Interested Article - Регулирование городской колористики в России

Попытки упорядочивания планировки и размещения строений в России были связаны с развитием регулярного градостроительства на рубеже XVII—XVIII веков Первые требования к окраске зданий устанавливались императорскими указами и были связаны с началом строительства Санкт-Петербурга в начале XVIII века и восстановлением Москвы после пожара 1812 года .

В современной России регулирование городской колористики и обязательность соответствия окраски здания утверждённому архитектурному решению определяются на региональном уровне. Создание колористических паспортов , документально подтверждающих, что наружный цвет фасадов здания утверждён в соответствии с действующими в городе нормативными документами, впервые было внедрёно в градостроительную практику в Москве с 1992 года. С 1997 года началась разработка колористических паспортов в цифровом виде . Опыт оформления разрешительной колористической документации распространяется и по другим регионам страны.

Введение колористических норм

В Европе

Начиная с античных времён цвет в архитектуре был одним из средств формирования внешнего пространства городской среды . В XVII—XVIII веках были сформулированы первые европейские правила её цветовой организации. Основным мотивом этих правил стала тенденция к ограничению палитры доминирующих цветов, обеспечивающей одновременно разнообразие колористических решений и гармонию с окружающей сложившейся застройкой и свойственным времени художественным вкусом .

Для изменения исторического цвета домов Бурано (Италия)
требуется специальное разрешение

Особую роль колористическое нормирование приобрело в связи со сложившимся в середине XIX века в Европе критическим отношением к произволу в ремонте и восстановлении архитектурных памятников, в том числе с использованием материалов, свойства которых отличались от первоначальных. Концепция реставрации, зафиксированная принятой в 1964 году международным конгрессом архитекторов и специалистов по историческому наследию Венецианской хартией , включала в число критериев общественной ценности памятников архитектуры его аутентичность , относящуюся, в том числе, и к их окраске. Исходные данные для создания колористической части проекта реставрации могут быть получены по итогам исследования (« зондирования », « санации ») следов первоначального или более раннего цвета деталей сооружения, связанного с его художественным замыслом .

В начале XIX века разрабатывался цветовой план Турина , попытка восстановить который была предпринята в 1980-х годах итальянскими архитекторами-реставраторами. Их опыт восстановления исторической окраски более 2000 зданий « продемонстрировал эффективность системы, основанной на точном соблюдении проектной документации, не оставляющей места для произвольных решений » .

В современной зарубежной практике нормы градостроительного регулирования применяются не только при реставрации исторических сооружений, но и в ходе работ по другим зданиям в соответствие с зональными руководствами по фасадам, которые содержит их возможные цветовые и декоративно-оформительские решения. Соответствие разработанных чертежей фасадов установленным нормам, оформленное в том числе в виде самостоятельного документа (паспорта), служит основанием для получения разрешения на строительство и эксплуатацию зданий .

В России

Двухцветный фасад Кикиных палат (1714—1720) в стиле петровского барокко .
Санкт-Петербург

В Российской империи до 1832 года нормирование художественного облика городов определялось именными императорскими указами и резолюциями на донесениях и докладах на высочайшее имя, а также распоряжениями Сената и правительства. Пётр I считал, что в застройке новой столицы должны были использоваться только красный и белый цвета .

Но уже при строительстве Большого Петергофского дворца , чтобы обеспечить его гармонию с зеленью дворцового парка и белизной фонтанов, Елизавета Петровна велела красить стены в зелёный и белый цвета .

В 1809—1817 годах для окраски фасадов построек в Санкт-Петербурге были утверждены, а потом и распространены на другие города России единые правила, предписывающие « не пестрить домы краскою », а красить дома лишь определёнными цветами . В соответствие с императорским указом от 13 декабря 1817 года, утвердившим перечень 8 «дозволенных» цветов, Министерству полиции было поручено разослать по губерниям « дощечки, сими красками выкрашенные, для показания настоящих цветов » .

