Interested Article - Большевики (картина)

«Большевики» (варианты названия: «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка» , «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб» ) — картина русского художника Ильи Репина , написанная им в 1918 году .

Контекст

«Автопортрет за работой», Репин, 1915 год

В 1899 году знаменитый жанровый художник и портретист Илья Репин приобрёл на имя любовницы Натальи Нордман , ради которой он бросил жену и четверых детей, участок в посёлке Куоккала на берегу Финского залива в Великом княжестве Финляндском , бывшем тогда в составе Российской империи . В 1903 году художник переехал в собственноручно обустроенную усадьбу, которой дал название « Пенаты » — в честь римских домашних богов . Февральскую революцию Репин встретил с радостью, а Октябрьской , упорно работая, даже не заметил, хоть и проживал в то время в Петрограде . После революции Репин остался без гражданства , так как его дом попал в пределы обретшей независимость Финляндии , в которой он жил по нансеновскому паспорту . Несмотря на просьбы советских художественных организаций и чиновников, в том числе Исаака Бродского и Климента Ворошилова , Репин так и не вернулся на родину, хоть он и стал постоянным объектом для слежки финляндской по причине антикоммунистической паники . Его состояние и имущество были национализированы , а самые известные работы остались в Советской России , где стали использоваться в пропаганде и толковаться как идеальные примеры социалистического реализма , тогда как существование неудобных с идеологической точки зрения работ замалчивалось .

История создания

Пенаты, реконструкция

Картина была написана Репиным в 1918 году , но не закончена , ввиду чего отличается непрописанностью некоторых деталей . По воспоминаниям современников, «Большевиков» художник считал эпохальным полотном, которое часто тиражировал в условиях наличия спроса на картины с антисоветским сюжетом как среди финнов, так и эмигрантов, что приносило Репину хороший и стабильный доход . Он скончался в 1930 году и был похоронен в Куоккале . В 1944 году усадьба Репина, в которой стоял штаб финского командования, была уничтожена советской артиллерией. После Второй мировой войны Куоккала была передана СССР , а затем в честь художника переименована в Репино ; дом художника был воссоздан с помощью подлинных вещей Репина, вывезенных ещё до войны в Ленинград . «Большевики» , также известные как «Большевики. Красноармеец , отнимающий хлеб у ребёнка» , «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб» , никогда и нигде не выставлялись, даже не фигурируя в каталогах .

Композиция

Полотно размерами 125 × 89 см написано маслом на холсте . «Большевики» рисуют острую, нелестную и неприглядную, даже карикатурную картину зажимания крестьян, репрессий со стороны представителей новой, советской власти , выраженных в коллективном «народном мстителе» — мерзко оскалившийся пьяный солдат-красноармеец на козлиной ноге и с сальным и красным грубым лицом, похожим на свиную морду, возвысившись над толпой, вырывает у ребёнка (девочки) хлеб из рук . Сюжет картины, как утверждают искусствоведы, в частности Евгений Пчелов , был навеян «рассказами о том, что творилось в Петрограде», опираясь на рассказ одной дамы о том, как солдаты отнимали у девочки хлеб . После Октябрьской революции и лишений первых лет вынужденной эмиграции Репин резко изменил уклон своего творчества с на антисоветский , продолжая, однако, исповедовать антигосударственные убеждения и твёрдо стоять на том, что «самая благотворная и полезная для человечества идея, если она вводится правительством в подвластной стране по принуждению, быстро делается божьим наказанием народу» . По словам Михаила Каменского , «Большевики» — это «страшное, обладающее колоссальной исторической значимостью полотно» , тогда как Евгения Коробкова уподобила художественные качества данной работы Репина картинам Гойи .

На улице. Этот сюжет я писал со слов очевидицы. Она уверяла, что видела сама эту сцену. Но у меня вышла карикатура на действительность, и я за нее извиняюсь. Надпись Репина на обороте фотокарточки картины ( Бахметевский архив Колумбийского университета ) .

Судьба

Ростропович и Вишневская

В 1925 году во время посещения «Пенатов» картину видел Корней Чуковский . После смерти Репина картина хранилась у младшей дочери художника Татьяны Репиной-Язевой, а затем в её семье — семье Язевых-Дьяконовых . Потом некоторое время «Большевики» находились у частного коллекционера в США , откуда попали в коллекцию Ростроповича — Вишневской . Виолончелист Мстислав Ростропович и оперная певица Галина Вишневская собирали коллекцию в течение 30 лет после того, как в 1974 году они вынужденно уехали из СССР . В 2007 году коллекция Ростроповича — Вишневской из их парижской и лондонской квартир была выставлена на аукцион Sotheby’s в Лондоне . Аукцион более 450 работ общей стоимостью 13—20 миллионов фунтов стерлингов планировалось провести 18—19 сентября . «Большевиков» достиг 300—500 тысяч фунтов . За день до начала аукциона российский олигарх Алишер Усманов скупил всю коллекцию «оптом» с целью не допустить распродажи по частям и вернуть её в Россию, на что получил разрешение Вишневской, которая могла выручить в ходе открытых торгов гораздо большую сумму . Главным аргументом в решении Вишневской стала последующая передача коллекции в собственность российскому государству, что заверялось самим Усмановым и руководителем Федерального агентства по культуре Михаилом Швыдким . При этом сумма сделки не была раскрыта по соглашению сторон и с согласия аукционного дома . В конце 2007 года в Россию была доставлена вся коллекция Ростроповича — Вишневской , в том числе и 22 картины Репина, включая «Большевиков» . За право обладания коллекцией боролись Эрмитаж , Русский и Пушкинский музеи , но было принято решение выставить её целиком в недавно отреставрированном Константиновском дворце в Санкт-Петербурге , таким образом получившем свою первую постоянную экспозицию . Выставка была открыта в 2008 году лично премьер-министром России Владимиром Путиным . «Большевики», как и все работы Репина, в настоящее время экспонируются в отдельном зале Константиновского дворца , известном ныне под названием «Дворец конгрессов» (инвентарный номер — КД Ж 116) . В 2017 и 2019 годах картина экспонировалась на выставках в Третьяковской галерее на Крымском валу в Москве — «Некто 1917» и «Илья Репин», приуроченных соответственно к 100-летию русской революции и 175-летию со дня рождения художника .

