Interested Article - Розенкрейцеры

«Храм Братства розы и креста» на гравюре Даниэля Мёглинга (1618 год)

Розенкре́йцеры ( Орден розы и креста ) — теологическое и тайное мистическое общество, по легенде основанное в период позднего Средневековья в Германии неким Христианом Розенкрейцем . Ставит перед собой задачи совершенствования христианства и достижения прочного благоденствия государств и отдельных лиц.

Истоки розенкрейцерства могут быть прослежены к двум манифестам, получившим распространение в Германии в промежутке между 1607 и 1616 годами . Они носили названия « » ( Слава Братства RC ) и « » ( Вероисповедание братства RC ). В 1616 г. к ним прибавился аллегорический трактат « Химическая свадьба Христиана Розенкрейца ». Из этих текстов следовало, что в Европе издревле существует «наиболее чтимый орден» мистиков-философов-учёных, ставящих своей целью «всемирную реформацию человечества». Согласно розенкрейцерам, их учение построено «на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства» , что отчасти символизируется эмблемой братства — розой , распускающейся на кресте .

В первые века своего существования розенкрейцерство было тесно связано с лютеранством и вообще с протестантизмом . Фрэнсис Йейтс видела в розенкрейцерах XVII века предшественников века Просвещения . Согласно историку Дэвиду Стивенсону, это культурное движение оказало существенное влияние на становление в Шотландии сходного мистического общества — масонства . В последующем многие тайные общества производили свою преемственность и обряды полностью или частично от немецких розенкрейцеров XVI—XVII веков (а через их посредство — от храмовников или даже рыцарей Круглого стола ).

Три манифеста

В тексте «Fama Fraternitatis» изложена легенда о немецком учёном и философе-мистике, именуемом «брат C.R.C.» (лишь в третьем манифесте его имя расшифровано как Христиан Розенкрейц ). Утверждается, что «наш Отец Христиан» родился в 1378 году и прожил 106 лет. В первом манифесте говорилось, что Христиан первоначально воспитывался в монастыре, а затем отправился в паломничество в Святую землю. Однако путешествию в Иерусалим он предпочёл общение с мудрецами Дамаска , Феса и таинственного . Вернувшись на родину вместе с тремя учениками он создал «братство розы и креста», главной целью которого было постижение божественной мудрости, раскрытие тайн природы и оказание помощи людям. Традиционно датой создания братства считается 1407 год.

Согласно легенде, во время жизни Христиана Розенкрейца «орден розы и креста» состоял не более чем из восьми членов, каждый из которых был доктор или бакалавр. Все они поклялись не взимать плату за лечение больных, сохранять братство в тайне и найти себе замену прежде, чем умрут. В 1484 году Розенкрейц умер, и только через 120 лет его могила с секретными книгами (согласно его предсказанию) была обнаружена его последователями. На его мавзолее был выведен латинский девиз: «От Бога рождаемся. Во Христе умираем. Воскресаем в Духе Святом» .

Считается , что первый манифест розенкрейцеров написан под влиянием работы философа-герметика Генриха Кунрата Гамбургского , автора «Amphitheatrum Sapientiae Aeternae» (1609), а на него, в свою очередь, повлиял англичанин Джон Ди , автор « Иероглифической монады » (1564), упоминаемой и в «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца». Автор манифеста сравнивал тайное писание братства с трудами Парацельса .

Три манифеста розенкрейцеров, появившиеся в Германии начала XVII века, привлекли к себе живой интерес современников. Многие выдающиеся учёные и философы того времени пытались подтвердить реальное существование загадочного братства — и впоследствии некоторые из них (как, например, — лейб-медик и секретарь императора Рудольфа II ) уверяли, что им это удалось. Гораздо чаще манифесты расценивали в качестве мистификации или аллегории (таково, например, было отношение к ним Фрэнсиса Бэкона ), а реальное существование тайного общества отрицалось.

«Манифесты розенкрейцеров задумывались (по крайней мере, по словам их предполагаемых авторов) как интеллектуальная игра, более или менее шуточный литературный опыт в духе утопического жанра», — утверждает Умберто Эко . Авторство «Химической свадьбы» приписывал себе лютеранский богослов Иоганн Валентин Андреа (1586—1654), характеризовавший это сочинение как . В поздних работах он насмехается над алхимией и помещает её в один ряд с музыкой, искусством, театром и астрологией как дисциплинами самыми легковесными. Фрэнсис Йейтс оспаривает его авторство , и это мнение является наиболее распространённым .

