Каганович, Лазарь Моисеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Догмати́зм (от др.-греч. «мнение, учение; решение») — способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.
Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений ) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты .
Термин «догматизм» применяется в сфере политики , религии и философии .
Религиозный догматизм характерен для религий , требующих веры в догматы , утверждаемые в качестве непреложных истин и обязательных для всех верующих.
В философии догматизмом называется характеристика философского учения или разновидность философских учений. Философское учение догматично, если оно принимает какие-либо в качестве абсолютно достоверных и соответствующих действительности без какой-либо предварительной проверки и возможности изменения. Несовместимыми с догматизмом учениями являются скептицизм и .
Происхождение самого философского термина «догматизм» связано с античной философией. Древнегреческие скептики ( Пиррон и Секст Эмпирик ), отрицая возможность достижения истинного знания , называли « догматиками » всех философов, выдвигавших и защищавших какие бы то ни было утверждения ( догмы ) о вещах как таковых ( субстанциях ). Быть может, обо всём познаваемом желательно говорить «мне так кажется». Быть может, стоит сомневаться в том, что есть на самом деле.
Пирронисты (скептики) эпохи Возрождения и раннего Нового времени критиковали с помощью скептических аргументов и обвиняли в догматизме разные учения, прежде всего перипатетиков (то есть схоластов , которые считались последователями Аристотеля ).
В Новое время Иммануил Кант назвал «догматической» всю рационалистическую философию от Декарта до Христиана Вольфа за создание философских учений без предварительного исследования возможностей и предпосылок знания, исследования пределов познавательных способностей человека, то есть без решения вопроса о том, насколько человек способен познать истину. Изложенная им в « Критике чистого разума » критическая философия положила начало философскому .
Начиная с утверждения, что прежде построения философской системы необходимо подвергнуть критике наши познавательные способности, Кант приходит к выводу, что познающий субъект не может познать вещи сами по себе , а познаёт только явления , закономерности организации которых принадлежат самому познающему субъекту. Поэтому метафизика как догматическое положительное знание о вещах самих по себе невозможна.
Г. В. Ф. Гегель также критиковал догматическую метафизику, собственно в его философии термины «догматизм» и «метафизика» являются синонимами. В понимании Гегеля догматизм — это односторонне рассудочное мышление, которое догматически принимает только одну сторону диалектического противоречия и, как таковое, противостоит диалектике .
Догматизм в более узком смысле состоит в том, что удерживаются односторонние рассудочные определения и исключаются противоположные определения <…> диалектическое мышление <…> не имеет в себе таких односторонних определений и не исчерпывается ими, а как целостность, содержит внутри себя совместно те определения, которые догматизм признает в их раздельности незыблемыми и истинными .
Эта критика догматизма была воспринята от Гегеля и диалектическим материализмом .
В политической сфере «догматизм» является расхожим политическим клише . В частности, коммунисты использовали ярлык догматизма в паре с ярлыком ревизионизма : «ревизионизм» означал недопустимую степень изменения марксистского учения , а «догматизм» — недопустимую неизменность.