Царевна-лягушка
- 1 year ago
- 0
- 0
« Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году », обычно просто « Царевна Софья » — картина русского художника Ильи Репина , впервые выставленная в 1879 году. Хранится в Третьяковской галерее в Москве.
На картине изображена царевна Софья Алексеевна , дочь царя Алексея Михайловича , которая в 1682—1689 годах правила Россией от имени своих младших братьев Ивана V и Петра I . Пётр отстранил её от власти и отправил в Новодевичий монастырь . В 1698 году, когда стрельцы подняли очередной бунт, царь был уверен, что Софья к этому причастна. Он допрашивал сестру и пытал её слуг, а нескольких мятежников повесили прямо перед окнами её кельи. Надёжные данные о вине царевны так и не появились, Софья была пострижена в монахини и умерла в 1704 году.
Художник изобразил Софью стоящей в келье со скрещенными руками. На заднем плане видна фигура монахини, в окне — голова повешенного стрельца.
Исследователи полагают, что для более глубокого погружения в тему Репин выбирал квартиры поближе к Новодевичьему монастырю: сначала он жил в Тёплом переулке , затем — в Большом Трубном переулке .
Работа над картиной продолжалась больше года (1878—1879). Репин много времени проводил вне мастерской, изучая исторические документы и материалы, которые для него подбирал в Петербурге Стасов . Для детального знакомства с аксессуарами художник посещал музеи и костюмерные мастерские театров, делая там множество зарисовок. Для Софьи Репину позировали мать Валентина Серова Валентина Семёновна , сестра композитора Павла Бларамберга Елена Апрелева и портниха, имя которой неизвестно . Жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты .
Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Тот же Стасов, вложивший немало сил в её создание, писал, что для образа Софьи у Ильи Ефимовича «не нашлось нужных элементов», а потому он «вынужден был сочинять „позу“» . Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места» . Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной .
По словам искусствоведа В. Н. Москвинова, «с технической стороны „Царевна Софья“ исполнена мастерски»: «Фигура царевны и серебряная парча её платья, и полумрак тесной и душной кельи, и прекрасно переданная борьба тёплого лампадного света с холодным дымчатым светом, струящимся из узкого окна, и фигура испуганной послушницы в глубине…» .