Эмблема розы, распускающейся на кресте, использовалась более чем за 80 лет до публикации первого манифеста — в португальском монастыре ордена Христа ( Конвенту-де-Кришту ) . Этот орден является правопреемником тамплиеров на территории Португалии. В 1530 г. был издан второстепенный труд Парацельса «Prognosticatio Eximii Doctoris Paracelsi», где также присутствует образ двойного креста на распустившейся розе .

Розенкрейцеры в XVII и XVIII вв

Английский перевод первого манифеста розенкрейцеров

В сочинениях розенкрейцерской тематики, появившихся в продолжение XVII века, в прямом и переносном смысле описываются девять стадий инволютивно-эволютивной трансмутации троичного тела человека, троичной души и троичного духа, что составляет традиционное для многих тайных учений понятие « ».

Манифесты начала XVII в. привлекли к себе внимание во многих уголках Европы. Идея существования тайного братства алхимиков и мудрецов, которые стремились совершенствовать искусства, науки, религию и умственную жизнь своих государств, казалась тогда новой и востребованной, ведь континент разоряли политические и религиозные раздоры. Манифесты неоднократно переиздавались, что стимулировало появление новых текстов, авторы которых стремились подтвердить или опровергнуть существование тайного братства. Пик интереса к тайному обществу был достигнут в 1622 году, когда на стенах зданий на центральной площади Парижа в течение нескольких дней последовательно появились две афиши. Первая гласила: «Мы, Представители Высшей коллегии розы-креста, действительно находимся, явно, и незримо, в этом городе(…)», а вторая афиша заканчивалась словами: «Мысли вместе с истинным желанием ищущего, приведут нас к нему, и его к нам» .

Для понимания реакции на манифесты розенкрейцеров наиболее важны сочинения (1568—1622) из Германии ; Роберта Фладда (1574—1637) и Элиаса Эшмола (1617—1692) из Англии . Среди прочих, о розенкрейцерстве рассуждали , , , , Габриэль Ноде , Томас Вон . Так, Эшмол был убеждён в реальном существовании тайного общества Розы и Креста . Другой видный апологет розенкрейцерства — Михаэль Майер. Он настаивал, что братья R.C. существуют для того, чтобы развивать священные искусства и науки, включая алхимию . Впрочем, сам Майер никогда не заявлял о собственных попытках получить драгоценные металлы (так же, как Генрих Кунрат и другие предполагаемые розенкрейцеры): в текстах розенкрейцерского круга акцент делается на алхимию духовную как своего рода символ преобразования (превращения) человеческой души.

С полной уверенностью говорить о существовании розенкрейцерских организаций можно лишь с начала XVIII века. В 1710 году силезский пастор под псевдонимом Sincerus Renatus («искренне обращенный») опубликовал трактат, озаглавленный «Теоретико — практическая теософия. Истинное и полное приготовление философского камня братства от Ордена злато-розового креста» . В сочинении, состоящем из 52 статей, Рихтер представлялся членом этого братства и сообщал, что оно состоит из обособленных отделений, в каждое из которых входит 31 адепт . Братством управляет « император », в него принимаются лишь масоны в степени мастера . Две другие вехи в развитии розенкрейцерской доктрины XVIII века — «Opus magocabalisticum et theosophicum» Георга фон Веллинга (1719, рассмотрение алхимии и учения Парацельса ) и «Aureum Vellus oder Goldenes Vliess» (1749, опубликовано под псевдонимом ).

Писателей XVII века, благожелательно настроенных к розенкрейцерам, озадачивало отсутствие каких-либо реальных подтверждений существования тайного общества в современной им Европе. Автор памфлета «Pia et Utilissima Admonitio de Fratribus Rosae Crucis» (1618) объяснял это тем, что розенкрейцеры отбыли на Восток из-за потрясений, связанных с началом Тридцатилетней войны . Упомянутый выше Зигмунд Рихтер также повторяет эту легенду, равно как и исследователь оккультизма Рене Генон . Вместе с тем Артур Эдвард Уэйт (видный историк масонства и мартинист ) относился к легендам о связи розенкрейцеров с Востоком крайне скептически . На почве спекуляций насчет преемственности в XIX—XX вв. образовалось много нео-розенкрейцерских обществ. Они претендуют на продолжение оккультной традиции, идущей якобы от « Коллегии незримых » или на преемственность от «Неведомых высших» (Supèrieur Inconnu), «тайных вождей» и т. п.

