Игра престолов (роман)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Черноводная» ( англ. Blackwater ) — девятый и предпоследний эпизод второго сезона фэнтезийного сериала канала HBO « Игра престолов ». Сценарий к эпизоду был написан Джорджем Р. Р. Мартином , автором серии романов « Песнь Льда и Огня », по которым снимается сериал, а режиссёром стал Нил Маршалл . Премьера состоялась 27 мая 2012 года.
Весь эпизод посвящён переломной Битве при реке Черноводной, в которой армия Ланнистеров, под командованием Тириона, защищает Королевскую гавань, когда флот Станниса Баратеона начинает атаковать Черноводный залив. В отличие от всех предыдущих эпизодов, «Черноводная» не следует параллельным сюжетным линиям персонажей, все действие происходит в Королевской гавани или под её стенами.
Сир Давос Сиворт ( Лиам Каннингем ) ведёт флот лорда Станниса Баратеона ( Стивен Диллэйн ) к Черноводному заливу. До их прибытия Тирион ( Питер Динклэйдж ) и Шая ( Сибель Кекилли ) обсуждают возможное поражение Ланнистеров. Великий мейстер Пицель ( Джулиан Гловер ) дал королеве-регентше Серсее ( Лена Хеди ) мощный яд, чтобы она могла им воспользоваться, если город падёт, так как Станнис не оставит в живых никого из Ланнистеров. За пределами Красного Замка Бронн ( Джером Флинн ) пьёт и поёт со своими людьми, но его настроение портится при появлении Сандора «Пса» Клигана ( Рори Макканн ). Напряжение и неприязнь между Бронном и Псом растёт, но звон колоколов, возвещающих о том, что замечен вражеский флот, предотвращает так и не начавшуюся драку. Лорд Варис ( Конлет Хилл ) приносит Тириону карту подземных ходов под Королевской Гаванью, как его и просили. Варис нервничает, узнав, что Станнис связан с тёмной магией, что он вступил в отношения с Красной Жрицей (Мелисандрой). Король Джоффри ( Джек Глисон ) торжественно выводит оборонительные силы из Красного Замка, приказывает своей суженой, Сансе Старк ( Софи Тёрнер ), поцеловать его меч и клянётся, что однажды этим мечом он убьёт её брата Робба. Благородных дам и детей ведут в Крепость Мейгора (крепость внутри Красного замка, наиболее защищенное место в столице) и держат под охраной сира Илина Пейна ( ), королевского палача, который, как утверждает Серсея, здесь для их защиты. Выпив вина, она заводит разговор с Сансой, насмехаясь над её невинностью.
Флот Станниса сталкивается с одиноким кораблём, который движется из Королевской Гавани и выглядит брошенным. Слишком поздно Давос понимает, что это ловушка: пустой корабль начинён «диким огнём» , который растекается по воде и взрывается, как только Бронн пускает горящую стрелу в залив. Несколько кораблей мгновенно сгорают, в огне погибают десятки людей Станниса, в том числе сын Давоса, Маттос. Давоса выбрасывает взрывом в воду, его судьба неизвестна. Тем не менее, Станнис приказывает оставшейся армии на лодках добраться до пляжа и начать штурм наименее защищенных Грязных ворот. Тирион приказывает Псу вести контрнаступление, его защитники идут биться врукопашную. Лансель ранен и возвращается в Крепость Мейгора, а Пёс, поддавшись детской боязни огня, покидает поле боя, увидев заживо горящих солдат. Сам Станнис штурмует крепостные стены города и одним из первых лезет вверх по приставным лестницам. Почти не встретив сопротивления, люди Станниса таранят ворота. Серсея, находясь в крепости, допрашивает Шаю и едва не догадывается о её происхождении. Тем временем Санса узнаёт истинное задание сира Илина: убить всех благородных женщин и детей в крепости, если Станнис возьмёт город.
Лансель сообщает королеве Серсее, что люди Станниса у ворот. Серсея приказывает Ланселю увести Джоффри с места сражения и укрыть его в безопасности в Красном Замке. Испугавшись, Джоффри соглашается покинуть поле битвы, приказывает королевскому гвардейцу сиру Мэндону Муру (Джеймс Доран) заменить короля в этом сражении и своим бегством подрывает боевой дух защитников. Тирион возглавляет оставшихся защитников и ведёт их через один из туннелей по карте Вариса, атаковав Баратеонов с фланга. Лансель возвращается в крепость и требует, чтобы король вернулся на битву, Серсея набрасывается на него и уходит с сыном Томменом (Каллум Уорри) из крепости, оставляя других благородных дам наедине с сиром Илином. Санса призывает запаниковавших дам петь молитвы, но Шая убеждает её бежать в свои покои. Когда Санса прибывает туда, она обнаруживает Пса, который собирается покинуть город и предлагает Сансе идти с ним на Север. Санса отклоняет его предложение, хотя её окончательное решение остаётся неясным.
