Interested Article - Сакалиба

«Торг в стране восточных славян», картина Сергея Иванова , 1912

Сака́либа ( араб. صقالبة ‎ ṣaqāliba, ед. ч. араб. صقلبي ‎ ṣaqlabī, от ср.-греч. σϰλάβος — «славянин») — термин в раннесредневековой исламской литературе , обозначающий преимущественно славян , а также другие народы Центральной , Южной и Восточной Европы . Термин часто применялся по отношению к славянским рабам в исламских странах , но мог относиться в широком смысле ко всем европейским рабам, которыми торговали жители исламских стран .

Термин

Термин возник в период контактов арабов со славянами . От греческого ср.-греч. σκλάβοι (склави) ( ср.-греч. σκλαβηγοι , склавини ), в VII веке произошло араб. صقلبي ‎ ( саклаби , мн. ч. араб. صقالبة сакалиба ). Семантический сдвиг к значению раб произошёл позднее в Западной Европе . В андалузском диалекте арабского языка термин сакалиба обозначал сначала славянских рабов, а затем, аналогично семантическому развитию термина в других западноевропейских языках, иностранных рабов в целом .

Славяне-наёмники

В середине VII века славяне нанимались на военную службу в Византии . Некоторые из них переходили на сторону мусульман, которые поселяли этих наёмников вблизи своих границ. Сведения об общинах этих славян известны до середины VIII века . После битвы при Себастополисе в 692 году Небул , архонт славянского корпуса в византийской армии , и 30 тысяч его людей были поселены Омейядами в Сирии .

Жители Восточной Европы

Термин использовался, как правило, для обозначения славян также авторами из исламских стран, сообщавшими о Восточной Европе, особенно теми, кто побывал в этом регионе: Харун ибн Яхья, Ибрагим ибн Якуб , Абу Хамид аль-Гарнати и др. Однако арабский путешественник Ибн Фадлан , в 921—922 годах в качестве секретаря посольства Аббасидского халифа аль-Муктадира посетивший Волжскую Булгарию , в своём отчёте «Рисале» термином сакалиба именует жителей Булгарии . У Мас’уди в число сакалиба включены немцы.

Мусульманский географ иранского происхождения Ибн Хордадбех в IX веке в своей « Книге путей и стран » писал, что титул царя сакалибов был «князь».

Невольники

Сакалиба назывались также невольники, обычно славяне: из Германии (в основном полабские славяне ), которых работорговцы вывозили в мусульманскую Испанию , оттуда — в Северную Африку и далее на восток; с Северо-Западных Балкан (в основном южные славяне ), вывозившиеся в Северную Африку и далее на восток); из Восточной Европы (в основном восточные славяне ), вывозившиеся по Волжскому пути в восточные регионы исламского мира .

В арабском мире сакалиба выполняли различные обязанности, они были слугами, наложницами гарема, евнухами, рабами-ремесленниками, рабами-солдатами и стражниками халифа. В Иберии, Марокко, Дамаске и Сицилии их военная роль была сопоставима с ролью мамлюков в Османской империи . Рабы-сакалиба из Германии обычно оскоплялись. Многие из них становились дворцовыми евнухами в Кордовском халифате , Фатимидском халифате и других исламских странах, и приобретали большое влияние . В Аль-Андалусе славянские евнухи были настолько популярны и широко распространены, что стали синонимом сакалиба .

Сфера влияния Сакалабидов в 1018 году с владениями на Сардинии и Корсике

Братья первоначально были христианскими детьми-сакалиба, которых кастрировали и продали в рабство в Испанию. Они получили образование в области исламской культуры и религии. Братья стали рабами другого раба по имени Муфарис, который был начальником полиции во дворце Аль-Мансур в Мадине аз-захра . В результате военного переворота, они стали совместными правителями, первыми эмирами таифы Валенсия . Мубарак погиб в результате несчастного случая в 1018 году, а вскоре после этого во время восстания был убит Музаффар. Их сменил , также бывший раб, который был стал Тортосы между 1015 и 1016 годами и, вероятно, был ответственен за восстание против Музаффара .

Сакалиба Афтах стал основателем тайфы Альмерия . Он выиграл борьбу с бербером Ибн Рависом за контроль над Аль-Марийей (ныне город Альмерия ). Афтаху наследовал Хайран, который укрепил государство. В течение его царствования город Альмерия пережил большое развитие и расширил границы. Во время правления преемника Хайрана, Зухайра, тайфа Альмерия включила Мурсию , Хаэн , достигла Гранады , Толедо и Кордовы . Но вскоре начался её упадок и потеря территорий. В 1038 году, в правление Абу Бакра ар-Рамини тайфа Альмерия была завоевана Абд аль-Маликом ибн Абд аль-Азизом, эмиром тайфы Валенсии.

После падения Кордовского халифата в начале XI века поток невольников-сакалиба резко сократился. Со второй половины XI века термин сакалиба применялся в западной части исламского мира в отношении скопцов независимо от происхождения. Поток невольников-сакалиба из Восточной Европы сократился с конца X — начала XI веков по причинам недостатка серебра в исламском мире и усилившимся противодействием со стороны Киевской Руси . Последние упоминания о невольниках-сакалиба из Восточной Европы относятся к середине XI века .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. , с. 872.
  4. .
  5. Vlasto A. P. / Vlasto A. P., Vlasto P.. — CUP Archive, 2 October 1970. — P. 320. — ISBN 978-0-521-07459-9 . от 21 октября 2021 на Wayback Machine
  6. Treadgold, Warren T. . — Stanford University Press, October 1997. — ISBN 9780804726306 . от 26 июля 2014 на Wayback Machine
  7. Lilie, Ralph-Johannes. Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit: 1. Abteilung (641–867), Band 3: Leon (# 4271) — Placentius (# 6265). — Berlin and Boston: De Gruyter. — ISBN 978-3-11-016673-6 .
  8. The Historical Encyclopedia of World Slavery: A-K ; Vol. II, L-Z , by
  9. Lev, Yaacov. : [ англ. ] . — BRILL, 1991. — P. 74, 77—78. — ISBN 978-90-04-09344-7 . от 21 октября 2021 на Wayback Machine
  10. Viguera, María Jesús. : [ исп. ] . — Editorial MAPFRE, 1992-01-01. — ISBN 9788471004321 . от 21 октября 2021 на Wayback Machine
  11. Vañó, David Francés. : [ исп. ] . — Universitat de València, 2017-10-03. — ISBN 9788491341260 . от 21 октября 2021 на Wayback Machine
  12. Fletcher, Richard A. : [ исп. ] / Richard A. Fletcher, Richard Fletcher. — Editorial NEREA, 2010-12-01. — ISBN 9788489569294 . от 21 октября 2021 на Wayback Machine
  13. Fernández, Luis Suárez. : [ исп. ] . — Ediciones Rialp, 1976. — ISBN 9788432118821 .

Литература

Источник —

Same as Сакалиба