Орден золотого и розового креста

Силезский пиетист и алхимик в 1710 году, во Вроцлаве , под псевдонимом Sincerus Renatus («Искренне обращенный»), издал труд «Истинное и полное приготовление философского камня братьев из Ордена золотого и розового креста» («Die wahrhaffte und vollkommene Bereitung des Philosophischen Steins der Brüderschaft aus dem Orden des Gülden-und Rosen-Creutzes»). Из этого сочинения следует, что Рихтер основал в Праге начала XVIII века первую документально подтверждённую розенкрейцерскую организацию — Орден золотого и розового креста как иерархическое тайное общество, имеющее внутренний круг, опознавательные знаки и секретные алхимические исследования, материалы по которым выдавались только тем, кто достиг высоких степеней, то есть попал в тот самый внутренний круг. Впрочем, кроме упомянутого сочинения Рихтера, иных подтверждений деятельности этой организации не обнаружено — то ли по причине её глубокой законспирированности, то ли ввиду малого числа посвящённых.

Подвеска 18° ДПШУ — Рыцарь розенкрейцер

В трактате Aureum vellus (1749) немецкий мистик пытался вписать розенкрейцерство в контекст других герметических учений и произвести «орден креста и розы» от ордена Золотого руна , учреждённого в Бургундии XV века . Автор трактата пользовался значительным влиянием в Зульцбахе и Марбурге (тогдашних центрах немецкого масонства) и состоял в переписке с богословом Этингером . Он утверждал, что именно розенкрейцеры создали масонство и только им ведом истинный смысл масонской символики.

Под влиянием сочинений Фиктульда в континентальной Европе стала происходить интеграция розенкрейцерских обществ с масонскими . Немецкий историк Арнольд Маркс пишет: «Скорее всего, Фиктульд вступил в общение с братством [Рихтера], которое до того времени существовало в полной тайне, приблизительно в 1747 году — и впервые придал ему структурную организованность, если не создал вообще новое братство под старым именем» . По расчётам Маркса, обновлённое (или заново основанное) Общество золотого и розового креста возникло в 1756 или 1757 году .

Наиболее ранний документ, свидетельствующий об интеграции розенкрейцеров с масонами, датирован 1761 годом . Его обнаружил в конце XIX века историк масонства Людвиг Абафи, работая в архиве венгерских графов Фештетич. В этой записке некий член «пражского сообщества» излагает обряды ордена розенкрейцеров и перечисляет его «отцов», которые живут в Праге, Регенсбурге и Франкфурте ; многие из них одновременно являлись членами масонских лож. Приводимый им устав общества практически дословно совпадает с уставом общества неведомых философов ( рhilosophes inconnus ), который был опубликован бароном де Чуди в 1766 г., и, вероятно, имеет французское происхождение .

После усовершенствования иерархии ордена розенкрейцеры объявляются в Силезии и со временем проникают в Берлин, Венгрию, Польшу и Россию . В 1767 и 1777 гг. были предприняты первые известные попытки преобразования ордена розенкрейцеров. Наиболее заметным апологетом обновлённого розенкрейцерства был марбургский профессор медицины (1733—1778). По характеристике В. Н. Перцева , наивысший расцвет учения пришёлся на правление в Пруссии мистически настроенного короля Фридриха Вильгельма II : розенкрейцерство «умерло вместе с ним, и только жалкие остатки его всё ещё продолжали кое-где существовать» .

В конце XVIII века члены Ордена золотого и розового креста утверждали, что розенкрейцерство основано последователями египетского мудреца Ормуза (Ormusse) и «Licht-Weise», которые эмигрировали в Шотландию под именем «Строители с Востока» . После этого изначальный орден якобы исчез, пока не был восстановлен Оливером Кромвелем как франкмасонство. Общество золотого и розового креста разработало и современную символику розенкрейцерства, изложенную в трактате Geheime Figuren der Rosenkreuzer (Альтона, 1785 г.).

Степень розенкрейцера в масонстве

«Рыцарь розы и креста» — 18° в Древнем и принятом шотландском уставе . Первые упоминания об этом градусе относятся к 1765 году. Градус вошёл в ритуальную практику и получил широкое распространение после 1780 года.

После 1782 года масонство добавило в свою ритуальную практику египетские, греческие и друидические мистерии . Маркони де Негре со своим отцом Габриелем Маркони в 1839 году учредил масонский устав Мемфиса , отталкиваясь от более ранних алхимических и герметических изысканий розенкрейцерского учёного барона де Вестерода. Таким образом, степень Рыцаря розы и креста появилась и в египетском масонстве. Данная степень также как и в ДПШУ практикуется, либо в 18°, либо в 17° .

