украшения, в частности, карниз , что являлось новинкой для XVII столетия. После того, как перекрытия четвёртого этажа обрушились, в 1806 году здание было сильно перестроено. В XX веке проведена научная реставрация памятника .
- Царицыны палаты (1652—1654). Дворец был построен для царицы Марии Милославской — первой супруги царя Алексея Михайловича. Это одноэтажное здание с подклетом до 1828 года имело второй деревянный этаж. Здание делится на парадную и хозяйственную половины. Парадная половина состоит из трёх частей с отдельными входами: центральная часть — для царицы, боковые — для свиты. В хозяйственной половине анфилада комнат проходит через всё здание.
- Дворец царя Алексея Михайловича строился в три этапа. В 1652—1654 годах была сооружена северная часть дворца. В 1674—1676 годах дворец представлял собой одноэтажное строение на подклете из семи клетей с отдельными входами длиной около 100 м. Парадную центральную часть занимали покои царя, в северной части находились кухонные помещения, остальные клети предназначались для царской семьи и свиты. У четырёх клетей был деревянный второй этаж, куда вели узкие внутристенные лестницы. В 1686—1687 годах при царевне Софье крышу и тесовые терема разобрали и надстроили второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания. Вместо внутристенных лестниц были сооружены наружные каменные крыльца на второй этаж. Дворец сильно пострадал при пожаре 1742 года.
- Братские корпуса (середина XVII века), место обитания монахов, неоднократно достраивались и перестраивались.
- Жилой корпус духовных училищ построен по проекту Дмитрия Борисова (1820-е) на месте Казначейского корпуса.
- Звонница имеет четырёхъярусную конструкцию, которую венчают четыре каменных шатра с главками .
На территории монастыря сохранился фрагмент алтарной части храма во имя преподобного Иоанна Лествичника, над которой сооружена часовня .
Монастырь не имеет парадного въезда. Есть только парадный вход через Святые ворота Красной башни. Прямо за парадным входом начинается лестница, ведущая в подклет Троицкой надвратной церкви, а в подклете расположена лестница, ведущая на парадный двор монастыря — приём, не имеющий повторений в русской архитектуре [ источник не указан 1500 дней ] . Таким образом, через парадные ворота въехать в монастырь невозможно. При подъёме по лестнице из подклета надвратной церкви на главную площадь сначала видна только верхняя часть собора Рождества Пресвятой Богородицы, а при дальнейшем подъёме возникает впечатление, что собор вырастает из земли (растёт).
Слева у парадного входа располагаются Царицыны палаты. Палаты построены у парадного входа, чтобы царица со своей свитой могла, не проходя на территорию мужского монастыря, войти сразу в палаты. Царицыны палаты соединены коридором с Троицкой надвратной церковью, куда царица со свитой могла пойти молиться, не выходя из здания на территорию мужского монастыря. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы молились братия монастыря и царь со свитой.
В настоящий момент для входа и въезда в монастырь используются Северные проездные ворота. За стенами монастыря располагается колодец преподобного Саввы Сторожевского и рыбное хозяйство монастыря, а также здание монастырской гостиницы и ещё три здания — бывшие монастырские гостиницы.
В километре от монастыря расположен скит и храм преподобного Саввы Сторожевского с пещеркой, корпус братских келий с домовой церковью святого Николая Мирликийского и купальня.
Башни
Крепость строилась по царскому указу под руководством Н. М. Боборыкина и А. Шахова.
В монастыре И. М. Шарутиным, также построившим стены Троицкого Калязинского монастыря , в 1650 — 1654 годах было сооружено семь башен, до наших дней дошли шесть.
- Красная (над Святыми воротами)
- Житная
- Водовзводная
- Усовая
- Больничная (не сохранилась)
Реставрация
- 1950-е: Реставрация трапезной и Троицкой церкви В. И. Фёдоровым и М. Д. Циперовичем
- 1955—1958: Раскопки Н. С. Шеляпиной
- 1969—1975: Очищение фресок Д. Е. Брягиным
- 1970-е—1980-е: Реставрация башен Л. К. Россовым, О. В. Скороходом, Л. Э. Тэпфер
- 1972: Реставрация Рождественского собора Л. К. Россовым
- 1973: Реставрация Саввинского придела В. М. Пустоваловым
В культуре
Монастырь и его окрестности всегда были очень живописны и привлекали множество художников.
