Interested Article - Аудиокнига
- 2020-09-13
- 1
Аудиокни́га (от лат. «слушать» ) — озвученное литературное произведение, записанное на любой звуковой носитель .
Звуковыми носителями могут быть грампластинки , CD-диски , компакт-кассеты , жёсткие диски или аудиофайлы из интернета .
Аудиокниги могут быть как развлекательными, так и просветительскими, образовательными. Сюда относятся аудиолитература для инвалидов, слепых и людей с нарушенным зрением , начитанные сказки для детей младшего возраста, аудиокурсы иностранных языков, аудиопособия по самосовершенствованию, аудиопутеводители . Однако записи различных радиопередач — это всё-таки спектакли, постановки, разыгранные на голоса, а не аудиокниги.
Производством аудиокниг занимаются специализированные издательства, библиотеки для слепых , некоммерческие общественные организации и отдельные лица.
Во многих странах ( США , Германия , Великобритания , скандинавские страны , Россия ) аудиокниги в последние годы завоевывают всё более широкую публику. В США, например, по опросам 2007 года число слушателей аудиокниг достигало 26 % населения.
Общие сведения
Термин «аудиокнига» вошёл в употребление в 1970-х, когда записи начали производиться на аудиокассетах. Как отраслевой стандарт этот термин утвердила Audio Publishers Association в 1994 году .
Наибольшую популярность в России имеют аудиоверсии классических произведений. В одном из интервью Борис Акунин признаётся : «Чтобы создать что-то своё, надо переработать громадное количество чужого литературного опыта. Опыта качественного, классического. Сейчас я нашёл способ чтения классики. Я её слушаю».
Сегодня большинство бестселлеров сразу издаются как в бумажном, так и в аудиоварианте.
Некоторые издательства аудиокниг предоставляют выбор между женским или мужским голосом, языками, изменения тона , тембра и интонации дикторов.
С появлением цифрового формата DAISY стало возможным просматривать выборочно главы и разделы аудиокниг, и даже фразы или абзацы.
Достижения
С 1997 года немецкая телерадиокомпания « Гессенское вещание » ежемесячно публикует список лучших аудиокниг, а в конце года выбирает «аудиокнигу года».
Существуют специальные премии для аудиолитературы:
- номинация «Лучшая аудиокнига» в рамках музыкальной премии « Грэмми » ;
- награда (иногда называемая аудиокнижным Оскаром ) ;
- премия «Deutscher Hörbuchpreis» за лучшую аудиокнигу предыдущего года от немецкой телерадиокомпании WDR .
Эти оценки служат ориентировкой для качества аудиокниг.
Технологии создания аудиокниг
Различают два способа создания аудиокниг: чтение живым человеком и использование программ синтеза речи .
Чтение живым человеком
Профессиональные аудиокниги начитываются профессиональным чтецом, с выражением и правильным произношением . Запись производится в профессиональных студиях, снабженных специальным оборудованием для качественной записи речи и фильтрации шумов. При дальнейшей обработке к аудиозаписи могут добавляться аудиоспецэффекты (шум моря, уличный шум, звонок телефона) и музыкальное сопровождение.
Временные затраты на создание таких аудиокниг велики из-за продолжительности чтения, времени для редактирования звука и микширования. Например, на выпуск аудиосериала "Le Signe de l'Ogre" (издательство Novelcast), продолжительностью 11 часов 45 минут, потребовалось 5 недель записи, затем 8 недель монтажа звука и, наконец, 4-х недель микширования .
Любительские аудиокниги записываются энтузиастами-любителями на домашнем оборудовании. Качество таких аудиокниг сильно варьирует от крайне низкого (вследствие отсутствия у чтеца актёрской подготовки, некачественной аппаратуры для записи) до высокого, не уступающего профессиональным студийным записям. Такие аудиокниги распространяются преимущественно бесплатно.
Примерами таких аудиокниг могут служить проекты LibriVox , «Аудиокнига своими руками». На сайте YouTube также выкладываются подобные аудиокниги.
Использование синтезатора речи
Технологии преобразования электронного текста в звук ( Text-To-Speech ) также используются для создания аудиокниг. И хотя качество такой продукции ниже, скорость создания ее очень высока, и можно создавать аудиокниги самому при помощи соответствующего программного обеспечения (например, программы « Балаболка » и одного или нескольких голосовых движков), а не ждать озвучивания живым чтецом. Некоторые современные электронные книги могут преобразовывать текст в звук, ровно как и приложения для чтения для смартфонов и планшетов имеют режим преобразования текста в голос.
Преимущества и недостатки аудиокниг
Преимущества
- Возможность познакомиться с книгой для людей, имеющих проблемы со зрением и не умеющих читать (например, дошкольников).
- Более эффективное использование времени: можно слушать стоя в очереди, при занятиях спортом, при поездках в городском транспорте, при езде на велосипеде, занимаясь домашними делами, при выполнении сельхозработ на даче, при выгуливании собаки и т. д.
