Interested Article - Диоген Лаэртский

Диоге́н Лаэ́ртский ( др.-греч. Δῑογένης ὁ Λᾱέρτιος ) — позднеантичный историк философии , живший предположительно во II III веках .

Проблема личности

Никаких данных о личности и биографии Диогена Лаэртского не сохранилось. Неизвестны даже даты его жизни; приблизительная биографическая датировка возможна лишь на основании его сочинения и предположительно указывает на конец II — начало III века нашей эры .

Определённо то, что он жил после писателей Секста Эмпирика (I—III в.), Плутарха (около 46—127 годов) и Эпиктета (около 50—138 годов), которых Диоген упоминает, и до писателя Стефана Византийского (VI в.), который цитирует трактат Диогена.

У Диогена нет отсылок на греческих писателей 2-й половины II века, таких как Лукиан Самосатский , Полиэн , Павсаний (географ) или Афиней , упоминаний знаменитого римского императора-философа, покровителя греческой философии Марка Аврелия (правил в 161—180 годах), что говорит о том, что труд Диогена создан в 140—150-х годах. Ничего не говорит Диоген и о философах неоплатонической школы , возникшей в середине III века , — Плотине , Порфирии , Ямвлихе и других, следовательно, вряд ли труд Диогена был написан позднее середины III века .

Столь же загадочно и его географическое происхождение (возможно, он уроженец Киликийской ).

Нельзя исключить, что мы имеем дело не с реальным именем, а с псевдонимом, заимствованным из гомеровского эпоса: и греч. διογενής (рождённый от Зевса ), и др.-греч. Λᾱερτιάδης (сын Лаэрта ) — эпитеты Одиссея .

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов . Издание 1594

Именем Диогена Лаэртского подписан эллинистический трактат римского времени, излагающий биографии и воззрения античных мыслителей, начиная с архаической эпохи ( Фалес , Солон ) и вплоть до конца III века до нашей эры. Трактат написан для некоей неназванной по имени «истинной любительницы Платона» (III, 47). Отсутствие в посвящении имени женщины, которой посвящён трактат, может говорить об очень высоком положении этой женщины, а учитывая датировку трактата (140—150-е года), можно предполагать, что речь идёт о Фаустине Старшей — жене императора Антонина Пия , которая отличалась как мудростью, так и легкомыслием, что вполне соответствует трактату Диогена, совмещающего в себе важнейшие сведения о греческой философии с легкомысленными анекдотами о философах.

В самом начале сочинения Диоген приводит мнение, которое считает глубоко ошибочным, что занятия философией восходят к неэллинским жрецам древних для него религий . Первым философом Диоген называет Пифагора . Фалеса же, учителя Анаксимандра , он именует лишь мудрецом . Вообще же было два начала философии — ионийское и италийское. Философов он разделяет на скептиков ( греч. ἐφεκτικοί ) и догматиков ( греч. δογματικοί ).

Трактат состоит из 10 книг, включающих 82 биографии:

Диоген не стремится ни к хронологической связности материала, ни к его систематическому изложению, ни даже к фактической достоверности, хотя излагает материал, в большинстве случаев, фактически достоверно, систематически и на протяжении первых семи книг хронологически связно. Важнейшим критерием для него, как и для многих других эллинистических авторов, является пестрота ( греч. ποικιλία ) — разнообразие и живость подачи сведений. Об одних философах (о Платоне , стоиках , скептиках , эпикурейцах ) Диоген пишет достаточно подробно, о других — вскользь. Изложение воззрений мыслителей перемежается у него занятными биографическими анекдотами (в том числе и явно легендарными, и даже непристойными), фантастическими «письмами» философов известным историческим лицам, а также стихотворными эпиграммами, часто — довольно язвительными.

Несмотря на то, что метод и стиль Диогена весьма далек от современных представлений о научном изложении (однако сочинение его обильно снабжено современным научным аппаратом — ценнейшими ссылками, цитатами и библиографическими списками), историко-философская ценность его трактата велика. Мы находим у него, к примеру, целый ряд изречений Гераклита , неизвестных из других источников, уникальный список несохранившихся трудов Демокрита , ценные текстологические сведения о сочинениях Платона , достаточно внятное изложение логики и этики ранних стоиков. Кроме того, трактат Диогена сам по себе является важным памятником позднеантичного «пёстрого» стиля исторической мысли, стоящим в одном ряду с «Пирующими софистами» Афинея , «Пёстрыми рассказами» Элиана , «Строматами» Климента Александрийского , «Эклогами» Иоанна Стобея , «Аттическими ночами» Авла Геллия и « Сатурналиями » Макробия .

Литература

Русские переводы:

  • Диоген Лаертский . Жизнь, учение и изречения мужей, прославившихся в философии. / Пер. Е. Шмидт-фон-дер-Лауниц . Ревель, 1898. — 98 с. ( частичный перевод )
  • Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Пер. и прим. М. Л. Гаспарова . Общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева . (Серия «Философское наследие»). М., Мысль , 1979 . — 624 с.
    • 2-е изд., испр. М.: Мысль , 1986. — 570 с. 100000 экз. Переиздания: 1995, 1998, 2009.
  • Книга VI. / Пер. И. М. Нахова . // Антология кинизма. М., 1984. 2-е изд. М., 1996. — С. 46-82.

Исследования:

Примечания

  1. от 19 мая 2016 на Wayback Machine , см. также от 4 марта 2016 на Wayback Machine

Ссылки

Источник —

Same as Диоген Лаэртский