Степень Рыцаря розы и креста встречается в дополнительных орденах Французского устава . Так, посвящение в неё проходит в 4 ордене этого устава .

Избранные коэны и мартинизм

С 1754 года и до самой своей смерти в 1774 году Жак де Льерон Йоахим де ла Тур де ла Казе Дом Мартинес де Паскуалис — потомственный масон , унаследовавший от отца патент, якобы тому выданный Карлом Стюартом и наделявший его правом «возводить храмы во славу Великого Архитектора», неустанно работал над учреждением и продвижением своего Ордена Рыцарей-масонов избранных коэнов Вселенной .

Свою доктрину Мартинес де Паскуалли предназначал для оккультной элиты , в которую вошли масоны из числа его современников. Именно они и стали членами Ордена Избранных коэнов. Этот орден в кратчайшие сроки приобрёл прекрасную репутацию в кругах французских масонов, однако теургические практики предназначались только достигшим высших степеней ордена. До 1761 года Избранные Коэны располагались в Монпелье , Париже , Лионе , Бордо , Марселе и Авиньоне . В 1761 году Мартинес де Паскуалли возвёл особенный храм в Авиньоне, где жил до 1766 года . В то время Орден Избранных коэнов действовал как надстройка высших степеней для некоторых масонских лож:

Первый класс содержал три обычных степени символического масонства и дополнительную степень Великого избранного, или Исключительного мастера.

Второй класс содержал так называемые степени порога: ученик коэн, подмастерье коэн, мастер коэн. Они были типично масонскими, но содержали намёки на лежащее в основе тайное учение.

Третий класс содержал степени храма: Великий мастер избранных коэнов, рыцарь и командор востока. В катехизисе в масонской форме излагалось общее учение Мартинеса де Паскуалли. Это учение разъяснено в единственной книге Дома Мартинеса «О реинтеграции существ», которая являет собой комментарий на Пятикнижие Моисея. Очищающий пост, вроде того, что предписывался левитам в Ветхом Завете, и ритуалы экзорцизма использовались против индивидуального и коллективного зла.

Секретная степень ордена содержала степень Reaux-Croix, которую не следует путать со степенью розенкрейцера, термином, своеобразно понимаемом в масонских и розенкрейцерских кругах. На этой степени инициат входит в контакт с духовными планами, лежащими вне физического, посредством магической инвокации, или теургии. Он вносит Небесные силы в свою ауру и ауру земли. Визуальные и аудиальные проявления, называемые «знаками», дают возможность обладающему степенью Réau-Croix оценить уровень собственной эволюции и эволюции других «операторов», и тем самым определить, могут ли он или они обрести свои изначальные силы и быть реинтегрированны. Великая цель ордена — обретение дарующего блаженство видения Искупителя, Иисуса Христа , в ответ на магические инвокации. Степень Reaux-Croix — это высшее посвящение в системе мартинизме, также этот градус посвящения именуется степенью рыцаря золотого и розового креста, что даёт вполне очевидную отсылку к розенкрейцерским германским братствам.

В 1768 году Жан-Батист Виллермоз инициирован в эту степень Бэконом де Шивалери. Луи Клод де Сен-Мартен начал восхождение по степеням в 1765 году и быстро достиг степени командора востока. С 1769 по 1770 годы группы коэнов во Франции быстро разрастались. В 1772 году в степень Reaux-Croix посвящён и Сен-Мартен. Гренвиль, один из наиболее преданных помощников Паскуалли, также достиг степени Reaux-Croix.

Впоследствии, Жан-Батист Виллермоз при учреждении C.B.C.S. создал градус розы-креста для Шотландского устава, откуда он уже распространился и в другие юрисдикции.

В 1888 Станислас де Гуайта , в союзе с Жераром Анкоссом ( Папюсом ) и Жозефом Пеладаном на основании преемственности от Сен-Мартена, основал Каббалистический Орден Розы+Креста. Розенкрейцерский орден Станисласа де Гуайты проводил занятия по Каббале , Эзотерической форме еврейского мистицизма , целью которых является выявить сокрытую мистическую способность проникать в суть еврейской Библии и божественной природы. Также орден проводил экзамены и присуждал университетские градусы в отношении занятий Каббалой. Де Гуайта обладал обширной личной библиотекой, наполненной книгами, посвящёнными метафизическим проблемам, магии и «тайным наукам». Современники называли его «Принцем Розенкрейцерства», так как он уделял большое внимание изучению розенкрейцерства.

