Interested Article - Прахов, Адриан Викторович
- 2020-12-31
- 1
Адриа́н Ви́кторович Пра́хов ( 4 [16] марта 1846 , Мстиславль , Могилёвская губерния — 1 [14] мая 1916 , Ялта ) — русский историк искусства, археолог и художественный критик. Заслуженный профессор Санкт-Петербургского университета.
Биография
Родился в Мстиславле Могилёвской губернии 4 ( 16 ) марта 1846 года.
С серебряной медалью окончил в 1863 году 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета , окончив курс со степенью кандидата в 1867 году. Одновременно он посещал занятия в Академии художеств , копировал картины старых мастеров в Эрмитаже .
В 1868 году был назначен хранителем Музея изящных искусств и древностей и командирован за границу для приготовления к занятию университетской кафедры истории изящных искусств. В Мюнхене слушал лекции Г. Ф. Брунна и других учёных и занимался памятниками древнегреческого искусства, собранными в Мюнхенской глиптотеке , а затем посетил Париж, Лондон, Берлин, города Италии и Вену, изучая древние и современные художественные произведения; был избран в действительные члены «Instituto di correspondenza archeologica» (впоследствии — Германский археологический институт ). В Италии (где он неоднократно встречался со стажировавшимися там русскими художниками) состоялось его знакомство с С. И. Мамонтовым .
По возвращении на родину в 1873 год за диссертацию «О реставрации группы восточного фронтона Эгинского храма в Афинах» , получив степень магистра , был избран в доценты Санкт-Петербургского университета. С 1875 по 1887 год, кроме университетских лекций, в должности профессора истории изящных искусств он преподавал античное искусство в Академии художеств . В 1879 году, после защиты диссертации «Зодчество древнего Египта», получил степень доктора. В 1875—1878 годах редактировал художественный отдел иллюстрированного журнала « Пчела ».
После этого изучал древние памятники искусства в России христианского периода, в 1880—1882 гг. исследовал и срисовал остатки мозаики и стенной живописи в Софийском соборе и фрески Кирилловской церкви в Киеве, для их реставрации пригласил Михаила Врубеля .
С 1881 года по приглашению А. С. Уварова участвовал в разработке интерьеров Исторического музея в Москве; им, в частности, были выполнены копии мозаик Киевского Софийского собора и Златоверхого Михайловского монастыря для залов № 7 и № 8, посвящённых истории Древней Руси.
В 1881—1882 годах путешествовал по Египту, Палестине, Сирии, Греции и Европейской Турции, в 1886 году занимался исследованием Успенского собора в Владимире-Волынском и некоторых других древних храмов Волыни, в 1886—1887 гг. вторично ездил в Италию и на Восток, в 1887 году открыл и скопировал любопытные фрески в церкви Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве и в том же году перешёл из Санкт-Петербургского университета в Киевский университет на кафедру истории изящных искусств, которую и занимал до 1897 года.
С 1885 года ему было поручено общее руководство внутренней отделкой новосооружённого Владимирского собора в Киеве , причём для исследования византийской архитектурной традиции он осуществил последовательно две поездки в восточные страны. Привлёк для росписей собора В. М. Васнецова и М. В. Нестерова . Сам Прахов, осуществляя общее художественное руководство проектом, исполнил проекты на все мраморные и бронзовые работы, некоторые орнаментальные и мебельные. В 1896 году был занят устройством, по собственному рисунку, драгоценной раки для мощей св. Феодосия Углицкого, в Чернигове .
В 1897 году возвратился на свою прежнюю кафедру в Санкт-Петербургском университете. В декабре 1898 года ему было присвоено звание заслуженного профессора ; в сентябре 1900 года он был выведен за штат, но продолжал вести учебные занятия до 1905 года и числился профессором историко-филологического факультета вплоть до своей смерти.
В 1900–1907 годах он также читал специализированные курсы по истории искусства на Бестужевских курсах .
В 1899 году был приглашён для создания проекта Храма Святого Духа в Талашкино , однако созданный им проект был отвергнут.
В 1874 году стал действительным членом Императорского Русского археологического общества . В начале 1890-х годов выступил одним из инициаторов создания Русского археологического института в Константинополе .
С 1904 по 1907 год был редактором журнала «Художественные сокровища России». В 1910 году участвовал в работе Всероссийского кустарного съезда.
Умер в Ялте 5 ( 18 ) мая 1916 года (или 1 мая ).
Библиография
Подписывал свои произведения псевдонимами: А. В. П.; А. П.; Профан .
