Бабушкин, Иван Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Васи́льевич Кире́евский ( 22 марта [ 3 апреля ] 1806 , Москва — 11 [23] июня 1856 , Санкт-Петербург ) — русский религиозный философ , литературный критик и публицист , один из главных теоретиков славянофильства . Старший брат П. В. Киреевского .
Главной философской темой И. В. Киреевского было самоопределение русской культуры перед лицом западноевропейской. Характерная разница между ними он объяснял особыми духовными, культурными и историческими корнями: отъединённостью Римской церкви от православия; односторонней, в форме латинской культуры, рецепцией античного наследия на Западе; насильственным, в большинстве своём, характером западной государственности (по сравнению с российской). В противовес вырастающей из западной культуры рационалистической философии, характеризуемой формальностью, отвлечённостью и расколотостью разума на отдельные «факультеты», Киреевский выдвигает проект построения русской философии, ориентирующийся на присущий отечественной культуре идеал «целостного разума» как органического единства интеллектуальной, моральной и эстетической способности человека .
Происходил из семьи столбовых дворян Белёвского уезда Тульской губернии Киреевских . Родился 22 марта ( 3 апреля ) 1806 года в Москве в семье Василия Ивановича Киреевского и Авдотьи Петровны . На шестом году лишился отца, умершего от тифа : он управлял Орловской больницей, где находились раненые русские и французские солдаты. В 1814 году в родовое имение Киреевских Долбино приехал близкий родственник Авдотьи Петровны, поэт В. А. Жуковский и прожил здесь почти два года; воспитание своих внуков-племянников, Ивана и Петра , Жуковский хотел сделать «одним из главных дел своей жизни». Хотя это намерение ему и не удалось осуществить, тем не менее между ним и племянниками установилась на всю жизнь прочная привязанность. Настроение Жуковского должно было повлиять на Киреевского в том же патриотическом духе, как и впечатления 1812 года; вкус к литературным занятиям был также развит в Киреевском Жуковским, советовавшим матери пустить всех детей по писательской дороге. К десяти годам Киреевский прочитал уже лучшие произведения русской и французской литературы, в двенадцать лет хорошо знал немецкий язык.
В 1822 году Елагины переехали в Москву. Здесь братья Киреевские занимались у лучших профессоров Московского университета : Мерзлякова , Снегирёва , Цветаева , Чумакова .
В 1823 году Киреевский поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел и стал одним из « архивных юношей », организовавших Общество любомудрия , которое самораспустилось в 1825 году после восстания декабристов .
Осенью 1829 года он посватался к любимой девушке и получил отказ. В начале 1830 года уехал в Германию, где находился его младший брат Пётр; в феврале-марте в Берлине он слушал лекции Гегеля ; затем приехал к брату в Мюнхен , где слушал лекции Шеллинга ; рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля , как последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно быть противопоставлено русское мировоззрение, построенное на чувстве и чистой православной вере.
Осенью 1830 года, узнав о холере в Москве , срочно вернулся на родину. В 1832 году он начал издавать журнал « Европеец », который был запрещён на третьем номере за статью Киреевского «Девятнадцатый век», где были усмотрены требования конституции для России.
В 1834 году Киреевский женился на Наталии Петровне Арбеневой .
После многолетнего молчания в 1840-х гг. Киреевский попытался получить философскую кафедру в Московском университете , но его всё ещё считали неблагонадёжным.
Вместе со старцами Оптиной пустыни он стал работать над изданием сочинений Отцов Церкви . Духовником И. В. Киреевского стал схииеромонах Феодор .
В 1852 году славянофилы начинают издание « Московского сборника ». Киреевский опубликовал в нём свою статью «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», которая не понравилась властям, и выпуск журнала был прекращён.
В последние годы жизни Киреевский работает над курсом философии.
В 1856 году Киреевский умер от холеры. Был похоронен в Оптиной пустыни . В этом же году посмертно была опубликована его статья «О возможности и необходимости новых начал для философии» в журнале « Русская беседа ».
В 1856 году были изданы труды Киреевского в 2 томах.
В начале творчества Киреевского заметны «западнические» симпатии, вскоре сменившиеся мистицизмом и славянофильством .
Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством , которое ведёт к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведёт к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии».
Как и Хомяков в учении о соборности , Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества». Как часть этого процесса общими («соборными»), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия. Суть этого пути — стремление к сосредоточенной цельности духа, которая даётся только верой: «осознанием об отношении человеческой личности к личности Божества». Этому должна помочь также и аскеза — необходимый элемент не только жизни, но и философии. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины».
Вообще, цельность духа — одно из центральных понятий философии Киреевского. Она сочетает в себе чувственный, душевный и духовный опыты. При этом последний подчиняет себе первые два. Человек может достичь этой цельности духа только путём постоянной аскезы, прежде всего внутренней, выражающейся в борьбе со страстями. Философ был сторонником идеи изначальной падшести человека, а потому считал, что только путём самостоятельного выстраивания собственной личности путём обращения к мистическому опыту человек может преодолеть первородный грех .