В то же самое время, в 1891 году Папюс создал «l’Ordre des Superieurs Inconnus», который приобрёл известность как Орден Мартинистов . Он основан на находящемся в то время в упадке уставе: Elus-Cohens или Избранных Коэнов Мартинеса де Паскуалиса и на преемственности по линии мартинизма от Луи Клода де Сен-Мартена. В Ордене мартинистов три степени посвящения. Папюс утверждал, что ему достались оригиналы произведений Паскуалли, а линию преемственности от Сен-Мартена он получил от своего друга — Генри Висконта Делаага. Сам Делааг утверждал, что его дед по матери введён в орден непосредственно Сен-Мартеном, в 1887 году он даже попытался восстановить орден самостоятельно. Выдержав испытание временем, орден и сегодня продолжает его дело.

В 1909 году во Флоренции основан Итальянский философский устав . Среди его иерархии есть степень «Итальянский Роза+Крест», в большинстве своём основанная на эзотерическом наследии Итальянского Возрождения, которая вскоре развита как пятая. Этим уставом сейчас руководит Микеле Морамарко, который широко касался вопроса розенкрейцерства в своём труде «Nuova Enciclopedia Massonica» ( 1989 1995 ).

Современные общества

Разнообразные группы, связывавшие себя с «розенкейцерской традицией», можно разделить на три категории: эзотерическо-христианские розенкрейцерские общества, исповедующие Христа ; масонские розенкрейцерские общества, такие как Societas Rosicruciana; инициатические общества, такие как Золотая Заря и Ancient Mystical Order Rosae Crucis.

Эзотерические христианские розенкрейцерские общества содержат эзотерические знания, относящееся ко внутреннему учению христианства .

В 1909 году Макс Гендель , порвав с доктором Штейнером , создаёт « Братство розенкрейцеров » со штаб-квартирой в калифорнийском Ошенсайде . В этом же году издаёт свой главный труд « Космоконцепция розенкрейцеров », претендующий на изложение универсальной схемы эволюционных процессов человека и Вселенной.

Другие христианско-розенкрейцерски ориентированные общества включают: Антропософское общество (1912), Lectorium Rosicrucianum (1924), Археософское общество (1968).

Франкмасонские розенкрейцерские образования, обеспечивающие подготовку посредством прямого обучения и/или через практику символически-инициатического путешествия:

Инициатические общества, которые следуют системе степеней в обучении и содержат инициации:

  • The Rosicrucian Order, AMORC , основанный в США в 1915 году ;
  • Rosicrucian Order of the Golden Dawn (2008), Орден, базирующийся в Калифорнии.

Многие из современных розенкрейцерских обществ разделяют учение о пентаграмматоне и заявляют о прямой линии передачи тайного здания от «ранних ветвей древнего Розенкрейцерского ордена» в Англии, Франции, Египте и других странах. Отдельные группы предпочитают вести речь об одной только духовной аффилиации с истинным и невидимым Розенкрейцерским орденом.

Розенкрейцеры в России

Розенкрейцерская группа — И. Ф. Смолин, Б. Л. Плетнер, Б. М. Зубакин, П. А. Аренский , С. М. Эйзенштейн (БССР, Минск, 1920)

Число розенкрейцеров среди российских франкмасонов XVIII—XIX вв. было весьма невелико. Первым розенкрейцером в России был Иван Шварц (1751—1784), выходец из Трансильвании. В 1781 году в Берлине он был принят в Орден золотого и розового креста, а в октябре того же года получил грамоту на право считаться его единственным полномочным представителем «во всём Императорско-российском государстве и его землях» .

После смерти Шварца первенство во внутренних ступенях ордена перешло к московской группе Николая Новикова . Новиков утверждал, будто первым открыл ему, что «истинное масонство есть таинство розенкрейцеров», мистически настроенный фельдмаршал Николай Репнин , предупредив, впрочем, что «истинных розенкрейцеров… весьма трудно найти, а вступление в их общество ещё труднее» .