Тирион, проведя людей через туннель, атакует сзади не ожидавших этого людей Баратеона, с лёгкостью побеждая их. Ещё большая группа воинов Станниса прибывает на берег. Во время сражения сир Мэндон Мур неожиданно наносит удар мечом Тириону. Но сквайр Тириона, Подрик Пейн ( Дэниел Портман ), убивает сира Мэндона. Теряя сознание от рубленой раны на лице, Тирион с видит, как на армию Станниса внезапно нападает конница во главе с Тайвином Ланнистером и кем-то, одетым в доспехи Ренли Баратеона. Воины Станниса, многие из которых присягали на верность Ренли, сбегают с поля боя. Станнис проклинает своих людей, когда его самого тащат в безопасное место. Серсея сидит на Железном троне с принцем Томменом и собирается отравить сына, когда в зал внезапно врывается сир Лорас Тирелл ( Финн Джонс ) и её отец, Тайвин Ланнистер ( Чарльз Дэнс ), который объявляет, что они выиграли битву.
DVD и Blu-ray диски второго сезона «Игры престолов» включают 30-минутное приложение, охватывающее производство эпизода.
«Черноводная» изображает первые в сериале масштабные военные действия, противостояние между Баратеонами и Ланнистерами, на котором строится сериал. В первых набросках сражение происходило за кадром в силу ограниченности бюджетных средств, и зрители увидели бы его в основном глазами Серсеи Ланнистер и Сансы Старк, устроившихся в Крепости Мейгора, пока битва бушевала снаружи. В конечном счёте, шоураннеры Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс убедили HBO одобрить «значительное» увеличение бюджета серии, чтобы устроить битву на экране.
С их по-прежнему ограниченными ресурсами, продюсеры шоу решили не пытаться создавать эффектные, массовые сцены, схожие с во « Властелине колец », а скорее сосредоточиться на солдатской точке зрения, затруднённой, как будто события окутаны туманом войны . Они сказали, что это также позволило серии добиться большего сопереживания зрителей участникам битвы, с которыми зрители уже давно знакомы. Продюсеры сопротивлялись давлению в сцене битвы исключительно на суше, избегая проблем съёмок на воде, потому что они решили рассмотреть военно-морское противостояние как необходимую, основную сюжетную линию серии.
Сценарий эпизода был написан Джорджем Р. Р. Мартином , автором серии романов « Песнь Льда и Огня », на которой основан сериал. Для этого эпизода, Мартин адаптировал материал из глав с 58 по 63 (Санса V, Давос III, Тирион XIII, Санса VI, Тирион XIV и Санса VII) из его романа « Битва королей ». Мартин сказал, что писать сценарий для «Черноводной» было труднее, чем писать сценарий к эпизоду первого сезона шоу, « Острый конец », поскольку его вынудили взвесить бюджетные ограничения против огромных масштабов битвы, которые он описал в романах.
Английский режиссёр Нил Маршалл узнал о «Игре престолов» из трейлеров и, учитывая его опыт работы с боевиками и фильмами ужасов, долго и безуспешно пытался получить место режиссёра. Примерно за неделю до начала съёмок, режиссёру эпизода пришлось покинуть производство по его личным причинам, и замену нужно было найти быстро. Бениофф и Уайсс согласились на Маршалла на основе его работы в фильмах « Центурион » и « Псы-воины », где он создал интенсивную последовательность действий при ограниченном бюджете. Маршалл начал снимать после двух недель подготовок, которые включали просмотр первого сезона шоу. Он избегал просмотра в фильме « Властелин колец: Две крепости », так как это было, по словам Маршалла, «очевидным сравнением». Он, однако, изучил такие фильмы как « Викинги » и « Царство небесное ».
Бениофф и Уайсс описали съёмки эпизода как «довольно много ночных съёмок за месяц.» Холодный и влажный климат Белфаста был очень неудобным для актёров и статистов, они говорили, что их усталость от битвы не была наигранной, и погодным машинам не потребовалось имитировать ветер и дождь. У эпизода также есть много сцен с визуальными эффектами, чем у любого другого. Отдел специальных эффектов создал катапульту, которая стреляла мешками с горящим зелёным напалмом для взрыва дикого огня, но вместо этого решили покрасить обычный огонь в зелёный цвет во время пост-продакшна. Маршалл работал над многими сценами с запёкшейся кровью во время битвы.