- Нет нагрузки на зрение .
- Слуховые зоны мозга имеют другие ассоциативные связи, что позволяет по-новому осмысливать прослушиваемую информацию. Хорошо сделанная аудиокнига даёт больше эстетического удовольствия, чем её бумажная версия: приятный голос, шум воды, шорохи, звуки шагов, музыка.
- Низкая стоимость аудиокниг.
- Компактность и портативность: аудиозаписи занимают мало места, для их хранения не требуются шкафы.
- Есть люди-аудиалы, усваивающие информацию лучше через слух .
- Ещё одна возможность рыночного продвижения «бумажной» версии книги .
- Экологичность — не расходуется древесина.
- Быстрота издания по сравнению с бумажными версиями.
- Люди, изучающие иностранные языки , могут слушать тексты на этих языках.
- Возможность включения в аудиокниги специально подобранных фоновых внушений: на улучшение памяти, укрепление здоровья и т. д. Продолжительная монотонная работа (ходьба, бег) способствует изменению состояния сознания, и подобные внушения могут быть эффективны .
- Слушать информацию эффективней, чем читать: произнесенное слово мозг воспринимает быстрее, чем напечатанное, и хранит его дольше. .
Недостатки
- Прослушивание аудиокниги требует внимания, поэтому оно не совместимо с действиями, требующими высокой концентрации: вождение автомобиля, математические расчеты, заполнение документов. Трудно сосредоточиться на прослушивании аудиокниг в общественных местах .
- Плохая начитка убивает всё удовольствие. Может возникнуть неприязнь к голосу чтеца, или начитавший аудиокнигу навязывает своё восприятие книги.
- Не все люди хорошо усваивают информацию через слух. В результате эксперимента, проведённого в одной из школ, было установлено, что при прослушивании аудиокниги не все учащиеся могут запомнить имена второстепенных персонажей и восстановить временную последовательность событий, хотя, читая «бумажные» тексты, с лёгкостью проделывали это и с более сложными по нарративной структуре произведениями .
- Снижается грамотность населения, так как ребёнок, по большей части, учится грамотно писать посредством визуального контакта с текстом, который отсутствует при прослушивании аудиокниг .
- Невозможно использовать изображения, таблицы, диаграммы.
- Скорость выпуска меньше, чем подготовка электронной книги .
- Скорость произношения аудиокниги ниже, чем скорость чтения глазами.
- В аудиоспектаклях зачастую сокращают текст оригинального произведения, оставляя лишь ключевые сцены и диалоги. Это знакомит с произведением лишь в общих чертах, что нравится далеко не всем слушателям .
История создания и развития аудиокниг
Предыстория (конец XVIII — начало XIX века)
1877 — Презентация фонографа Томасом Эдисоном . В рекомендациях по применению фонографа было и создание аудиокниг для слабовидящих людей .
Первые звуковые записи на цилиндрах были продолжительностью около 4 минут. С появление грампластинок продолжительность увеличилась до 12 минут, но запись аудиокниг всё ещё не была целесообразна.
Записи на пластинках (начало 19-го века — 1970-е годы)
- 1931 — Конгресс США поручил своей библиотеке программу по созданию «говорящих» книг для слабовидящих .
- 1920-е — распространение радиопостановок . До появления магнитной записи радиоспектакли разыгрывались непосредственно в эфире.
- 1932 — американский Фонд слепых выпускает первые «говорящие книги» (грампластинки), распространяет их бесплатно.
- 1948 — организована запись «говорящих» книг для военнослужащих, потерявших зрение во время Второй мировой войны членами Нью-Йоркской публичной библиотеки .
- Начало 1950-х — в Англии компания Clarke & Smith выпускает аппарат «Говорящая книга» — специализированный 24-дорожечный магнитофон .
- 1952 — американская компания Caedmon Records выпускает первую коммерческую аудиокнигу на долгоиграющей грампластинке с подборкой стихотворений, прочитанных автором Диланом Томасом , и детской сказкой «Детское Рождество в Уэльсе».
- 1955 — создана американская компания Listening Library (ныне Random House ) по распространению детских аудиокниг для школ, библиотек и подобных специализированных рынков. В ФРГ основана .
- 1961 — под эгидой Всесоюзного общества слепых (ВОС) начинается работа по созданию аудиокниг в СССР . В настоящий момент Общество располагает 9000 аудиокниг, доступных только его членам.
Некоторые журналы стали выпускаться с приложениями в виде гибких грампластинок: « » в Англии, « Кругозор » и « Колобок » в СССР.
Записи на аудиокассетах (1970-е — 1990-е)
В начале 1970-х на рынке появились аудиокассеты и некоторые библиотеки стали распространять записанные на них аудиокниги. Дальнейшее усовершенствование технологий (дешевых портативных плееров , магнитол в автомобилях) привело к возникновению коммерческого рынка аудиокниг .