В конце 1906 года доктор Рудольф Штейнер прочёл в Париже ряд лекций о Христиане Розенкрейце; одна из них была тогда же переведена на русский язык его ученицей Анной Минцловой . Прибыв в Россию в качестве эмиссара ордена , Минцлова обещала приобщить к братству розы и креста ведущих русских символистов Вячеслава Иванова в Петербурге (идентифицировался с Розой ) и Андрея Белого в Москве (идентифицировался с Крестом). Она рисовала им головокружительные перспективы создания «нового ордена» на развалинах старого :

«Вооружение Рыцарей формировало рыцарский круг: Круглый Стол, в котором появился Грааль ; сначала хранимый рыцарями Грааля, затем Рыцарями Тамплиерами, а в конечном счёте — розенкрейцерами. <…> Старшее поколение (Кунрат, ван Хельмонт и другие) вполне развито; линия ушла, как говорится, под землю; и это было Восточное Братство, которое на самом деле и посвятило Новикова. <…> Я вызван на помощь; вместе с Минцловой мы трое составим настоящий треугольник для строительства храма рыцарей; вокруг этих „двух“ соберутся кружки; Минцлова будет осуществлять связь с Братством Посвящённых».

Минцлова передала своим последователям в России и трёхчастный девиз розенкрейцеров: « Ex Deo Nascimur (E.D.N.) In Christo mortimur (I.C.M.) In Spiritu Sancto Renascimur (I.S.S.R.) ». Письма другим адептам тайного учения Иванов подписывал I.C.M., а Белый — I.S.S.R. Свою повесть « Котик Летаев » (1915-16) Белый закончил словами: «Во Христе умираем, чтоб в Духе воскреснуть» . В этот период мотив розы и креста стал одним из определяющих в поэзии Иванова , а Александр Блок , увлёкшись мистическими учениями, создал в 1912 году своё любимейшее детище — пьесу « » .

Первый в России нового времени кружок последователей розенкрейцерского учения организовал в Озерках под Петербургом в 1907 г. аптекарский служащий Александр Кордиг . Теория заговора причисляет розенкрейцеров к числу движущих сил российской революции 1917 года . Прежде своего исчезнования в 1910 году Минцлова рассказывала, что «будто бы имела беседу с одним из великих князей и что будто бы этот последний поставил вопрос, как нам быть с нашей родиной и что делать с царём Николаем Вторым » .

В 1905 году Эллис и Николай Киселёв запланировали написать первую на русском языке историю розенкрейцерства. Этот замысел был исполнен годы спустя Киселёвым, но лишь отчасти — в виде труда «Из истории русского розенкрейцерства» .

Благодаря уцелевшим орденским документам и текстам известно духовное братство квази-розенкрейцеров «Lux Astralis», основанное поэтом и существовавшее с 1912 по 1937 гг. С 1916 по 1933 гг. существовал орден «Московских розенкрейцеров-манихеистов» (орионийцев), члены которого разработали церемониальную магию .

Под руководством и Евгения Тегера в общем кругу мистических, религиозных и оккультных движений, организаций и групп, действовавших в России в 1920-х годах, с 1925 по 1928 гг. существовал Розенкрейцерский орден «Эмиш редевивус», ставивший перед собой задачу опытным путём овладеть оккультными силами природы, на практике возродив утраченную за века полноту древнего посвящения и «проводивший постановку лабораторных опытов по передаче мысли на расстоянии, экстериоризации, культивированию элементалей, оперативной магии» .

Одним из последних розенкрейцеров в России был Дмитрий Недович , о встрече с ним в Бутырской тюрьме пишет Лев Копелев в книге «Хранить вечно».