Инструментом регламентации растущего архитектурно-строительного дела стал Строительный устав 1832 года. Кроме устава, нормативную базу формирования внешнего облика городов составляли активно разрабатываемые, собранные в альбомы и рассылаемые по губерниям « образцовые » чертежи видов казённых и частных зданий, которые « служили руководством не только при постройке новых, но и при переделке старых зданий, где удобность позволит » .

В 1843—1844 годах в колористические нормы в целях постройки « домов вида неединообразного » стали более либеральными — именным указом императора Николая I было дозволено « расписывать обывательские дома снаружи разноцветными красками », отметив их на рисунках фасадов, « к утверждению представляемых » .

В Высочайше утверждённом 17 апреля 1869 года «Урочном положении для строительных работ» (1843 и 1887) были приведены списки красок для малярных работ на наружных стенах. Устанавливались также цвета фасадов и крыш зданий .

В Москве

В Москве первые попытки регулирования и закрепления норм строительства и каменных домов были осуществлены в конце XVII — начале XVIII веков. Указы государя Федора Алексеевича положили начало истории документирования отечественной городской колористики .

Особенностью патриархального московского городского пейзажа в отличие от тяготеющего к доминирующим линейным ансамблям архитектурного пейзажа Петербурга был усадебный характер застройки. Барские особняки, зачастую отодвинутые от уличной «красной линии» и окружённые разного рода службами и палисадниками , разрывали его непрерывность — « каждый дом был отдельной архитектурной, бытовой и владельческой единицей » . Для восстановлении разрушенной при французском нашествии Москвы некоторые правила колористики зданий были определены утверждённой Александром I в 1813 году Комиссией о строении , в состав которой вошёл архитектор О. И. Бове , заведовавший « фасаднической частью » . Комиссии предписывалось следить за унификацией постройки частных и казённых зданий в соответствии « выданным планам и фасадам » и надзор « за добротою материалов к построению нужных » .

В 1816 году императору не понравились свежевыкрашенные постройки, и он повелел, « чтобы впредь дома и заборы крашены были нежнее и лучшими красками, для чего и назначены колера: „дикой“, „бланжевый“, „палевый“ и „с прозеленью“, а каменные могут быть и выбеленные » , и обязал брать с владельцев подписки, « чтобы они по обштукатурке оных красили дома свои не иначе, как светлыми красками, как то: светло-жёлтою или бледно-зеленою, светло-серою и белою ». Записи в журналах комиссии свидетельствовали, что она не только извещала жителей о вводимых строительных нормах, в том числе связанных с городской колористикой, но и строго следила за их надлежащим исполнением .

По утверждённому 20 марта 1862 года «Положению об общественном управлении Москвы» регулирование застройкой и планировкой города из ведения правительства передано Московской городской думе . Ответственность за архитектурно-строительные работы и регулярное подновление наружных стен сооружений Кремля с 1886 года была возложена на Московское дворцовое управление , сформированное на базе существовавшей ранее Экспедиции кремлёвского строения . 6 ноября 1902 года художник В. М. Васнецов писал чиновнику этого управления С. П. Бартеневу — инициатору разработки нового проекта раскраски Большого Кремлёвского дворца о необходимости предварительной поэтапной зачистки («санации») фасадов здания, чтобы уяснить « мотивы для проекта окраски » .

Порядок составления на каждое здание специального документа сохранялся до 1917 года. В 1929 году Моссовет не утвердил представленный трестом «Малярстрой» (художник Л. М. Антокольский ) «Проект плановой окраски Москвы». Разработчики проекта предлагали красить здания «стойкими красителями» и запретить cамочинную перекраску их фасадов .

