Вода (картина Арчимбольдо)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Неизвестная» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1883 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи . Размер картины — 75,5×99 см .
Портрет часто ошибочно называют « Незнакомка » из-за одноименного стихотворения Александра Блока .
На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца . Справа за её спиной виднеется Александринский театр . Она одета по последней моде 1880-х годов . На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки . Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.
«Её наряд — шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями, „шведские“ перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто „Скобелев“, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету , скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества» .
«Неизвестная» считается одним из наиболее значительных и известных произведений Ивана Крамского. Дав полотну такое название, художник придал ему ореол таинственности и интриги . В идейно-художественном плане содержания образа «Неизвестной», живописцу удалось создать произведение, стоявшее на грани портрета и тематической картины .
В 2013 г. в рамках проекта «Живопись в 3D» во дворе царскосельских Дежурных конюшен было установлено скульптурное воспроизведение картины работы Александра Таратынова .
«Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной.
Существует неподтвержденная легенда, что прототипом героини картины послужила курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева (чьё личное имя не указывается, что подтверждает легендарность истории) . Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой. Но в частном собрании Душана Фридриха в Праге хранится этюд, на котором та же женщина изображена, видимо, более достоверно .
Есть версии исследователей, например, искусствоведа Чижовой, что картина «Неизвестная» на самом деле была изначально портретом княгини Юрьевской (вторая, морганатическая жена императора Александра II ) (только после гибели императора художник отошёл от первоначального замысла) . Однако эта версия представляется сомнительной: картина была создана через два года после гибели императора Александра II и отъезда княгини Юрьевской за границу. Крамской, занимавший к тому моменту весьма высокое положение при дворе, вряд ли бы стал создавать портрет персоны, попавшей в опалу при следующем императоре Александре III.
Есть ещё версия, что на картине изображена лезгинка родом из Кусары .