Interested Article - Лессировка
- 2020-09-13
- 1
Лессировка ( нем. lasieren — делать блестящим, из лат. laseris — смолистое, блестящее вещество, блеск, лоск; не путать со словом «глазурь») — один из технических приёмов нанесения красок на основу «тонким, просвечивающим слоем, для чего в составе краски увеличивают количество связующего вещества — масла, лака, скипидара, олифы» . Лессировочными называются специальные полупрозрачные краски, использующиеся в живописи , декоративном искусстве, строительстве и промышленном дизайне . Противоположная техника называется импасто .
Техника лессировок в истории живописи
В искусстве живописи техника лессировки всегда имела важное значение. Сквозь тонкий лессировочный слой (или несколько последовательно накладываемых слоёв) просвечивает белый, серый либо красноватый грунт , определяющий тепло-холодные отношения тонов . Вплоть до начала XX века этот приём был одним из главных для получения необходимого цвета , эффектов светотени , тонкой нюансировки тональных отношений и валёров . Леонардо да Винчи использовал технику лессировки для получения эффекта сфумато (дымки). Эту технику совершенствовали «леонардески», Фра Бартоломео и маньеристы флорентийской школы .
Лессировками пользовались все старые мастера XV—XVII веков. В западноевропейском Средневековье с X века краски на высыхающих растительных маслах использовали для прописей лессировками по темперной живописи. Одним из первых мастеров, усовершенствовавших технику лессировки масляными красками, был нидерландский художник Ян Ван Эйк — вместе с братом Губертом он является автором знаменитого Гентского алтаря (1432). Вначале художники писали темперой, «затем наносили слой прозрачного клея и один или два слоя масляного лака, после чего приступали к живописи масляными красками» . «Метод Ван Эйка» описан в «Книге об искусстве» (Il Libro dell’Arte) Ченнино Ченнини . «Смешанный способ живописи» использовал Леонардо да Винчи . Он писал сепией или коричневой темперой по белому грунту, моделируя объём, а затем лессировал цветом масляными красками .
Применение масляных красок позволило создавать невозможные в темпере и клеевой живописи тончайшие переходы, нюансы тонов, валёры . Новую технику стали применять другие нидерландские художники Северного Возрождения : Гуго ван дер Гус , Рогир ван дер Вейден , Ханс Мемлинг , Петрус Кристус . От нидерландцев эту технику переняли итальянские художники. На белый грунт наносился подготовительный рисунок (иногда с тональными моделировками сепией или тушью), который покрывали слоем прозрачного лака. После тщательной просушки рисунок лессировали несколько раз: сначала холодными тонами, а сверху, там, где это необходимо, тёплыми, придавая краскам «огонь». Иногда белый грунт покрывали «телесным тоном» — карнацией (от фр. carnation — телесный цвет) и только в отдельных местах, например в рисунке драпировок, лессировали цветом .
Для живописи малых голландцев XVII века характерен холодный, сероватого тона, тщательно отполированный грунт, просвечивающий сквозь многие слои красок. Такой грунт является источником отражённого света, усиливая яркость, светоносность красок. Именно в Голландии появилась жанровая разновидность почти монохромного «тонального пейзажа» , написанного лессировками по белому или серому грунту .
Старые мастера внимательно следили за чистотой лессировочных слоев. Писать корпусно, пастозно, накладывая густые слои непросвечивающих красок, считалось дурным тоном .
В основу живописной техники старых фламандских мастеров (XV век) при переходе от работы темперой к масляным краскам была положена система нанесения многочисленных прозрачных и полупрозрачных лессировочных слоёв по светлому грунту, при этом создавались произведения с богатым колоритом и особой светоносностью. Лессировка у фламандцев была основным приёмом при моделировке «карнации» — изображения открытых участков человеческого тела . В XVII—XVIII веках стали использовать красно-коричневый грунт: асфальт , болюс . Караваджо первым стал применять тёмный, почти чёрный грунт, работая по нему от тёмного к светлому. Отдельное название — вердаккио ( итал. verdacchio — зеленоватый) — имеет техника лессировок градациями кричневого и зелёного тонов. Коричневым пишут тени, а светло-зелёным — светá, освещённые части формы. Такой способ характерен для художников проторенессанса умбрийской и флорентийской школ .
В дальнейшем академические художники сочетали пастозную и лессировочную техники. Света писали пастозно либо лессировками по белой «подкладке», тени — прозрачными слоями краски по нейтральному грунту или тёплому болюсу. Такая сложная техника позволяла вносить необходимые изменения по ходу работы, сохраняя принцип тепло-холодности живописи. Картину в смешанной технике, как правило, «доводили» многократными лессировками и покрывали лаком.
В строительстве и декоре
Используется при окрашивании стен (например, ванных комнат). Чаще употребляется название «глизаль». Глизаль — прозрачная краска или лак , обладает длительным временем высыхания; наносится на ранее окрашенные поверхности для декоративного эффекта при внутренней отделке стен. Более длительное время высыхания нанесённого слоя краски позволяет легко и многократно (до одного часа, в зависимости от температуры и влажности) исправлять рисунок различными инструментами.
Глизаль также смешивается с непрозрачными красками для доведения их консистенции до полупрозрачности; такие краски также используются для декорирования .
Глизалью декорируется деревянная мебель, с её помощью создается эффект «состаренности» (например, в стиле «кантри») с нанесением рисунка, воспроизводящего текстуру материала .
Особенности
Глизаль на алкидной основе отличается сильным запахом растворителя ; водорастворимая глизаль сохнет быстрее.
Приёмы работы с глизалью
- Загрунтовать поверхность и дать высохнуть.
- Нанести глизаль нужного цвета валиком или кистью и тут же начать декорирование (напр., «ушастым» валиком, резиновым «гребнем», твердым штрихующим предметом и т. д.).
На больших поверхностях работать лучше вдвоём; первый наносит глизаль, второй следом — декоративный эффект. Для работы с глизалью удобно использовать морскую губку , особенно если количество лессируемых слоёв больше двух. Она придаёт природную равномерность нанесению финишных слоёв. Нанесенную губкой глизаль необходимо растушевать кистью до получения желаемого сочетания цветов.
Примечания
- Власов В. Г. Лессировка // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 69
- Киплик Д. И. Техника живописи. — М.: Сварог и К, 1998. — С. 361
- Киплик Д. И. Техника живописи. — С. 379
- Власов В. Г. Лессировка. — С. 69
- Тарасов Ю. А. Голландский пейзаж XVII века. М.: Изобразительное искусство, 1983. С. 43, 143
- Власов В. Г. Лессировка. — С. 70
- Гренберг Ю. От фаюмского портрета до постимпрессионизма: История технологии станковой живописи. — М.: Искусство, 2003. — С. 173—174
- Власов В. Г. Вердаккьо // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 511
- Хилтон Б. Мебель для дома своими руками. Приемы работы и подробные чертежи. — 2020. — С. 309—310.
- 2020-09-13
- 1