См. также

Примечания

Комментарии
  1. Непосредственно в манифестах заявляется: «Мы обращаемся к вам притчами, но охотно предоставили бы вам правильное, простое, легкое и бесхитростное описание, понимание и знание всех секретов».
  2. В следующем столетии (глава Общества розенкрейцеров в Англии и один из основателей Ордена золотой зари ) утверждал, что Рихтер действительно был главой подлинного розенкрейцерского братства, основанного Христианом Розенкрейцем . Однако возглавляемое им общество является парамасонской организацией, основанной масонами регулярных английских уставов как система дополнительных степеней , в подражание Уставу Рыцарей-Благодетелей Святого Града Жана-Батиста Виллермоза , который первый ввёл градуса розы-креста в масонство и был автором соответствующего посвятительного ритуала , который используется и поныне в Шотландском уставе. Таким образом, авторитетность суждения основателей Ордена золотой зари в вопросе действительных розенкрейцерских братств, а не их подражателей — сомнительна.
  3. Главой ордена он называет франкфуртского купца Шварца.
  4. Согласно этой традиции, розенкрейцерский орден был основан в 46 году н. э., когда александрийский мудрец-гностик и шестеро его сторонников были обращены одним из апостолов Иисуса Марком . Их символом, как говорят, был красный крест, увенчанный розой, что указывает на розу-крест. Сторонники учения исходят из того, что розенкрейцерство появилось путём очищения египетских мистерий высшим учением раннего христианства .
Источники
  1. . Catholic University of America Press.
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. (2000), Instruções Iniciáticas — Ensaios Espirituais , 2nd edition, Hughin Editores, Lisbon, ISBN 972-8534-00-0 , p.55
  7. Gandra, J. Manuel (1998), Portugal Misterioso ( Os Templários ), Lisbon, pp. 348—349
  8. Stanislas de Guaïta . Au seuil du Mystère . Paris: Georges Carré, 1886.
  9. Cited by Sédir in Les Rose-Croix , Paris (1972), pp. 65-66
  10. Sédir (1972), Les Rose-Croix , Paris, p. 59 to 68
  11. См. « » 1650 г.
  12. Guénon, René, Simboles de la Science Sacrée , Paris 1962, p.95ff
  13. .
  14. . Дата обращения: 9 декабря 2017. 11 апреля 2016 года.
  15. . Дата обращения: 9 декабря 2017. 29 апреля 2016 года.
  16. Christopher McIntosh. Rose Cross and the Age of Reason: the Eighteenth-Century Rosicrucianism in Central Europe and its Relationship to the Enlightenment. The State University of New York Press, 2012. 2nd ed. ISBN 9781438435619 . P. 46-50.
  17. Arnold Marx. Die Gold- und Rosenkreuzer. Ein Mysterienbund des ausgehenden 18. Jahrhunderts in Deutschland . // Das Freimaurer-Museum, 1930, № 5. P. 16.
  18. Перцев В. Н. Немецкое масонство в XVIII в. // Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1914. Т. 1. С. 93-94, 100—101
  19. Further research in от 13 января 2010 на Wayback Machine by Sol, The Book of THoTH, 2004
  20. Bayard, Jean-Pierre, Les Rose-Croix , M.A.Édition, Paris 1986
  21. de Negre, E.J. Marconis (1849), Brief History of Masonry
  22. Nesta Webster’s, 28 февраля 2008 года. , London, 1924, p. 87 and note 37
  23. Пьер Молье, Le Régulateur du Maçon (1785-«1801»), la fixation des grades symboliques du Rite Français : histoire et documents, Paris, Éditions A l’Orient, 2004.
  24. Skogstrom, Jan (2001), 9 февраля 2008 года. , a table comparing and Christian beliefs
  25. Frater Melchior. от 12 ноября 2020 на Wayback Machine
  26. 8 August 1909, in Seattle, Washington, at 3:00 p.m; cf. от 24 февраля 2021 на Wayback Machine
  27. О. П. Ведьмин. Масоны в России: 1730—1825 гг. Кемеровский государственный университет, 1998. С. 48.
  28. А. И. Серков. История русского масонства XIX века. Изд-во им. Н. И. Новикова, 2000. С. 40.
  29. В. Краснощекова. Русское масонство. М.: Эксмо, 2007. С. 213.
  30. Михаил Кузмин: Проза 1912—1915 гг. М.: Аграф, 1999. С. 623.
  31. В 1910 г. Вяч. Иванов пишет цикл стихов .
  32. Е.В. Глухова. (PDF). Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 4 (ч. 2) С. 216, 226. Российский государственный гуманитарный университет//bugayev.ru (2007). Дата обращения: 28 декабря 2015. 4 марта 2016 года.
  33. Ср. последние слова статьи Белого «О смысле познания»: «Мы — в Боге родимся. Во Христе — умираем. И — восстаём в Святом Духе».
  34. Вахтель М. Из переписки В. И. Иванова с А. Д. Скалдиным // Минувшее. Париж, 1990. Вып. 10. С. 130.
  35. Александр Блок: исследования и материалы. СПб, 1998. ISBN 5-86007-118-3 . С. 139.
  36. А. И. Немировский, В. И. Уколова. Свет звёзд, или Последний русский розенкрейцер. М.: Прогресс, 1994. С. 52.
  37. Розенкрейцеры в советской России : документы, 1922-1937 гг. / Публ., вступ. ст., коммент., указ. А. Л. Никитина . — М. : Минувшее, 2004. — 462 с. — (Мистические общества и ордена в советской России). — 1500 экз. ISBN 5-902073-27-8 . . ISBN 5-902073-11-1
  38. „Мистическим масоном“ и розенкрейцером называл себя великий князь Александр Михайлович (зять царя). См.: Нина Берберова . Люди и ложи: русские масоны XX столетия. Russica Publishers, 1986. P. 152.
  39. Белый А. Собрание сочинений. Воспоминания о Блоке. М., 1995. С.368.
  40. Н. П. Киселёв . Из истории русского розенкрейцерства (с предисл. А. И. Серкова). СПб: Изд-во имени Н. И. Новикова, 2005.

