Бабушкин, Виктор Борисович
- 1 year ago
- 0
- 0
«Бабушкин сад» — картина русского художника-передвижника Василия Поленова относится к известным произведениям автора . Созданная в 1878 году она экспонировалась на VII Передвижной выставке (1879), а в 1892 году была передана Государственной Третьяковской галерее в дар от одного из её основателей Сергея Михайловича Третьякова .
После переезда в июне 1877 года из Санкт-Петербурга в Москву молодой художник Василий Поленов снимал квартиру в центре первопрестольной столицы, недалеко от старого Арбата , близ Храма Спаса Преображения , на углу Трубниковского и Дурновского переулков.
В картине «Бабушкин сад» изображен тот же усадебный дом, окружённый садом, что и в «Московском дворике» . Обе эти работы были написаны Поленовым в 1878 году .
Московский особняк и сад вокруг него играют в картине важную роль, давая зрителю наглядное представление о центре города того времени. После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма . Представительность деревянным строениям придавали лепные украшения, штукатурка под каменную кладку, портик с колоннами и фронтоном . На картине, правда, усадебный дом выглядит уже несколько обветшалым. Мы видим облупившуюся штукатурку, ржавеющий карниз, отвалившуюся местами лепнину, выщербленные ступени лестницы .
Специалисты Государственной Третьяковской галереи вслед за А. К Саврасовым называют Василия Поленова одним из зачинателей «пейзажа настроения» — направления, которое развивали также его ученики И. И. Левитан и К. А. Коровин .
Если в «Московском дворике» открытое пространство, залитое солнечным светом, создаёт радостное настроение, то в «Бабушкином саду» замкнутость внутри затенённого сада вызывает у зрителя иные ассоциации . В сюжет своих картин В. Поленов вводит не только природные и архитектурные мотивы, но и сценки повседневной жизни, что относит их к «пейзажному бытовому жанру». Будучи потомком дворянского рода , художник создает убедительные образы обитательниц «дворянского гнезда», что придает настроению картины ностальгический характер и вносит оттенок литературности. Композиционное решение перекликается с театральными постановками, посвящёнными уходящему миру российского дворянства, по произведениям русских классиков от И. С. Тургенева до А. П. Чехова . Тургенев располагал собранием произведений «барбизонской группы», друживший с ним Поленов воспринял принципы работы этой группы с цветом. Его живописная виртуозность сочетается с романтической настроенностью сюжета и так называемыми «тургеневскими мотивами» .
Московский дворик | Бабушкин сад |
Внимание и любовь к природе художник проявлял с раннего детства. Принципы
пленэрной
живописи Василий Поленов во многом воспринял от
импрессионистов
, с картинами которых знакомился во время зарубежной стажировки в качестве
пенсионера Академии художеств
.
Своё отношение к творчеству художник выразил кратко :
Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит.
Полотна, созданные Василием Поленовым в конце 1870-х годов и показанные на передвижных художественных выставках 1878—1879 годов, обращали на себя внимание специалистов .
Новаторские особенности живописи Василия Поленова были отмечены в Московских ведомостях :
Такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам прежде всего «настроение», и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия.
Илья Остроухов , тогда ещё только мечтавший о карьере художника, оставил свои впечатления от посещения Передвижных выставок 1878—1879 годов :
Одним из неожиданно больших праздников было появление на них первых интимных пейзажей Поленова в самом конце семидесятых годов. Меня поразило исключительно: Московский дворик, Бабушкин сад, Заросший пруд, У мельницы, Серый день, и ряд других «тургеневских» интимных мотивов явились мне неожиданно, ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой.
Элегичность картины «Бабушкин сад» вызывала ассоциации с лирикой А. А. Фета .