Примечания

  1. Michael Amundsen. . Financial Times (20 февраля 2013). Дата обращения: 2 мая 2017. 23 сентября 2017 года.
  2. Сергей Андреев. . РБК (21 октября 2014). Дата обращения: 2 мая 2017. 12 мая 2017 года.
  3. Арья Паананен. . ( ИноСМИ.ру ) (9 сентября 2017). Дата обращения: 2 мая 2017. 29 апреля 2017 года.
  4. , с. 238.
  5. . Моя Москва. Дата обращения: 2 мая 2017. 19 августа 2017 года.
  6. . Газета «Звезда Поволжья». Дата обращения: 2 мая 2017. 13 мая 2017 года.
  7. Ирина Мак. Ведомости (17 марта 2019). Дата обращения: 22 июня 2019. 21 сентября 2019 года.
  8. Елена Ямпольская, Андрей Реут. . Известия (17 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017. 11 мая 2017 года.
  9. , с. 305—306.
  10. , с. 85—86.
  11. , с. 360.
  12. . . Дата обращения: 2 мая 2017. 9 апреля 2017 года.
  13. , с. 86.
  14. Николай Ямской. (недоступная ссылка — ) . Журнал «Антураж» (8 августа 2009). Дата обращения: 3 июня 2017.
  15. Zoe Strimpel. (недоступная ссылка — ) . (14 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017.
  16. Жанна Васильева. . Российская газета (2 ноября 2017). Дата обращения: 22 июня 2019. 20 августа 2019 года.
  17. Полина Ермолаева. . ВГТРК (17 марта 2019). Дата обращения: 22 июня 2019. 18 марта 2019 года.
  18. Ксения Фокина. . Вечерняя Москва (28 сентября 2017). Дата обращения: 22 июня 2019. 13 января 2019 года.
  19. Ольга Кабанова. . Ведомости (1 октября 2017). Дата обращения: 22 июня 2019. 12 июня 2018 года.
  20. Саша Денисова. . Огонёк (2 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017. 8 мая 2017 года.
  21. Евгения Коробкова . . Комсомольская правда (15 марта 2019). Дата обращения: 22 июня 2019. 22 февраля 2020 года.
  22. , с. 283—284.
  23. , с. 189.
  24. , с. 283.
  25. . Интерфакс (12 мая 2008). Дата обращения: 2 мая 2017. 18 мая 2021 года.
  26. Татьяна Маркина. . Коммерсантъ (13 июня 2007). Дата обращения: 2 мая 2017. 9 декабря 2018 года.
  27. Наталья Голицына. . Радио Свобода (14 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017. 27 декабря 2016 года.
  28. . Коммерсантъ (9 августа 2007). Дата обращения: 2 мая 2017. 9 декабря 2018 года.
  29. Надежда Данилевич. Московский комсомолец (13 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017. 25 мая 2017 года.
  30. . ArtValue.com. Дата обращения: 2 мая 2017. 25 мая 2018 года.
  31. . НТВ (17 сентября 2009). Дата обращения: 2 мая 2017. 9 декабря 2018 года.
  32. . НТВ (18 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017. 9 декабря 2018 года.
  33. . BBC Russian (17 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017. 22 апреля 2017 года.
  34. . NEWSru.com (18 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017. 21 мая 2017 года.
  35. . Lenta.ru (18 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017. 4 декабря 2013 года.
  36. . НТВ (18 сентября). Дата обращения: 2 мая 2017. 9 декабря 2018 года.
  37. . НТВ (28 декабря 2007). Дата обращения: 2 мая 2017. 9 декабря 2018 года.
  38. . НТВ (16 апреля 2008). Дата обращения: 2 мая 2017. 9 декабря 2018 года.
  39. Александр Садчиков. . Известия (13 мая 2008). Дата обращения: 2 мая 2017. 20 мая 2012 года.
  40. . Константиновский дворец . Дата обращения: 2 мая 2017. 9 декабря 2018 года.
  41. . Новости Петродворцового района Санкт-Петербурга (13 марта 2019). Дата обращения: 22 июня 2019. 23 июня 2019 года.

Литература

  • , Савкин И. А. // / Т. С. Царькова . — Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство «Академический проект»/Институт пушкинской литературы (Пушкинский дом), 1994. — С. 252—309. — 336 с. — ISBN 5020281034 .
  • / Е. Ц. Чуковская , . — Москва: Новое литературное обозрение, 2006. — 351 с. — ISBN 5867934365 .
  • Пчелов Е. В. // / . — Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2012. — Вып. 11. — С. 234—250. — 361 с. — ISSN .
  • / Т. М. Горяева , , . — Санкт-Петербург: Издательский дом «Мiръ»/РГАЛИ, 2012. — 384 с. — ISBN 9785988460619 .
  • / Т. Л. Карпова . — Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2019. — 592 с. — ISBN 9785895802526 .
  • Юденкова Т. В. // / . — Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя»/Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2019. — Т. I. — С. 73—88. — 226 с. — ISBN 9785041743567 .

Ссылки

  • . .
Источник —

Same as Большевики (картина)