Interested Article - Белютин, Элий Михайлович

Э́лий (Ели́гий) Миха́йлович Белю́тин ( 10 июня 1925 , Москва 27 февраля 2012 , там же ) — советский и российский художник, педагог и теоретик искусства.

Биография

Окончил художественный факультет Педагогического института в Москве. Основатель и руководитель студии « Новая реальность ». Учился у Аристарха Лентулова , Льва Бруни , Павла Кузнецова . Именно им принадлежит термин «Новая реальность», давший название собственной художественной школе Белютина. С 1950 года начинает преподавательскую деятельность. Сначала в Московском товариществе художников, потом, с 1954 года , Белютин руководит «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой Коммунистической улице для своих занятий. Именно в этом помещении и начинает складываться студия «Новая реальность», здесь же проходят и их первые выставки, в том числе знаменитая «Таганская» выставка в ноябре 1962 года . На открытии этой выставки присутствовали иностранные журналисты и американское ТВ. Был снят фильм, который через несколько дней показали по западному телевидению, западная пресса много писала об этой выставке. Реакция советских органов была быстрой, но художники успели снять и вывезти все картины.

Некоторые официальные лица министерства культуры предложили Белютину выставить картины с этой выставки на открывавшейся через день выставке в Манеже , посвящённой 30-летию Московского отделения Союза художников СССР . Художники повесили свои картины на втором этаже выставки в Манеже . После её посещения 1 декабря 1962 года Н. С. Хрущёвым с другими руководителями советского правительства и КПСС, 2 декабря в газете «Правда» была опубликована статья о посещении этой выставки . Все картины студии Э. М. Белютина были сняты. Не имея помещения для работы студии, он решает строить мастерскую в Абрамцево на дачном участке .

В 1970-е годы Э. М. Белютин продолжал вести группы по повышению квалификации:

В 1960-е годы произведения Э. М. Белютина экспонировались во Франции.

В 1969 Итальянской Академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение».

В 1970 был избран членом Итальянской Академии современного искусства, присуждение премии Дженнаццано и золотой медали международной Биеннале фигуративного искусства (Италия).

В 1970-е участвовал в выставках в Италии , Германии , США , Бельгии , Англии .

Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Творчество

Элий Белютин

В своем творчестве Белютин проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода. Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма , художник создает свой особый художественный стиль, так называемую «модульную живопись», язык символов. «Модули» отображают ощущения от предмета/понятия на плоскости и их взаимодействие в пространстве, выстраивают при помощи четких и ярких символов нарратив в абстракции , напоминая визуальное отражение гештальт-теории .

Студия «Новая реальность»

В 1953 Белютин устраивается преподавателем рисунка и живописи в институт повышения квалификации работников издательств полиграфии. Через несколько месяцев группа художников под руководством Белютина начала заниматься самостоятельно. С этого момента практически все знаковые события жизни художника неразрывно связаны с историей его студии, получившей позже название « Новая реальность », базировавшейся на его даче в подмосковном Абрамцеве (1964—2007).

Белютин был прекрасным педагогом и тонким психологом. За ним шли сотни увлеченных искусством человек. Он не обещал им ни денег, ни славы, ни мирового признания, но давал ощущение свободы, внутреннего раскрепощения и самореализации. С «Новой реальностью» и непосредственно с занятиями у Белютина связано более 3 000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Формально направление было запрещено после посещения Н. С. Хрущёвым выставки в Манеже 1 декабря 1962 года . Особые педагогические способности, присущие Белютину, отмечали все, кому доводилось присутствовать и работать у него в студии. В условиях запрета на многие русские произведения начала века и практически всё современное западное искусство, студия была местом, в котором молодые художники могли познакомиться с «другим искусством» и ощутить свободу творчества. Свою педагогическую методику Элий Белютин оформил в «Теории всеобщей контактности». Из студии «Новая реальность» вышли такие художники, как , , Люциан Грибков , Владислав Зубарев , , , , , , , , , , Вера Преображенская , , Анатолий Сафохин , , Тамара Тер-Гевондян , , Натта Конышева , , Виктор Гершман

Теория всеобщей контактности

Белютин разработал авторскую теорию «всеобщей контактности», пересекающуюся в своих изначальных посылах с известной теорией Г. Юнга о занятии живописью как способе терапии при психотических состояниях и других нарушениях психоэмоционального строя. Сам Белютин основой своей методики называл педагогическую теорию П. П. Чистякова .

Теория контактности исходит из того, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека; этот же посыл Белютин переносит в общечеловеческий масштаб, утверждая, вслед за теоретиками русского авангарда, что искусство может стать истинным стимулом развития общества .

Выставки

Совместно с художниками «Новой реальности»

  • 1962, ноябрь — «Таганская» выставка. Б.Коммунистическая улица. Москва.
  • 1962, декабрь -выставка «30-летию МОСХа». ЦВЗ «Манеж». Москва.
  • 1964—1969 — 1-6 Абрамцевские выставки. Совместно со студией «Новая реальность».
  • 2014 — «За гранью предметности» Русский музей. Санкт-Петербург.

Персональные выставки:

  • 1961 — Польша, Варшава, Галерея «Кшиве коло»;
  • 1962 — Франция, Париж, Галерея Ламбер (в рамках Парижского Биеннале);
  • 1972 — Франция, Париж, Галерея Ламбер;
  • 1990 — Польша, Варшава, Галерея современного искусства Центра художественных выставок;
  • 1994 — Канада, Торонто, Галерея Тофиас .

