Тот, кто меня бережёт
- 1 year ago
- 0
- 0
В тот вечер — я не пил,
Не пел:
Я на неё вовсю глядел —
Как смотрят дети, как смотрят дети…
Но тот, кто раньше с нею был,
Сказал мне, чтоб я уходил.
Сказал мне, чтоб я уходил; — что мне не светит.
И «тот, кто раньше с нею был»… —
Он мне грубил,
Он мне грозил!
(А я всё помню — я был не пьяный!)
Когда ж я уходить решил,
Она сказала: — Не спеши.
Она сказала: «Не спеши — ведь слишком рано!»
« Тот, кто раньше с нею был » (варианты названия: « Почти из биографии », « Их было восемь », « „Вестсайдская история“ на современный лад » ) — песня Владимира Высоцкого . Написана в начале 1962 года . Энциклопедия «Эстрада России в XX веке» называет это произведение среди наиболее значимых песен поэта .
На героя песни обратила внимание девушка, что не понравилось «тому, кто раньше с нею был». Позднее этот соперник с группой друзей («их было восемь») подкараулил героя, когда тот шёл с приятелем. Но герой не собирался сдаваться: достал нож и ударил первым. Пришёл в себя уже в тюремном лазарете. Позднее узнал, что девушка его не дождалась, но он её прощает, а «тому, кто раньше с нею был» — обещает отомстить.
Как и большинство ранних песен Высоцкого, это произведение представляет собой стилизацию под блатной городской романс (не лишённую, впрочем, некоторой иронии). Одни из многочисленных исследователей творчества Высоцкого, А. В. Скобелев и С. М. Шаулов, отмечают её как особенно точное «попадание» в жанр, вершину стилизаторского мастерства автора. Этому способствуют как содержание песни (сюжет, образы, система ценностей её лирического героя), так и форма (ритм, зарифмованные по схеме ааБвввБ строки, повтор фразы в третьей строке и совпадение 5-й и 6-й строк). Они отмечают, что многие современники поэта считали эту песню произведением городского фольклора в исполнении Высоцкого. Однако, при всей близости к «блатному» первоисточнику, песня Высоцкого лишена характерной для блатной песни наивности, примитивности и поверхностности: песню поэта отличает глубокий психологизм, она приобретает общечеловеческое звучание .
Соотношение «двое против восьми», возможно, возникло под влиянием Исаака Бабеля (рассказ «Конкин»), творчеством которого Высоцкий в своё время очень увлекался. Это же соотношение неоднократно встречается и в романах Александра Дюма (« Три мушкетёра », «Двадцать лет спустя», «Две Дианы») .
Позднее оно также появляется в «военной» песне Высоцкого, написанной 24 февраля 1968 года — «О воздушном бое» («Их восемь — нас двое…») .
Кандидат юридических наук Лев Клебанов в своей книге использует текст песни для иллюстрации ч. 1 ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона» , а лингвисты З. Д. Попова и И. А. Стернин — особенностей лексических лакун в русском языке .
Отсылка к песне «про того, кто раньше с нею был» присутствует в тексте другой известной песни поэта — « Она была в Париже » .
Студийные записи песни были сделаны в домашних студиях:
В 1963 году песня использовалась (без указания авторства) в спектакле Театра на Таганке «Микрорайон» (поставленном Петром Фоменко ещё до прихода Юрия Любимова и «оставшемся в наследство» от старого театра). В спектакле её пел Алексей Эйбоженко .
По прошествии многих десятилетий после написания песня остаётся популярной: её продолжали петь такие исполнители, как Валерий Золотухин , группа « Ночные снайперы » (солистка Диана Арбенина ) , Александр Маршал .