Песня, которую пели солдаты Ланнистеров перед битвой, и которая играла во время финальных титр, «Рейны из Кастамере», была адаптирована из романов цикла « Песнь Льда и Огня » композитором сериала Рамином Джавади . Версия из финальных титр была исполнена американской инди-рок группой « The National » и спета её вокалистом Мэттом Бернингером. Эта песня ранее звучала по крайней мере в двух эпизодах, в которых Тирион насвистывал мелодию.
Согласно романам, эта песня о победе Тайвина Ланнистера над восставшими вассалами, руководими домом Рейнов из Кастамере, произошедшей примерно за 40 лет до событий романов. Станса песни, которая была адаптирована для сериала, рассказывает о неповиновении вассалов (« And who are you, the proud lord said / That I must bow so low? ») и последующем забвении их домов (« But now the rains weep o'er his hall / With no one there to hear »).
В день премьеры, эпизод посмотрели 3.38 миллионов зрителей во время первого выхода в эфир в 9:00 вечера, и дополнительно 0.83 миллионов во время повтора в 11:00. Зрителей от 18 до 49 лет было 1.6 и 0.4 соответственно. Это представляет собой сокращение на 13 % по сравнению с просмотром предыдущего эпизода, « Принц Винтерфелла ». Джеймс Хибберд из Entertainment Weekly объяснил это совпадением премьеры с Днём памяти , который часто сокращает просмотр телевидения примерно на 20 %.
«Черноводная» была хорошо принята критиками, многие из которых использовали слова в превосходной степени: для рецензента Time этот эпизод был «возможно, лучшим часом на ТВ» года , для Rolling Stone это был «пока что лучший эпизод шоу» , а Entertainment Weekly описал его как «возможно лучшую боевую последовательность, когда-либо созданной для телевидения», превосходя сериалы HBO о Второй Мировой войне, « Братья по оружию » и « Тихий океан » .
Мэтт Фоулер из IGN дал эпизоду высшую оценку, 10 из 10, назвав его шедевром . Алан Сепинуолл назвал «Черноводную» «эпической битвой и интимным часом» и продолжил: «но то, что в итоге сделало „Черноводную“ такой впечатлительной был не масштаб, а концентрация» . Рецензия Эда Камминга для The Daily Telegraph похвалила эпизод как «изумрудный ад, столь опасный, как и прекрасный для наблюдения» .
Эпизод выиграл премию « Хьюго » за лучшую постановку в малой форме (один час).
На 64-й церемонии творческой премии «Эмми», эпизод выиграл премии за лучший звук и лучший монтаж звука в комедийном или драматическом телесериале.
Из-за своей номинации, Питер Динклэйдж представил этот эпизод на рассмотрение на премию «Эмми» за лучшую мужскую роль второго плана в драматическом сериале на 64-ой церемонии вручения премии .
Год | Награда | Категория | Номинант(ы) | Результат |
---|---|---|---|---|
2012 | Творческая премия «Эмми» | Лучший звук в сериале |
Питер Браун, Кира Росслер, Тим Хэндс, Пол Олисино, Стивен П. Робинсон,
Ванесса Лапато, Бретт Восс, Джеймс Мориана, Джеффри Уилхойт и Дэвид Клоц |
Победа |
Лучший звуковой монтаж в драматическом сериале (1 час) | Мэттью Уотерс, Оннали Блэнк, Ронан Хилл и Мервин Мур | Победа | ||
Британское общество кинооператоров | Лучшая операторская работа в телевизионной драме | Сэм Маккёрди | Номинация | |
Премия IGN | Лучший телеэпизод | Победа | ||
IGN People’s Choice Award | Лучший телеэпизод | Победа | ||
2013 | Golden Reel Awards | Лучший монтаж звука — краткая форма диалога на телевидении | Номинация | |
Лучший монтаж звука — краткая форма музыки на телевидении | Номинация | |||
Лучший монтаж звука — краткая форма звуковых эффектов на телевидении | Номинация | |||
Премия «Хьюго» | Премия «Хьюго» за лучшую постановку, краткая форма | Нил Маршалл (режиссёр) и Джордж Р. Р. Мартин (сценарист) | Победа |