Interested Article - Петраркизм

Петрарка . Портрет работы Юстуса ван Гента . XV в.

Петраркизм ( итал. petrarchismo ) — основополагающее течение в итальянской поэзии XVI века, получившее распространение и в других странах Европы ( Франция , Англия , Испания , Португалия , Далмация , позднее — Германия ). Петраркизм обычно рассматривается как разновидность маньеризма в поэзии.

Возникновение термина

Термин впервые был использован издателем и писателем Николо Франко в диалоге «Петраркист» ( 1539 ). В его интерпретации термин относился к комментаторам поэтического наследия Петрарки , чрезмерно увлекавшимся биографическим подходом и невероятной скрупулёзностью в рассмотрении частностей .

Зарождение петраркизма

Лаура и Петрарка. Миниатюра из «Книги Песен». XV в.

Хотя Петрарке в Италии подражали и в XIV, и в XV веках (в том числе Маттео Боярдо , Анджело Полициано , Якопо Саннадзаро и Лоренцо Медичи ), масштабный и системный характер это явление приобрело только в период Чинквеченто . Из всего наследия поэта отбирается только его «Книга песен», которая толкуется как непререкаемый канон (прежде это сочинение конкурировало с циклом «Триумфы») . Канонизация «Канцоньере» как непреложного образца поэтического стиля была осуществлена прежде всего усилиями Пьетро Бембо , чья книга «Стихотворений» (первое издание — 1530 ) фактически кладёт начало петраркизму Чинквеченто. Для поэтов-петраркистов было характерно стремление к формальной изощренности и рассудочности:

«Аристократизируясь, петраркистская лирика под воздействием светской среды придаёт любви оттенок психологически и интеллектуально утонченной, но условной и рассудочной игры…Одухотворенное и чувственное начала любви не выступали у пертаркистов в органическом единстве, а поочерёдно, на том или ином этапе, вытесняли друг друга»

Представители петраркизма в Италии

Первым крупным приверженцем петраркизма в Италии, который «принял петраркизм в редакции Бембо и не превратился при этом в банального эпигона» , был Джованни Делла Каза . За ним последовали неаполитанские поэты , , ; тосканцы Аннибале Каро , Микеланджело , а также поэтессы Витториа Колонна , Вероника Франко , Изабелла ди Морра и Гаспара Стампа — стихи последней, по мнению Н. И. Голенищева-Кутузова , «нарушают каноны петраркизма» . Вместе с тем увлечение Петраркой вызвало к жизни и такое явление, как антипетраркизм , известнейшим представителем которого был Франческо Берни , пародировавший уязвимые места петраркистской поэтики. Диалог Джордано Бруно «О героическом энтузиазме» содержит в себе фактический демонтаж петраркистского кода.

Петраркизм за пределами Италии

Франция
Франсуа Клуэ . Портрет Меллена де Сен-Желе

Во Франции Петрарке подражали многие крупные поэты. Значительную роль здесь сыграли осуществлённые Клеманом Маро переводы, а также деятельность работавшего во Франции итальянского поэта Луиджи Аламанни . Окончательное оформление французского петраркизма и становление петрарковского мифа во Франции учёные относят к периоду 1533—1539 годов .

Влияние «Книги песен» просматривается у Меллена де Сен-Желе , поэтов ( Морис Сев , Луиза Лабе , Пернетта Дюгийе ), у поэтов Плеяды и Агриппы Д’Обинье , Жака Таюро , а также у Филиппа Депорта . При этом влияние итальянской модели сочеталось здесь с реанимацией национальной куртуазной традиции. В том же время в прозе нередко встречаются образцы демистификации петраркизма, иронического вышучивания идеализированной любви (в том числе у Брантома ).

Испания

Самим ранним опытом подражания Петрарке в Испании стали 42 сонета маркиза де Сантильяна, написанные в ( 1444 ) году . Однако системный характер петраркизм приобрел здесь много позже. По словам Н. Г. Елиной , в Испании

«в 30-е гг. 16 в. возникла школа петраркистов, родоначальником которой был Хуан Боскан Альмогавер , а наиболее видным представителем — Гарсиласо де ла Вега , авторы любовных сонетов и канцон в манере Петрарки. Но в Испании петраркизм встретил и ожесточённых противников, защищавших национальные формы поэзии ( Кристобаль де Кастильехо и др.). Тем не менее петраркистская поэзия просуществовала здесь до конца XVI века и в круг её до некоторой степени входит творчество поэта Фернандо де Эррера » .

Англия
Ганс Гольбейн . Портрет Томаса Уайета . Ок. 1535 . Лондон , Галерея Тейт

Как и во Франции, и в Испании, мода на петраркизм в Англии утвердилась в 1530-х годах. Первыми английскими петраркистами стили Томас Уайет и Генри Говард, граф Сарри; после их кончины традиция прерывается и возобновляется лишь в 1570-х годах, у Ф. Сидни , Э. Спенсера , М. Дрейтона и С. Дэниэла . В сонетах У. Шекспира усвоение петраркистских модулей соединяется с их иронической трансформацией (знаменитый от 13 декабря 2010 на Wayback Machine ).

Германия

В поэзии Германии подражание Петрарке обнаруживает себя значительно позже, чем в других странах, и совпадает с развитием поэтики барокко ( Мартин Опиц , Пауль Флеминг , Андреас Грифиус ). Для немецкой поэзии характерно соединение петраркистской традиции со стоицизмом .

Примечания

  1. . Дата обращения: 21 ноября 2010. 5 декабря 2008 года.
  2. Якушкина Т. В. Итальянский петраркизм XV—XVI веков. Традиция и канон. СПб, Санкт-Петерьургский государственный университет, 2008. — С. 24.
  3. Виппер Ю. Б. Поэзия Плеяды. М., Наука, 1976. — С. 148—149.
  4. Евдокимова Л. В. Лирическая и комическая поэзия// История литературы Италии. Т.2, ч. 2. М., ИМЛИ РАН, 2010. С. 308.
  5. . Дата обращения: 21 ноября 2010. Архивировано из 18 июля 2010 года.
  6. Смирнова М. Б. Петраркизм//Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., НПК «Интелвак», 2003. — С. 745.
  7. . Дата обращения: 21 ноября 2010. 11 апреля 2012 года.
  8. (недоступная ссылка)

Литература

Ссылки

  • от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  • (недоступная ссылка)
  • от 6 марта 2016 на Wayback Machine (итал.)
  • (итал.)
  • (итал.)
  • от 4 марта 2016 на Wayback Machine (итал.)
  • (итал.)
  • (фр.)
  • от 2 сентября 2011 на Wayback Machine (фр.)
  • (фр.)
  • Joseph Vianey . Le Pétrarque en France. Genève, Slatkine Reprints, 1969. (фр.)
  • Jean-Luc Nardone . Pétrarque et le pétrarquisme. Paris, PUF, 1998. (фр.)
Источник —

Same as Петраркизм