Коллекция

С 1870-х годов предки Белютина собирали старых мастеров. В настоящее время коллекция насчитывает около 1000 предметов, включая Леонардо, Рубенса, Рембрандта. В 2013 году вдова художника Нина Михайловна Молева завещала всё в дар президенту РФ.

Награды

  • Орден Почёта ( 6 сентября 2001 года ) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами

Работы находятся в собраниях

Библиография

  • П. П. Чистяков — теоретик и педагог / Авторы-составители и комментаторы Н. М. Молева, Э. М. Белютин. — Москва: Издательство Академии художеств СССР, 1953.;
  • П. П. Чистяков. Письма. Записные книжки. Воспоминания. 1832—1919 / Авторы-составители и комментаторы Н. М. Молева, Э. М. Белютин. — Москва: Искусство, 1953.;
  • Белютин Э. М. Начальные сведения о рисунке. — Москва: Искусство, 1954. — 60 000 экз.;
  • Белютин Э. М. Начальные сведения по живописи. — Москва: Искусство, 1955. — 10 000 экз.;
  • Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. — Москва: Искусство, 1956.;
  • Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты. Часть 1. — Москва: Культпросветиздат, 1956. — 95 000 экз.;
  • Белютин Э. М. Основы изобразительной, грамоты. Живопись, композиция. — Москва: Советская Россия, 1957. — 100 000 экз.;
  • Молева Н. М., Белютин Э. М. Школа Антона Ашбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX — XX веков. — Москва: Искусство, 1958.;
  • Молева Н. М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. — Москва: Искусство, 1963.;
  • Белютин Э. М. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. — М.: 1965.;
  • Молева Н. М., Белютин Э. М. О методике искусствоведческого изучения архивных фондов // Вопросы архивоведения. Научно-информационный бюллетень. — 1965. — Выпуск IV (2).;
  • Молева Н. М., Белютин Э. М. Живописных дел мастера. (Русская педагогическая система XVII – первой половины XVIII в). — Москва: Искусство, 1965.;
  • Молева Н. М., Белютин Э. М. Русская художественная школа второй половины XIX — начала XX веков. — Москва: Искусство, 1967;
  • Молева Н. М., Белютин Э. М. Скульптура. (На стадии печати фамилия Э. М. Белютина была снята). — Москва: Искусство, 1975.;
  • Белютин Э. М. Жизнь. Творчество. Теория. — Москва: Ассоциация «Мир культуры», 1990. — 120 с.
  • Белютин Э. М. Искусство в тебе: педагогическая система Элия Белютина. — Москва: Новая реальность, 2004.;
  • Имманентности Лины Телегиной : [альбом] / Элий Белютин. Москва: Новая реальность, 2006;
  • Белютин Э. М. [100 х 100]. Рисунки и стихи. — Москва: Новая реальность, 2007;
  • Белютин Э. М. Правда Памяти. Картины и люди. Из записных книжек художника (1937—2007). — Москва: АСТ; Олимп, 2008.
  • Белютин Э. М. Абрамцево — Остров Свободы. — Москва: Новая реальность, 2012.
  • Белютин Э. М. Март первый – февраль последний. Стихи. — Москва: Новая реальность, 2012.
  • Белютин Э. М. Мир добра и света. Альбом рисунков. — Москва: Новая реальность, 2012.
  • Белютин Э. М. Ветер с Атлантики. Альбом рисунков. — Москва: Новая реальность, 2012.
  • Белютин Э. М. Пространство чувств. Альбом рисунков. — Москва: Новая реальность, 2012.
  • Белютин Э. М. Чао, Америка. Стихи. — Москва: Новая реальность, 2012.
  • Белютин Э. М. Жизнь и творчество. Хроника. — Москва: Новая реальность, 2012.
  • Белютин Э. М. Слово — натуре. — Москва: Новая реальность, 2012.
  • Белютин Э. М. Теория всеобщей контактности. — Москва: Новая реальность, 1913.
  • Белютин Э. М. Педагогическая система. — Москва: Новая реальность, 1914.
  • Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты. Издание 2-е. — Москва: Новая реальность, 2014.

Литература

  • Доброчиньска А. 50 лет Студии Элия Белютина. — Москва, Новая реальность, 2004. — 311 с.;
  • Доброчиньска А. Новые галактики Элия Белютина. — Москва: Новая реальность, 2005.;
  • Новая реальность. Выставка работ студии Э. Белютина / Автор-составитель Н. Молева. — Москва, 1990.
  • Молева Н. М. Эта долгая дорога через XX век. Жизнь и творчество Элия Белютина. — Москва: Книжная находка, 2002. — 543 с.
  • Молева Н. М. Баланс столетия. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — 593 с.
  • Shenkar Nadine. Vasilij Kandinskij ; Ely Bielutin. Milano: Spirali /Vel, cop. 2005.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 27 февраля 2012. 27 февраля 2012 года.
  2. Молева Н. М. Эта долгая дорога через XX век. Жизнь и творчество Элия Белютина М.: 2003.
  3. Белютин Э. М. Искусство в тебе : пед. система Элия Белютина. «Новая реальность». — Москва: Новая реальность, 2004.
  4. Фонд русского абстрактного искусства. Официальный сайт.
  5. . Дата обращения: 8 мая 2022. 27 января 2022 года.

Ссылки

  • [www.pseudology.org/people/BeliutinMoleva.htm Москве не нужен Эль Греко]
Источник —

Same as Белютин, Элий Михайлович