Interested Article - Франческо Гриффо
- 2020-05-28
- 2
Франческо Гриффо , иногда Грифи или Гриффи , он же Франческо да Болонья ( итал. Francesco Griffo , ок. 1450 — 1518 , Болонья ) — итальянский пуансонист , разработчик и литейщик шрифтов, печатник. Согласно гипотезе, высказанной в XVIII веке Антонио Паницци , Франческо Гриффо и ювелир, гравёр и живописец Франческо Райболини , называемый также Франческо Франча и Франческо да Болонья — одно и то же лицо. Эта гипотеза была оспорена Джакомо Манцони и в настоящее время окончательно отвергнута , но до сих пор встречается в многочисленных источниках.
Биография
Сын ювелира Чезаре Гриффо, Франческо изучил мастерство изготовления пуансонов и литья типографских шрифтов вероятнее всего в Болонье у книготорговца и издателя Бенедетто Фаэлли, известного изяществом своих изданий. С 1475 по 1480 год он работает в Падуе по образцам Николя Жансона . Затем он отправляется в Венецию , где прилагает все свои усилия, чтобы получить работу у самого известного в то время книгопечатника Альда Мануция ( 1495 ).
Он вырезает для Мануция несколько греческих шрифтов, романские литеры для издания в 1496 году книги Пьетро Бембо Об Этне ; второй романский шрифт в 1499 году для Hypnerotomachia Poliphili (« Сновидение Полифила ») Франческо Колонны , который вдохновил Клода Гарамона , Дирка Воскенса и многих других, повлиявших в свою очередь на и литейщиков 16-17 веков; и шрифт для издания Вергилия ( 1501 ). Этот наклонный шрифт, близкий к курсиву , представляет собой первый «италийский шрифт» (italic). Его сжатые формы позволяют экономить бумагу и печатать меньшие по размеру книги, делая их дешевле и доступнее для покупателя. Несмотря на свои превосходные качества, Гриффо находился в тени Мануция и долгое время был практически неизвестен, так что даже был перепутан исследователями с «другим» Франческо да Болонья.
В 1502 году он поссорился с Альдом Мануцием, который хотел сохранить за собой монополию на греческие шрифты и запретил ему продавать их другим печатникам. Гриффо покинул его. В следующем году он вырезал новый italic для печатника Гершона Сончино в Фано . Франческо открывает свою собственную типографию в 1516 году и для первого издания создает третий italic.
Гриффо был осужден за убийство своего зятя ударом железного прута (или, по другим версиям, заготовкой пуансона) в результате ссоры. За это он, по-видимому, был приговорен к смерти и повешен. Как бы то ни было, его следы с 1518 года теряются.
Наследие
-
Bembo
-
Матрицы Bembo для монотипа
-
Poliphilus
Шрифты, созданные Гриффо, впоследствии не раз воспроизводились и послужили образцом для многочисленных шрифтов, предназначенных как для литья, так и для механического набора, а затем и цифровых:
- Bembo ( Стэнли Морисон , для монотипа , 1929 ). Альфред Фэрбенк разработал для монотипа шрифт, называемый Bembo condensed italic и основанный на шрифте, использованном Людовико Арриги . Романский шрифт из книги Об Этне явился основой для Cardo (Дэвид Дж. Перри) и Yale ( ).
- Griffo ( , 1930 )
- Dante ( , 1954 )
- Poliphilus , на основе второго романского шрифта для Poliphile ( Стэнли Морисон , для монотипа , 1920 )
Примечания
- Francesco Griffo, // — 1796.
- Francesco Griffo // — 1768.
- Francesco Griffo // (бук.) — 1978. — ISSN
- ↑ GRIFFO (Grifi, Griffi), Francesco (Francesco da Bologna) // (итал.) — 2002. — Vol. 59.
- Antonio Panizzi, Chi era Francesco da Bologna ? , Londres, 1858
- Giacomo Manzoni, Studi di Bibliografia Analitica , 1881-82
- . Дата обращения: 8 февраля 2015. 22 февраля 2014 года.
Литература
- Friedrich Friedt, Nicolaus Ott, Bernard Stein, Typographie, quand, qui, comment , Könemann, 1998
- Francesco Griffo da Bologna : fragments & glimpses : a compendium of information & opinions about his life and work . Vancouver, Heavenly Monkey. 1999
- Dictionnaire biographique Treccani.it
- 2020-05-28
- 2