В монастыре и его окрестностях Александр Алов и Владимир Наумов сняли несколько эпизодов кинофильма « Бег »: в начале — беженцы в монастыре, в конце — зимний лес.
Возле монастыря Андрей Тарковский снимал эпизод кинофильма « Солярис » — домик у пруда в начале фильма.
Настоятели
- Игумены (1398—1650)
- Савва Сторожевский (1398—1407)
- Савва II (1407—1423 (?))
- Феодор (1428)
- Дионисий (1430 (?))
- Досифей (ок. 1435)
- Иосиф (1445)
- Евфросин (1454)
- Евсевий (ок. 1462—1470)
- Варлаам (ок. 1472)
- Зосима (в правление князя Звенигородского Андрея Васильевича)
- Дионисий II (1490—1493)
- Каллист (1505)
- Савва III (1518)
- Варсонофий (1524)
- Серапион (1525)
- Филофей (1529)
- Макарий (1530)
- Мисаил (1539)
- Афанасий (1542—1550)
- Филарет (1550—1555)
- Филофей II (1558)
- Варлаам II (1568—1570)
- Евсевий II (1570)
- Феодосий (1589)
- Герман (1592)
- Нафанаил (1595)
- Боголеп (1598)
- Исайя (1606—1612)
- Макарий II (1628-29)
- Иосаф (1629)
- Иона (1638)
- Никон (1641—1643)
- Варлаам III (1643—1650)
- Архимандриты (1650—1800)
- Варлаам (1650—1651)
- Гермоген (1651—1654)
- Никанор (1654—1658)
- Тихон (1660—1666)
- Филарет (1666)
- Варнава (1666—1673)
- Сильвестр (Черницкий) (1673—1699)
- Мелетий (1699—1711)
- Сильвестр II (1711—1723)
- (1723—1725)
- Досифей (Любимский) (1725—1731)
- Антоний (1731—1734)
- Симон (1734—1739)
- Иларион (Григорович) (1739—1743)
- Карион (1743—1752)
- Сосипатр (1752—1754)
- Гедеон (Криновский) (1754—1758)
- Иоанникий (Павлуцкий) (17 апреля 1758—1761)
- (1761—1765)
- Феофил (Игнатович) (1765—1771)
- Павел (1770—1771)
- Варфоломей (1771—1773)
- Варлаам (1773)
- Евстафий (1773—1775)
- Павел (1775—1776)
- Феофилакт (1776—1788)
- (1789—1792)
- (1788—1791, 1792—1794)
- Арсений (1794—1799)
- Епископы Дмитровские (1800—1877)
- Серафим (Глаголевский) (1799−1804)
- Августин (Виноградский) (1804—1819)
- Лаврентий (Бакшевский) (1819—1820)
- Афанасий (Телятьев) (1821—1824)
- Кирилл (Платонов-Богословский) (1824—1827)
- Иннокентий (Сельнокринов) (1827—1831)
- Николай (Соколов) (1831—1834)
- Исидор (Никольский) (1834—1837)
- Виталий (Щепетев) (1837—1842)
- Иосиф (Богословский) (1842—1849)
- Филофей (Успенский) (1849—1853)
- Алексий (Ржаницын) (1853—1857)
- Евгений (Сахаров-Платонов) (1857—1858)
- Порфирий (Соколовский) (1858—1859)
- Леонид (Краснопевков) (1859—1876)
- Никодим (Белокуров) (1876—1877)
- Епископы Можайские (1877—1917)
- Игнатий (Рождественский) (1877)
- Амвросий (Ключарёв) (1878)
- Алексий (Лавров-Платонов) (1878—1882)
- Мисаил (Крылов) (1883—1885)
- Александр (Светлаков) (1886—1892)
- Тихон (Никаноров) (1892—1899)
- Парфений (Левицкий) (1899—1904)
- Серафим (Голубятников) (1905—1908)
- Василий (Преображенский) (1908—1914)
- Димитрий (Добросердов) (1914—1919)
- наместники в сане архимандрита
- Иннокентий (Бобцов) (5 сентября 1914—1915)
С 1995 года — Ставропигиальное подчинение монастыря Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси
- (9 февраля 1995 — 21 ноября 1997)
- (21 ноября 1997—2006)
- Савва (Фатеев) (16 декабря 2006 — 30 августа 2019)
- Павел (Кривоногов) (30 августа 2019 — н. в. )
См. также
- Саввинское подворье (подворье Савво-Сторожевского монастыря) в Москве
- Уфимский Успенский монастырь основан в конце XVI века монахами Саввино-Сторожевского монастыря в Уфе
Примечания
- ↑ , с. 299.