- Ахилл Эрмитажа / А. П. — Санкт-Петербург: печатня В. Головина, 1868. — 12 с., 1 л. ил.
- О композиции фронтонных групп Эгинского храма Афины / Соч. Андриана Прахова. — [Санкт-Петербург]: тип. Имп. Акад. наук, ценз. 1870. — 16 с., 4 л. ил.
- Исследования по истории греческого искусства / 1, 2. Древнейшие памятники пластики из Ксанфа в Ликии. (С атласом). О композиции фронтонных групп Эгинского храма Афины / [Соч.] Адриана Прахова. - Санкт-Петербург: тип. Бенке и Габермана, 1871. — [4], 84 с.
- Критические исследования по истории греческого искусства. I. Описание древних памятников из Ксанфа, в Ликии. II. О композиции фронтонных групп Эгинского храма Афины. (СПб., 1872).
- Очерки художественной жизни современной Европы: 1. Международный Олимп: Живопись и ваяние на Венской всемирной выставке: Публичные лекции, к чтению коих приступил автор в Акад. художеств. — [Санкт-Петербург]: тип. В.С. Балашева, ценз. 1874. — 23 с.
- статья о Микеланджело Буонарроти («Вестник Европы», 1875 г.).
- — Санкт-Петербург, 1883.
- .
- «Доклад о Киевских работах и о значении изучения греческих церквей для христианской археологии» (в «Трудах Московск. Археологическ. Общества», 1885 г.)
- Киевские памятники византийско-русского искусства. Доклад в Имп. Московском археологическом обществе 19 и 20 декабря 1885 года. // Древности. Труды Имп. Московского археологического общества. Т. 11. Вып. 3. — М., 1887. — С. 1 — 31.
- несколько заметок в римском журнале «Annall dell’Istituto di corrispondenza archeologica» зa 1872—74 гг.
- Император Александр Третий как деятель русского художественного просвещения / [Соч.] Адриана Прахова. — Санкт-Петербург: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1903. — 121—229 с., 60 л. ил. — (Художественные сокровища России; 1903. № 4/8).
- Лекции по истории искусств, чит. проф. Праховым / Высш. жен. курсы. Спб. 1903—04 г. - [Санкт-Петербург]: лит. Богданова, [1904]. — 16, 139 с., 2 л. черт.
Переводы
- История Греции / [Соч.] Д-ра Г. Ф. Герцберга , проф. Галльск. ун-та. [Вып. 1]—2. — Санкт-Петербург: Н. Фену и К°, 1881—1882. — 2 т.; [Вып. 1] / Пер. с нем. А. В. Прахова, доц. Имп. С.-Петерб. ун-та. — 1881. — [4], 656, VIII с., 15 л. ил., карт.
Семья
- Жена — Прахова, Эмилия Львовна (1849—1926) — пианистка, ученица Ф. Листа . Содержала салон, который посещали люди искусства, которые работали над оформлением Владимирского собора.
- Сын — Прахов, Николай Адрианович (1873—1957) — художник и искусствовед.
- Дочь — Прахова, Ольга Адриановна, в браке Алябьева
- Дочь — Прахова, Елена Адриановна
Память
В Киеве на доме на углу улиц Владимирская (дом № 11) и Большая Житомирская , в честь профессора А. В. Прахова была установлена мемориальная доска работы скульптора Натальи Дерегус.
Примечания
- Его братья также учились в этой гимназии: окончил её в 1859 году (с серебряной медалью), Борис — в 1866 году, Владимир — в 1870 году.
- ↑ .
- «Записки Императорской Академии Наук». — 1870.
- от 8 января 2020 на Wayback Machine
- Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей: В 4 т. — М. , 1960. — Т. 4. — С. 388.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1898. — Т. XXIVa. — С. 956—957.
- Тарасов Н. // Энциклопедический словарь Гранат : В 58 томах. — М. , 1916. — Т. 33. — Стб. 307—308.
- / Печёнкин И. Е. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Жебелёв С. А. // Отчёт о состоянии и деятельности Императорского С.-Петербургского университета за весеннее полугодие 1916 года / Сост. проф. В. В. Бартольд . — 1916. — С. 45—47.
- Не існує частин у мові: Еклектизм Адріана Прахова як принцип мистецького полілогу зі світом // Пучков А. А. Між навігаційними щоглами: Профілі українських мистецтвознавців (архітектура і візуальне мистецтво). — Київ: ДУХ І ЛІТЕРА, 2018. — С. 29–92. (укр.)
Ссылки
- Потехина И. П. // Биографика СПбГУ
- 2020-12-31
- 1