Пример зарегистрированного в 1992 году колористического решения фасада (Москва, Щусева , 24).
Образцы цветов вклеены вручную

Документирование колористического решения

Основным назначением паспорта является фиксация цветов фасадов, архитектурных деталей, цоколей, оконных переплётов, дверей, кровли, ограждений и др. В условиях, когда к строительным и реконструкционным работам подключается большое число фирм, инструментов внедрения научно-обоснованной цветовой концепции в практику градостроительства является закреплённое в паспорте колористическое решение. Решение по фасадам формируется с учётом функционального назначения объекта, его местоположения, стилистики и колористики окружающей застройки, требований сбережения исторической традиции. Такой подход был положен в основу принятых московским правительством нормативных градостроительных документов .

Практика создания и применения колористических паспортов возродилась в России во второй половине 1990-х. Инициаторами их возобновления стали главный художник Москвы Андрей Владимирович Ефимов , руководитель программы работ по формированию колористической среды районов города и начальник отдела окраски и отделки фасадов зданий Управления городского дизайна Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектуры) Лариса Владимировна Жук , выпускница Московского архитектурного института ( МАРХИ ) .

Л. В. Жук была автором колористических решений большого количества фасадов зданий города — Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко на Б. Дмитровке, Театра М. Розовского у Никитских ворот , комплекса зданий на Б. Якиманке , Б. Молчановке , Б. Ордынке и др. При реализации программы подготовке к 850-летию Москвы в 1994—1995 годах Лариса Жук руководила разработками колористики фасадов всех зданий Бульварного кольца .

Закон города Москвы от 1 июля 1996 года № 22 «О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы» определил обязательный характер колористического паспорта Москомархитектуры при окраске фасадов зданий.

Значимость организации системного подхода к реализации программ по колористике районов Москвы была подтверждена Постановлением Правительства Москвы от 26.11.1996 N 940 «О комплексном благоустройстве Москвы: колористика, архитектурное освещение, ландшафтная архитектура».

Созданная в эти годы специально для Москвы с учётом исторической архитектурной традиции и современных технологий работ цветовая палитра была утверждена приказом председателя Москомархитектуры, главного архитектора Москвы А. В. Кузьмина N 98 от 07.09.2000 о внесении изменений в приказ МКА от 29.06.2000 N 76 «О порядке разработки документации по колористическому решению фасадов объектов в Москве».

С 2010 года в МАРХИ было открыто новое направление подготовки «Дизайн архитектурной среды» c самостоятельной дисциплиной — архитектурная колористика .

С целью оптимизации системы цветового оформления городских кварталов Москомархитектурой в 2018 году предложен альбом типовых колористических решений фасадов зданий, строений и сооружений, возводимых в Москве по серийным проектам .

Компьютеризация паспортов

Проект колористического паспорта и макет цветового решения фасада

В рамках совместных работ Москомархитектуры, Института электронных управляющих машин ( ИНЭУМ ) и дизайн-студии ВИГРАФ был создан прототип автоматизированной системы информационного обеспечения колористической концепции и разработаны формы бланков колористических паспортов, использовавших все возможности компьютерной графики и организации баз данных .

С 1997 по 2012 годы архитектурно-колористические решения на основании заявок в ГУП «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» готовились в мастерской архитектурной колористики (Центр Цвета города) Моспроекта-3 .

Ф. О. Шехтель (1859—1926). Проект собственного дома на Большой Садовой улице в Москве
Компьютерные варианты колористических решений дома Шехтеля

В 1996 году по инициативе А. В. Ефимова на базе мастерской архитектурной колористики № 10 ГУП «Моспроект-3» для решения проблем колористики городской среды был создан Центр цвета города . Основным направлением деятельности Центра цвета города стали разработка архитектурных разделов паспортов « Колористическое решение, материалы и технология проведения работ », а также изготовление архитектурных проектов реконструкции фасадов зданий. С 2008 года до начала 2013 года Центр цвета города был одной из головных организаций по реализации городской целевой программы комплексного капитального ремонта в части колористики фасадов реконструируемых жилых домов. Масштабными работами Центра цвета города в 2008—2013 годах стали комплексное колористическое решение застройки Садового и Бульварного колец города, концепции колористического решения многих исторических улиц и площадей, а также не одна тысяча локальных проектов колористических решений зданий и сооружений .