- 1969 — на Вильнюсском электротехническом заводе «Эльфа» начинается выпуск тифломагнитофона « ». По заказу ВОС в нём предусмотрена скорость ленты 2,38 см/с для прослушивания «говорящих книг» .
- 1969 — в США начат выпуск аудиокниг для слепых на магнитофонных кассетах специального формата, и плееров для них.
- 1975 — в автомобилях появляются магнитолы.
- 1979 — американская компания « » впервые привлекает к записи аудиокниг профессиональных актёров.
- 1984 — американским издательством Brilliance Audio изобретен метод записи на кассете в два раза больше . Появились аудиокниги в стерео-записи.
- Середина 1980 -х годов — западные издатели начинают покупать права не только на печатную публикацию, но и на аудиоверсию книги. Это становится повсеместной практикой: сегодня при многих крупных издательствах существует отдел аудиозаписи.
- 1987 — в США образована профессиональная .
- 1996 — в США введена специальная премия Audie Award, которая считается аналогом «Оскара» для производителей аудиокниг.
Цифровая запись (1990-е — н.в.)
Появление Интернета , новых сжатых аудиоформатов и портативных медиа-плееров способствовало дальнейшей популяризации аудиокниг. Наблюдается устойчивое увеличение аудиокниг в цифровом формате по сравнению с компакт-дисками.
- 1996 — создана — некоммерческая организация для распространения аудиозаписей через Интернет.
- 2005 — создан сайт LibriVox — некоммерческий проект по созданию аудиокниг, начало создания свободных библиотек аудиокниг. К концу 2012 года сайт LibriVox насчитывал более 6 млн аудиокниг.
- 2006 — оборот мирового рынка аудиокниг составляет 800—850 млн долл. (по данным агентства «Piper Jaffray»). Оборот российского рынка аудиокниг оценивается в 7—8 млн долл. (по данным российского издательства «Ардис»).
- 2014 — в Калифорнии открыт институт по вокальному искусству и технологиям производства аудиокниг (The Deyan Institute of Voice Artistry and Technology).
См. также
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- Видеокнига
- Audible
- Проект:Аудиостатьи
Примечания
- от 30 мая 2018 на Wayback Machine // Большой латинско-русский словарь.
- ↑ Черняк В. Д. Аудиокнига // Массовая литература в понятиях и терминах — М. Из-во «Флинта», 2015 г. — C. 12 — ISBN 978-5-9765-2128-5 .
- ↑ Дорожин А. от 18 мая 2018 на Wayback Machine — 2007 г.
- Сергеева Н. от 31 декабря 2017 на Wayback Machine — 2008 г.
- (англ.) . Audio Publishers Association . 28 октября 2014 года.
- Matthew Rubery Introduction // Audiobooks, Literature, and Sound Studies — Routledge, 2011 — pp. 1—21 — ISBN 978-0-415-88352-8 .
- Акунин Б. Я беру классику, вбрасываю туда труп и делаю из этого детектив / Интервью Т. Хмельницкой // Мир новостей, 2003. № 27
- .
- от 6 марта 2016 на Wayback Machine (фр.) .
- Черняк В. Д. Массовая литература в понятиях и терминах — М. Из-во «Флинта», 2015 г. — стр. 13.
- Серебрянский С. от 13 июня 2018 на Wayback Machine (Беседа с Сергеем Чонишвили) / журнал «Мир фантастики» № 8, август 2017. Том 168—2017 г.
- Дата обращения: 13 июня 2018. 13 июня 2018 года.
- Румянцев С. А. от 23 ноября 2018 на Wayback Machine
- Шпаковская С. В. (недоступная ссылка) — Пензенский гос. университет , 2006 г. — стр. 39.
- Вежлян Е. // Новый Мир : журнал. — 2007. — № 3 . 26 августа 2017 года.
- Андроник Я. от 14 июня 2018 на Wayback Machine
- ↑ Стрепетилов А. от 13 июня 2018 на Wayback Machine (статья) // Журнал «Мир фантастики» № 8, август 2017. Том 168.
- Rubery M. Introduction // Audiobooks, Literature, and Sound Studies — Routledge, 2011 — pp. 1—21 — ISBN 978-0-415-88352-8 .
- Шерель А. А. В студии на телеграфе // В студии радиотеатра. — М. : Знание, 1978.
- от 14 июня 2018 на Wayback Machine . (англ.)
- ↑ Virgil L. P. Blake / Information Literacies for the Twenty-First Century — G. K. Hall & Co, 1990 — pp. 203—218. (англ.)
- 12 мая 2012 года.
- / Internet Archive Wayback Machine, October 26, 2010.
Литература
- В. Д. Черняк , М. А. Черняк . Аудиокнига // Массовая литература в понятиях и терминах. — М. : Наука, Флинта, 2015. — С. 12—14. — 250 с. — ISBN 978-5-9765-2128-5 .
Ссылки
- в каталоге ссылок Curlie (dmoz)
- 2020-09-13
- 1