Караев, Алигейдар Керим оглы
- 1 year ago
- 0
- 0
Кара́ Абульфа́з оглы́ Кара́ев ( азерб. Qara Əbülfəz oğlu Qarayev ; 1918—1982) — советский, азербайджанский композитор , педагог , общественный деятель . Герой Социалистического Труда (1978), народный артист СССР (1959), академик АН Азербайджанской ССР . Лауреат Ленинской премии (1967), двух Сталинских премий второй степени (1946, 1948) и Государственной премии Азербайджанской ССР (1965).
Автор трёх опер, трёх балетов и трёх симфоний, а также многочисленных произведений программной, камерной, инструментальной музыки, музыки к спектаклям и кинофильмам.
Родился 5 февраля 1918 года в Баку , в семье известного врача-педиатра Абульфаза Караева и поэтессы Соны Ахундовой-Гараевой .
После окончания начальной музыкальной школы обучался игре на фортепиано на рабфаке Бакинской консерватории (класс фортепиано ) (1930—1935), с 1935 года учился в той же консерватории по классам композиции у Л. М. Рудольфа и основам народной музыки — у У. Гаджибекова . К этому времени относятся его первые композиторские опыты, в которых заметно сильное влияние азербайджанского народного искусства.
В 1937 году, во время обучения, принял участие в фольклорной экспедиции Научно-исследовательского музыкального кабинета, где изучал и записывал песни ашугов и мугамы . Через год поступил в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского , где совершенствовал мастерство у А. Н. Александрова (композиция) и С. Н. Василенко (инструментовка). Занятия были прерваны войной . В этот период возвратился в Баку и стал художественным руководителем Азербайджанской филармонии . Занятия в консерватории возобновились в 1943 году. В 1946 году окончил Московскую консерваторию (класс композиции Д. Д. Шостаковича ). Дипломной работой стала Вторая симфония, в которой ярко проявился индивидуальный талант композитора.
С 1946 года преподавал в Бакинской консерватории (в 1949—1952 годах — ректор , с 1959 — профессор ). Среди учеников — его сын Фарадж , Ариф Мирзоев , Рауф Гаджиев , Ариф Меликов , Хаям Мирзазаде , Васиф Адигёзалов , Тофик Бакиханов , Владимир Шаинский , Октай Зульфугаров , Франгиз Ализаде , Мамед Кулиев , Севда Ибрагимова, Полад Бюльбюль-оглы , Азер Дадашов.
Композиторскую деятельность совмещал с активным участием в музыкальной жизни Азербайджана : был художественным руководителем Бакинской филармонии (1941—1942), заведующим сектором музыки Института искусств АН Азербайджанской ССР (1948—1949).
В 1937 году стал членом Союза композиторов Азербайджанской ССР. С 1953 года — председатель, первый секретарь СК Азербайджанской ССР, с 1962 — секретарь правления Союза композиторов СССР . Член Союза кинематографистов СССР (с 1957).
Член ВКП(б) с 1949 года. Член ЦК КП Азербайджской ССР (с 1960). Депутат Верховного Совета СССР 5—10-го созывов и депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР 4-го созыва. Академик Академии наук Азербайджанской ССР (с 1959 года). Член президиума республиканского Комитета защиты мира .
Умер 13 мая 1982 года в Москве . Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку .
Творческое наследие композитора охватывает практически все жанры музыкального искусства. Стиль отличается эмоциональностью и сочетанием драматичности и тонкого лиризма. Одним из самых примечательных произведений студенческого периода являлась фортепианная пьеса «Царскосельская статуя», написанная под впечатлением стихов А. С. Пушкина . Другим произведением, созданным в годы студенчества, стала «Песня счастья», написанная для фортепиано и симфонического оркестра. Она была посвящена 20-летию Октябрьской революции . Во время учёбы в Москве вместе с Джовдетом Гаджиевым работал над оперой «Ветен» .
Одной из важных сфер творчества композитора является музыка, написанная к фильмам и театральным постановкам. Он начал писать такую музыку в 1950-м году, и с этого времени она стала особой сферой его композиторского искусства. В Азербайджане жанр «музыка к кинофильмам» возник во многом благодаря именно ему и успешно развивался.
Уже в произведениях, относящихся к 1930—1940 годам, закладывается будущая характерная особенность творческого почерка композитора — оригинальные формы синтеза фольклора и профессионального исполнительского искусства, благодаря чему в интонационную атмосферу современности вплетался богатый опыт народной музыки.
Ряд сочинений конца 1940-х — начала 1950-х годов испытывает влияние поэта Низами Гянджеви — симфоническая поэма «Лейли и Меджнун» , симфоническая сюита «Семь красавиц», балет на одноимённую тему, ставший вершиной творчества композитора. Заслуживает внимание произведение «Осень», написанное на стихи Низами Гянджеви для хора и капеллы. Также под влиянием поэта обработал для голоса и оркестра три теснифа на стихи Низами («Лейли», «Ширин», «Сарандж»).
В 1960—1970-х годах, присутствуя на премьерах своих балетов, побывал в нескольких зарубежных странах. В 1961 году в связи с исполнением Второй сюиты из балета «Тропою грома» участвовал в Первом Международном фестивале современной музыки в Лос-Анджелесе . В 1963 году Ленинградский Малый Оперный театр с постановкой «Семи красавиц» находился на гастролях в Каире , в связи с чем композитор побывал с визитом в АРЕ . В 1964 году принял участие в фестивале современной музыки «Варшавская осень». В 1966 году был избран председателем жюри Второго общесоюзного конкурса дирижёров и в составе делегации мастеров советской культуры и искусства побывал в Испании . В 1969 году, в составе этой же делегации, посетил Японию . В том же году принял участие во всемирном фестивале танца, состоявшемся в Париже . На нём был представлен балет «Семь красавиц» и балетная постановка на музыку симфонической поэмы «Лейли и Меджнун». В 1973 году избирался членом жюри V Международного музыкального конкурса имени П. Чайковского , участвовал в международном конгрессе по вопросам модальной музыки в Турции .
Экспрессивный, романтически-эмоциональный, красочный стиль композитора тесно связан с принципами народной музыки. Её влияние заметно даже в поздний период его творчества, когда он обратился к более рациональной технике сочинения и экспериментировал с додекафонией (Третья симфония, Скрипичный концерт).
Автор ряда критических статей, некоторые из которых были опубликованы в Баку в 1988 году.
. Сайт « Герои страны ».