Литература

На русском языке
  • Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. — М.: Эксмо , Мидгард, 2007. — С. 8. — 864 с. — ISBN 5699221395 , ISBN 9785699221394 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства. — СПб.: Сенатская тип., 1902. — 60 с.
  • Тарасов Е. И. Московское общество розенкрейцеров // Масонство в его прошлом и настоящем. Т. 2. — М., 1915. С. 1—26.
  • Франсес Йейтс . — М.: Алетейа, Энигма, 1999.
  • Гендель Макс. Мистерии розенкрейцеров / Макс Гендель , Мэнли Палмер Холл , У. Л. Уилмхёрст . — М. : Эксмо , Terra Fantastica, 2003. — 736 с. — (Великие посвящённые). — 4000 экз. ISBN 5-699-03905-8 . (в пер.)
  • / Сост. А. Л. Никитин . — М. : Минувшее, 2004. — 464 с. — (Мистические общества и ордена в Советской России). — 1500 экз. ISBN 5-902073-27-8 , ISBN 5-902073-11-1 . (в пер.)
  • Киселёв Н. П. Из истории русского розенкрейцерства / Сост., подгот. текста и коммент. М. В. Рейзина, А. И. Серкова . — СПб. : , 2005. — 424 с. — (Русское масонство. Материалы и исследования. Выпуск 5). — 3000 экз. ISBN 5-87991-020-2 . (в пер.)
  • Розенкрейцеры — рыцари Розы и Креста. — М. : Вече , 2007. — 408, [16] с. — (Тайные общества, ордена и секты). — 3000 экз. ISBN 978-5-9533-2352-9 . (в пер.)
  • Арнольд П. История розенкрейцеров и истоки франкмасонства / Поль Арнольд; Пер. с франц. В. Каспарова. — М. : Энигма, 2011. — 336 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-94698-088-3 . (в пер.)
  • Кондаков Ю. Е. Мартинисты, розенкрейцеры, и «внутренние христиане» в России конца XVIII начала XIX вв. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — 499 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-8064-1731-3
  • Кондаков Ю. Е. Орден золотого и розового креста в России. Теоретический градус соломоновых наук. СПб., Астерион. 2012. — 616 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-906152-24-4
  • Кондаков Ю. Е. Тайные инструкции российских розенкрейцеров XVIII—XIX вв. / Науч. ред. Е. Л. Кузьмишин. — М.: Ганга, 2018. — 570 с. ISBN 978-5-907059-18-4
  • Халтурин Ю. Л., Кучурин В. В., Родиченков Ю. Ф. «Небесная наука»: европейская алхимия и российское розенкрейцерство в XVII—XIX веках. СПб.: Изд-во РХГА, 2015. — 380 с. — ISBN 978-5-88812-704-9
На иностранных языках
  • Guhrauer, «Ueber Sinn u. Zweck der Fama Fraternitatis» (в Niedner’s «Zeitschrift für historische Theologie», 1852 )
  • Glökler, «Joh. Wal. Andrea» (Штутгарт, 1886 )
  • Mystical Order of the Company and in Soviet Russia (second edition, documents 1922 1937 )
  • Carl Edwin Lindgren. // Journal of Religion and Psychical Research. — 1995. — № 3 . — С. 141–148 . 8 ноября 2012 года.
  • Eugenius Philalethes. . — City: Kessinger Publishing, 1997. — 197 с. — ISBN 1-56459-257-X .
  • Frances Yates . . — London: Routledge, переиздана в Нью-Йорке в 2002 г., 1972. — 333 с. — ISBN 0-7100-7380-1 ;0-415-26769-2. от 9 июля 2015 на Wayback Machine , переиздана издательством Routledge в Нью-Йорке в 2002 году.
  • Donald R. Dickson. Johann Valentin Andreae's Utopian Brotherhoods // Renaissance Quarterly. — 1996. — Т. 49 , № 4 .
  • Waite, Arthur Edward . . — London: G. Redway, 1887. , reprinted in 1960 by Society of Metaphysicians, Hastings, England, ISBN 1-85228-705-5 ; reprinted in 2000 by Garber Communications, Blauvelt, New York, ISBN 0-89345-018-9 ; see from The Internet Sacred Text Archive

Ссылки

  • .
  • .
Источник —

Same as Розенкрейцеры