- ↑ Ковалёв-Случевский К. . Дата обращения: 2 июля 2010. 6 февраля 2012 года.
- . Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Дата обращения: 2 июля 2010. 19 сентября 2011 года.
- Кондрашина В. А., Аверьянов К. А. . . Города и поселения Одинцовского района . Одинцово-ИНФО. Дата обращения: 2 июля 2010. 1 июня 2013 года.
- , с. 300.
- Церковь воинствующая // от 30 марта 2022 на Wayback Machine . — С. 53.
- от 19 июня 2008 на Wayback Machine // gastronom . ru
- Павел Алеппский . Посещение Саввина Сторожевского монастыря Антиохийским патриархом Макарием в 1656 году / Пер. с араб. Г. А. Муркоса . — М. , 1896.
- от 26 декабря 2016 на Wayback Machine на сайте обители.
- Пустовалов В. М. Новые данные о церкви Преображения Господня и трапезной палате Саввино-Сторожевского монастыря: Обзор источников // Саввинские чтения — 2006. — М. : Северный паломник, 2007. — С. 62—81.
- Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
- . rus.bashenc.ru . Башкирская энциклопедия . Дата обращения: 10 января 2021. 12 января 2021 года.
Литература
- // Православные монастыри: Путешествие по святым местам. — 2009. — № 5.
- Вздорнов Г. И. К архитектурной истории Саввино-Сторожевского монастыря // Памятники культуры (исследования и реставрация). — М. , 1961. — Вып. 3. — С. 110—122.
- Воронин Н. Н. Собор Саввина-Сторожевского монастыря // Зодчество северо-восточной Руси XII—XV веков / Под ред. Б. А. Рыбакова , В. В. Косточкина . — М. : Издательство Академии наук СССР , 1962. — Т. 2. — С. 299—306.
- Кондрашина В. А. Саввино-Сторожевский монастырь : фотоальбом. — М. : Лето, 1998. — 203 с.
- Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря / Сост. С. Смирнов. — М. , 1860; репринт. изд. — М. : Издательский отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2007.
- Пустовалов В. М. Основные этапы строительства Рождественского собора Саввино- Сторожевского монастыря // Звенигород за шесть столетий: Сб. ст. к 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря. — М., 1998.
- / Седов Д. А., Павлинов П. С. (архитектура) // Румыния — Сен-Жан-де-Люз [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 187. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8 .
- Саввино-Сторожевский монастырь. 600 лет / Сост. и общ. ред. Иеронима (Карпова), И. К. Кучмаевой. — М.: АСК, 1997. — 185 с.
- Тютюнникова И. В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: путеводитель. — М. : Северный паломник, 2007. — 119 с.
- Хлебодарова И. Ю. Иконостас собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. — Звенигород : ИП Верхов С. И., 2014. — 17, [57] с. — (Серия. Знаменитые иконостасы России). — ISBN 978-5-905904-18-9
- Яшина О. Н. Саввино-Сторожевский монастырь. Шесть веков истории. Часть вторая XVIII—XXI век. Авт. — М.: Издание Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2003.
- Яшина О. Н., Доценко И. И. Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода : история обители. — 2-е изд., испр. и доп. — Звенигород : Издательский отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2009. — 397 с.
Ссылки
- — официальный сайт Саввино-Сторожевского мужского монастыря
- . sobory.ru .
- 2021-02-20
- 1