Технологический раздел колористических паспортов разрабатывался специалистами-технологами Центра «Энлаком» — экспертно-научной организации в области технологии устройства, проектирования и обследования фасадов .

В целях совершенствования порядка формирования архитектурно-художественного облика города столичное правительство утвердило постановление о колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений в Москве, определившее порядок разработки типовых и индивидуальных колористических решений, в том числе фасадов объектов культурного наследия. В соответствие с приложением 3 постановления Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 114-ПП колористический паспорт должен содержать разделы:

  • общие сведения о здании;
  • градостроительные и функциональные характеристики здания и территориальной зоны;
  • архитектурно-художественные сведения о здании и текущем состоянии его отделки;
  • фотофиксация здания и окружающей застройки;
  • колористические решения фасадов;
  • технологические характеристики окраски и отделки здания.

Приведенное в постановлении N 114-ПП (редакция 2019 года) «Положение о паспорте» допускает разработку до трёх вариантов колористического решения фасадов с соответствующей маркировкой цвета в системах RAL , NCS , которая характеризуется изменением насыщенности цвета не более чем на 5 %.

Компьютеризация выбора и фиксации в паспорте колористических решений в рамках стандартизованных каталогов цветов открывает возможности применения технологий компьютерного колерования и автоматического дозирования для подбора требуемых оттенков на стадии заказа и производства красок .

Перечень актуальных колористический паспортов доступен на портале открытых данных Правительства Москвы

В других городах РФ

Фрагмент расчистки исторической окраски фасадов Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

Московский опыт разработки концепций и оформления практических цветовых решений в городской застройке использован в различных регионах Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге цветовое решение фасадов зданий в соответствии с Административным регламентом, утверждённым распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительство Санкт-Петербурга от 3 мая 2017 года, определяется колерным бланком на основе исторической палитры цветов города .

Внедрение колористических паспортов вошло в градостроительную практику и в других городах РФ .

Комментарии

  1. Первые типовые проекты использовались уже с начала строительства Санкт-Петербурга.
  2. «Дикой» — голубо-серый, «бланжевый» — телесный, «палевый» — соломенный, «с прозеленью» — бледно-зелёный.
  3. Руководитель Центра цвета города— доктор архитектуры Т. С. Семёнова
  4. Руководитель Центра «Энлаком» — Т. А. Усатова, выпускница химфака МГУ им. Ломоносова

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 декабря 2021. 10 декабря 2021 года.
  2. , с. 5—7.
  3. , с. 7—9.
  4. , с. 224—225.
  5. .
  6. , с. 50—51.
  7. , с. 252.
  8. Трутнев Э. К., Сафарова М. Д. // Ассоциация «Совет муниципальных образований Хабаровского края». — 2017. — С. 35—38 . 16 марта 2022 года.
  9. .
  10. , с. 17.
  11. .
  12. .
  13. .
  14. .
  15. № 18395 от 5 ноября 1844 г // Полное собрание законов Российской империи . . — Т. 19. — Ч. 1. — С. 748.
  16. , с. 698—699.
  17. , с. 262.
  18. .
  19. .
  20. .
  21. .
  22. : [ 20 января 2020 ]. — Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. — 2019.
  23. .
  24. // Интернет-журнал о дизайне и архитектуре BERLOGOS. — 2013. — 2 августа. 30 сентября 2019 года.
  25. . Дата обращения: 24 января 2020. 22 июля 2020 года.
  26. .
  27. . 17 сентября 2012 года.
  28. . Официальный сайт Мэра Москвы . Дата обращения: 24 января 2020.
  29. .
  30. .
  31. . Дата обращения: 3 апреля 2020. 8 марта 2013 года.
  32. . Городской координационный экспертно-научный центр ЭНЛАКОМ. Дата обращения: 29 июля 2016. 3 октября 2016 года.
  33. .
  34. . Портал открытых данных Правительства Москвы . Дата обращения: 28 февраля 2020.
  35. . Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга . Дата обращения: 3 апреля 2020. 27 апреля 2020 года.
  36. . Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации . Дата обращения: 3 апреля 2020. 17 января 2020 года.
  37. // ФедералПресс.Дальний Восток. — 2012.
  38. . — Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. — 2016.
  39. Александр Яковлев. . Архитектурный журнал «Проект Байкал» (2011). Дата обращения: 3 апреля 2020. 20 февраля 2020 года.
  40. . SMnews (2019). Дата обращения: 3 апреля 2020.
  41. . Официальный сайт АМО ГО «Сыктывкар» (3 декабря 2018). Дата обращения: 2 апреля 2020. 21 сентября 2019 года.

