Sumitomo Chemical
- 1 year ago
- 0
- 0
Пётр Иванович Нерадовский ( 1875 — 1962 ) — российский график, историк искусства, музейный работник, действительный член Императорской Академии художеств (с 1914).
Сын художника Ивана Диомидовича Нерадовского (1837—1881) . Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1888—1896) у С. А. Коровина и Л. О. Пастернака , затем — в Академии художеств (1896—1903) у И. Е. Репина .
Выставлялся с 1890 года; участвовал в выставках объединений: « Новое общество художников » (1903—1917), « Мир искусства » (1922, 1924), « Жар-цвет » (1925), « Община художников » (1925), « Четыре искусства » (1928). Посетил в 1911 году Австрию , Италию , Францию , Германию . В 1914 году был избран действительным членом Императорской Академии художеств .
С 1909 года Нерадовский был хранителем художественного отдела Русского музея ; в 1912—1929 годы — заведующим отделом, а в период 1929—1932 годов — членом совета музея. Руководил научной перепланировкой экспозиции и каталогизацией художественного собрания музея. Подготавливал экспозицию репинской юбилейной выставки 1925—1926 годов, о чём свидетельствуют строки письма К. И. Чуковского И. Е. Репину:
…он как раз распределял Ваши картины для предстоящей «Репинской выставки». Распределяет он превосходно, с огромным вкусом и тактом, «по-петербургски». Посмотрели бы Вы, как развешены у него картины А. А. Иванова (этюды, полученные от Боткина ). Как великолепно распределены в отдельном зале картины Брюллова ! А Венецианов ! Боровиковский ! Он говорит, что в Москве на Репинской выставке Ваши картины повешены хламно, путано, кое-как…
— Репин И. Е., Чуковский К. И. , Переписка. 1906—1929. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 201—202
.
В 1930-х годах работал также в Государственном Эрмитаже , Третьяковской галерее (1925—1928) и академии истории материальной культуры . В 1921—1928 годах П. И. Нерадовский был председателем Комитета Общества поощрения художеств. В 1929 году вошёл в состав « Общества живописцев » .
Дважды, в 1932—1935 и 1938—1943 годах , находился в заключении по сфабрикованному обвинению . В дальнейшем работал в Загорском историко-художественном музее-заповеднике и в Центральных художественно-реставрационных мастерских (1944—1952) .
Художественное творчество Нерадовского представлено портретами, пейзажами, жанровыми композициями, эскизами книжных знаков, литографиями. Ему принадлежат карандашные портреты современников: «Л. Н. Толстой за роялем» (1895), «К. А. Сомов» (1921), «И. С. Остроухов» (1933), «Е. С. Кругликова» (1933) ; акварельные и карандашные пейзажи Крыма , Загорска , Переславля-Залесского .
В 1955 году в Москве состоялась персональная выставка художника. Его произведения хранятся во многих музеях, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Также в Псковской картинной галерее находится его работа «Портрет ребёнка» (1903) .
П. И. Нерадовский является автором ряда научных работ по древнерусской живописи и книги мемуаров «Из жизни художника». — Л. : Художник РСФСР, 1965. — 196 с.
С 2001 года в Русском музее проводится конференция — «Нерадовские чтения», посвященная проблемам сохранения и реставрации памятников в музее .
Умер 20 декабря 1962 года . Похоронен в Москве, на Даниловском кладбище , участок 29, рядом с И. С. Остроуховым .