Киевская рисовальная школа
- 1 year ago
- 0
- 0
Петербургская рисовальная школа княгини М. К. Тенишевой (Тенишевская школа) — российское частное художественное учебное заведение, основанное в 1895 году И. Е. Репиным и княгиней М. К. Тенишевой в Санкт-Петербурге .
Тенишевская школа была открыта в Санкт-Петербурге в ноябре 1895 года. Организатором и вдохновителем её был Илья Ефимович Репин. Уже руководя своей мастерской в Высшем художественном училище при Академии художеств , Илья Ефимович берёт на себя руководство частной художественной студией. Его начинание подержала княгиня Мария Клавдиевна Тенишева , предоставив для занятий свою художественную мастерскую на Галерной улице , 13. Тенишева также взяла на себя все материальные расходы по школе, что позволило сделать обучение бесплатным.
26 ноября 1895 года в письме к П. М. Третьякову Репин писал:
«У меня здесь великолепная мастерская; и я открыл ещё одну частную, подготовительную школу в доме княгини Тенишевой, в её мастерской учится 29 человек. От желающих поступить, отбою нет. Школы нужны» .
В своих воспоминаниях княгиня М. К. Тенишева писала:
«Студия наша сразу завоевала себе почетное место. Желающих поступить в так называемую „тенишевскую школу“ было в десять раз больше, чем позволяло помещение. В начале сезона места брались положительно с бою, даже происходили очень тяжелые сцены отчаяния, когда Репин после пробных занятий отстранял того или другого ученика, не находя в нём достаточно данных. Компания была в высшей степени пёстрая, милая, со страстью отдававшаяся работе, искренне любящая искусство. Народ все способный, молодой и многообещающий» .
На совещании с Тенишевой было решено сначала принять двадцать пять учеников, но в дальнейшем приняли столько, сколько смогла вместить студия — сорок человек. Основной целью студии была подготовка учащихся к поступлению в Высшее художественное училище. От учеников студии требовалось уметь рисовать с гипсовых моделей и писать живую натуру. Помощниками И. Е. Репина по занятиям рисунком и живописью в Тенишевской мастерской были А. Куренной, П. Е. Мясоедов , затем Д. А Щербиновский .
По уставу рисовальной школы , учащиеся платили пять рублей в месяц для покрытия расходов по найму моделей и вознаграждения помощника руководителя студии. Занятия проводились ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, с 9 часов утра до 2 часов по полудню (с 9 часов до 12 часов — живопись, с 1 часа до 2 часов — рисование). Один раз в неделю ученики собирались вечером для разъяснения некоторых вопросов по композиции. В начале каждого месяца ученикам задавалась тема для эскиза. В конце месяца проводился экзамен ученических работ по пятибалльной системе. Эскизы, кроме того, распределялись по достоинству — номерами, которые служили порядком при занятии мест, всякий раз при постановке новой модели.
По совету Репина старостой студии был выбран Яков Чахров. В своих воспоминаниях об И. Е. Репине и Тенишевской школе Чахров писал:
«Когда оканчивались этюд и рисунок, к этому сроку обязательно каждый из нас должен был представить и эскиз. Эскиз считался одним из важных условий работы в мастерской. Каждые две-три недели, в воскресный день, в мастерской устраивалась выставка. Приходил профессор и в присутствии старосты ставил разряды. В это время ученики, затаив дыхание, со страхом и волнением ждали оценки своих работ в другой комнате, служившей нам чайной. Приглашенные, они входили в мастерскую и бежали к своим работам. Илья Ефимович придавал большое значение обсуждению каждой работы в отдельности и вызывал целые дискуссии учащихся. Лучшие работы приобретались в виде поощрения кн. Тенишевой и вешались на стенах мастерской как образцы» .
Несмотря на большую загруженность в академии , Репин уделял много времени своей студии на Галерной:
«Тенишевскую мастерскую Илья Ефимович любил больше академической, — вспоминает Я. Чахров. — Он часто устраивал там вечера-беседы, много говорил нам о своих творческих планах, делился впечатлениями, вспоминал заграничных мастеров-художников. На этих беседах много говорилось о текущих выставках, подробно рассматривались и обсуждались новые работы художников. Между прочим, Репин обращал наше внимание на успехи В. А. Серова в портретах» .
Из писем Репина к княгине Тенишевой известны лишь некоторые темы для эскизов студийцев: «Жертва», «Открытие», «Подвиг», «Садко» (1896); «Микула Селянинович» (1897). Также нет полного списка «тенишевцев». Известно, что в студии учились: Л. П. Альбрехт, И. Я. Билибин , Д. Ф. Богословский, Н. Я. Борисов, А. А. Бучкури , А. И. Вахрамеев , К. А. Вещилов , Е. А. Граве, С. И. Данишевский, М. В. Добужинский , Ида Зюнтаро (японский подданный), Г. Г. Карпунин, А. Н. Клементьев, Н. Кутузова, В. Н. Левитский, А. Э. Линдеман, Э. Э. Лисснер , А. А. Любицкий, Е. К. Маковская, Х. Д. Минасьянц (Тер-Минасян), Ю. И. Репин , А. В. Сапожников, З. Е. Серeбрякова , А. И. Титов, В. И. Ткаченко, А. Н. Третьяков, А. Д. Трунов, И. М. Тряпичников, В. Д. Фалилеев, Богдан Ционглинский (двоюродный брат Я.Ф. Ционглинского), Я. А. Чахров, М. Я. Чемберс , Е. М. Чепцов , Е. В. Честняков , С. В. Чехонин , Н. И. Шестопалов, М. Н. Яковлев . Это не полная, незначительная часть из числа учащихся студии. Большинство из них, в последующем, успешно сдали экзамены в Академию художеств . Репин писал в 1898 году Куренному: «Отличились и тенишевцы мои: в Академию приняты Чахров, Вещилов , Сапожников, Трунов, Романенко (дев.) и Барушева» .
Студия на Галерной работала до 1903 года. Идейные разногласия стали причиной разрыва отношений Репина и Тенишевой в 1899 году. В январе 1902 года Репин писал Тенишевой:
«Школа, которую Вы основали, по моей просьбе, в Вашем доме, уже полтора года продолжает свое существование без моего непосредственного наблюдения. Будучи не в силах — и по нездоровью, и по недостатку времени — заниматься ею, я передал господину Д. А. Щербиновскому , о чём и известил Вас своевременно; предлагая на Ваше благоусмотрение продолжение или закрытие этой школы» .