Литература

  • Барановский Г. В. // Строитель. Вестник архитектуры, домовладения и санитарного зодчества : журнал. — 1903. — № 5—8; 13—18 .
  • // Журнал о российском бизнесе за рубежом BUSINESS TIMES. — 2018.
  • Вавилова Е. Новая палитра города // Газета столичного мегаполиса «Москва-Центр» : газета. — 2001. — Июль ( № 2 ). — С. 1,3 .
  • Веронезе Ф. // Лакокрасочные материалы и их применение. — 2010. — № 6. — С. 12—14.
  • Грибер Ю. А. Цветовое поле города в истории европейской культуры. — М. : Согласие, 2017. — 304 с. — ISBN 978-5-906709-66-0 .
  • Грибер Ю. А. // Урбанистика : журнал. — 2016. — № 4 . — С. 52—72 . — ISSN .
  • Дедушкин А. Строительный закон на Руси-матушке // Московское наследие : журнал. — 2017. — № 4 (52) . — С. 26—31 .
  • Емельянов А. А. Увидеть бы тот город… // Московское наследие : журнал. — 2019. — № 3 (63) . — С. 24—33 .
  • // gestaltung.ru. — 2015.
  • Ефимов А. В. Увидеть бы тот город… // Архитектура СССР : журнал. — 1978. — № 9 . — С. 7—9 .
  • Ефимов А. В. Колористика города. — М. : Стройиздат, 1990. — 272 с. — ISBN 5-274-00736-8 .
  • Ефимов А. А., Панова Н. Г. // МАРХИ. — 2016. — № 4 (37) . — С. 250—265 . — ISSN .
  • Ефимов А. В., Прохоров Н. Л., Фукс В. И. Система информационного обеспечения реализации колористической концепции Москвы // Приборы и системы управления : журнал. — 1997. — № 9 . — С. 1—3 .
  • // Галерея «Союз Творчество». — 2014.
  • Лихачёв Д. С. Поэзия садов. — М. : Согласие, 1998. — 356 с. — ISBN 5 — 86884 — 075 — 5.
  • Лотман Ю. М. Дворянское жилище и его окружение в городе и поместье // Пушкин А. С. «Евгений Онегин» : сборник. — М. : Атриум, 1991. — ISBN 5-86686-002-3 .
  • Милова М. Ф., Резвин В. А. Прогулки по Москве. — М. : Московский рабочий, 1988. — 400 с. — ISBN 978-5-239-00046-5 .
  • Михайловский Е. В. Методика реставрации памятников архитектуры. — М. : Стройиздат, 1977. — 168 с.
  • . — vasnecov.ru. — 2007.
  • Пирожкова И. Г. // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки : журнал. — 2006. — № 3—2 (43) . — С. 10—12 . — ISSN .
  • Пирожкова И. Г. // Строитель. Вестник архитектуры, домовладения и санитарного зодчества : журнал. — 2009. — № 2 . — С. 68—72 .
  • Французов Д., Царёва С. Фасадный декор послепожарной Москвы: греческие эпосы, лиры, львы и арматуры // Московское наследие : журнал. — 2019. — № 3 (63) . — С. 70—87 .

Ссылки


Источник —

Same as Регулирование городской колористики в России