Битва за Эниветок
- 1 year ago
- 0
- 0
Битва на Нежатиной Ниве — сражение между войсками русских князей Изяслава и Всеволода Ярославичей и их сыновей Ярополка и Владимира с одной стороны, и Бориса Вячеславича и Олега Святославича — с другой, произошедшее 3 октября 1078 года в окрестностях Чернигова . Сражение окончилось поражением войск Бориса и Олега. В битве погибли Изяслав Ярославич и Борис Вячеславич. Битва упоминается в « Слове о полку Игореве ».
Битва произошла в месте под названием Нежатина Нива. Его точное местонахождение неизвестно .
На протяжении более чем 20 лет после смерти киевского князя Ярослава Мудрого трем его сыновьям — Изяславу , Святославу и Всеволоду Ярославичам удавалось контролировать практически всю Русь, за редкими исключениями. Но, помимо Всеслава Полоцкого (их двоюродного племянника), сумевшего в конечном счёте сохранить свою независимость и даже покняжить короткое время в Киеве, к концу 1070-х годов достигли совершеннолетия и дети троих Ярославичей, умерших раньше членов триумвирата . В 1066 году с помощью греков Святославу Ярославичу удалось избавиться от самого старшего из них, Ростислава Владимировича . 27 декабря 1076 года князь Святослав умер. При поддержке польского короля Болеслава II на киевский стол вернулся Изяслав Ярославич . Его брат Всеволод не стал оспаривать у него княжение и по договору с ним вдобавок к своим владениям получил Чернигов. Дети Святослава Глеб , Роман и Олег остались без уделов. Олег Святославич был выведен из Владимира-Волынского и в 1077—1078 гг. жил при дворе Всеволода в Чернигове . В своём « Поучении » Владимир Мономах писал :
И снова из Смоленска пришёл к отцу в Чернигов. И Олег пришёл, выведенный из Владимира. И позвал его к себе на обед, с отцом, в Чернигове, на Красном дворе, и дал отцу 300 гривен золота.
По одной из версий, эту значительную сумму Владимир заплатил своему отцу, чтобы примирить его с Олегом Святославичем и гарантировать лояльность последнего. Однако Олег, так и не получив от Изяслава и Всеволода Ярославичей какого-либо удела , положенного по лествичному праву , решил силой отвоевать себе княжение и в апреле 1078 года бежал в Тмутаракань . Там в это время находились его брат Роман и двоюродный брат Борис Вячеславич , также оставшийся без удела на Руси . Олегу удалось договориться с Борисом о совместных действиях против Изяслава и Всеволода. Не располагая собственными силами для противостояния могущественным князьям, они решили нанять половцев . