Особняк Э. Э. Брёмме
- 1 year ago
- 0
- 0
Особня́к Цветко́ва — дом мецената и коллекционера Ивана Цветкова на Пречистенской набережной , построенный для размещения частного собрания живописи и графики . Архитекторами проекта выступили Борис Шнауберт и Василий Башкиров , художественное оформление здания выполнено по эскизам Виктора Васнецова .
В 1909 году особняк был передан в дар городу Москве , и после смерти Цветкова в стенах дома разместилась картинная галерея . Во время Второй мировой войны в здании располагался штаб военной миссии авиационного полка « Нормандия — Неман », а позднее — личная резиденция военного атташе Франции . В 2019—2020 гг. здание служило резиденцией посла Федеративной Республики Бразилии в России и Узбекистане.
Объект культурного наследия федерального значения , находится в ведении Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса МИД России (ГлавУпДК) .
Будучи известным коллекционером отечественной графики и живописи, Иван Цветков задумал строительство дома в русском стиле . Осенью 1898 года он приобрёл незастроенный участок на Пречистенской набережной за 14 тысяч рублей. Ранее на этом месте складировала древесину фирма «Август Тонет», занимавшаяся производством венской мебели .
Цветков самостоятельно изучил особенности древнерусского зодчества и посетил архитектурные памятники Москвы , Ярославля и Ростова . Он продумал расположение комнат в особняке так, чтобы освещение и планировка соответствовали картинной галерее. Работы по проектированию и художественному оформлению меценат поручил Виктору Васнецову, который задумал возвести здание в духе боярских палат . Живописец дважды заказывал маленькие макеты дома из дерева для наглядной демонстрации эскизов . Он принимал активное участие в отделочных работах.
Внешний же вид, все четыре фасада сделаны по рисункам и указаниям В. М. Васнецова, по его же рисункам и указаниям сделаны все украшения дома, как изразцами, так и раскраской. Иван Цветков
За техническую часть строительства отвечали Борис Шнауберт и Василий Башкиров . Они возвели особняк на 24 каменных столбах, соединённых арками . По некоторым данным, изначально Цветков обратился к популярному архитектору Льву Кекушеву . Его задумка не понравилась заказчику, однако именно он подавал чертежи в городскую управу , поэтому отдельные историки полагают, что Кекушев также выступал инженером проекта .
Строительные работы были окончены в 1901 году и обошлись хозяину дома в 96 тысяч рублей . Здание состояло из двенадцати комнат и нижнего полуподвального этажа, отделённого несгораемым сводом . Входя в особняк, посетитель попадал в вестибюль , где начинался осмотр собрания Цветкова . Живописец Василий Переплётчиков так описывал галерею:
Передняя сплошь завешана картинами русских художников. Их уже вешать некуда. Висят они и над вешалкой, и под окнами... В зале тоже картины, всюду и везде, в гостиной тоже. Горят лампы. Цветков одинокий, но благодаря картинам в квартире тепло и уютно. Чувствуется, что она согрета чем-то хорошим .
Декор особняка Цветкова выполнен по всем канонам московского зодчества второй половины XVII века . Сложный объём кровли, нависающей над постройкой, придаёт зданию сходство с древнерусскими хоромами . Фронтоны и карнизы дома украшены изразцовой мозаикой . Жена Ильи Репина Наталья Нордман-Северова так описывала посещение частной галереи:
Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова. Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые .
Интерьеры были полностью продуманы Виктором Васнецовым. Художник оформил комнаты резными деревянными скамьями и сундуками, а потолок — массивными люстрами , точно копирующими церковные паникадила времён Ивана IV . Но главным украшением стала сама коллекция графики и живописи Ивана Цветкова: над парадной лестницей висело большое полотно Василия Перова «Ловля рыбы бреднем», а в залах вдоль стен были установлены стеклянные витрины с акварельными эскизами и набросками .
Особняк Цветкова посещали видные деятели своего времени, среди которых Пётр Николаевич Перцов, Яков Минченков , Илья Репин с женой Натальей Нордман-Северовой и другие. Однажды во время визита в Москву Николай II также изъявил желание увидеть галерею коллекционера. По свидетельству самого Цветкова особенно императора привлекала работа Репина «Сходка», изображавшая подготовку покушения на Александра II .
Предпочтение коллекционер отдавал отечественным живописцам или иностранным художникам, долго жившим и работавшим в России . Исследователи считают, что в первые годы своего увлечения он находился под влиянием вкусов Павла Третьякова , поэтому акцентировал внимание на работах передвижников . Но позднее увлёкся более ранними авторами конца XVIII — начала XIX веков , творения которых и составили лучшую часть его собрания .
Коллекция отличалась обилием набросков и акварельных рисунков. В конце XIX века собиратели не уделяли отдельного внимания эскизам, поэтому подборка Цветкова быстро стала богатейшей в стране. В его частной галерее были представлены работы Василия Тропинина , Владимира Боровиковского , Ивана Крамского , Василия Сурикова , Карла Брюллова , Павла Федотова , Максима Воробьёва , Ильи Репина, Виктора Васнецова и других .
В 1909 году коллекционер передал собрание живописи и особняк в дар городу. Он оставил за собой право проживать в доме и перестраивать его при необходимости, а также возможность пополнять коллекцию по своему усмотрению . В 1915-м музей насчитывал 1819 объектов хранения, среди них 1373 эскизов, 36 скульптур и 450 живописных полотен .
После смерти Цветкова в августе 1917 года особняк отремонтировали и окончательно реорганизовали под музей . В этот период в галерее были выставлены картины передвижников, полотна живописцев XVIII — начала XIX веков и антикварная мебель. Однако бо́льшая часть собрания находилась в музейном архиве, подборки эскизов демонстрировались только на тематических биеннале . Один из залов был отведён для проведения временных выставок молодых скульпторов и художников: Петра Львова , Льва Бруни , Владимира Лебедева , Николая Тырсы , Николая Купреянова и других .
В 1925-м особняк стал филиалом Государственной Третьяковской галереи и получил статус отдела рисунков, но через год его упразднили. Около ста картин и полное собрание акварельных набросков отошли в ведомство художественной галереи, а оставшуюся часть коллекции распределили по региональным музеям . В 1927—1929 годах в доме располагался музей Восточных культур .
В 1930-х здание перестроили под общежитие Наркомата просвещения . Некоторое время в нём жил и работал инженер Василий Никифорович Авдеев, который разрабатывал проект водохранилища на Воробьёвых горах как альтернативу строительства Канала имени Москвы .
Во время Второй мировой войны между странами Антигитлеровской коалиции было достигнуто соглашение, согласно которому на территории Советского Союза должен был разместиться французский авиационный полк « Нормандия — Неман ». И в марте 1942 года особняк Цветкова был выделен для организации военной миссии под руководством генерала , прибывшего в Москву. В 1956-м в память о заслугах лётчиков на стене дома была установлена мемориальная табличка .
После войны дом перешёл в ведомство Главного управления дипломатическим корпусом МИД России , но сохранил статус личной резиденции военного атташе Франции . В вестибюле была организована экспозиция , посвящённая деятельности авиационного полка «Нормандия — Неман» . В 1995 году на стене особняка открыли мемориальную табличку, увековечившую первого хозяина галереи — Ивана Цветкова . В 2016-м проводились масштабные реставрационные работы, во время которых было обновлено кровельное полотно, восстановлены лицевая сторона кирпичной кладки, цветовое оформление наличников и люкарнов , а также воссозданы утраченные изразцовые элементы . Особняк включён в список объектов, участвующих в « Днях культурного наследия », и раз в год открыт для посещения .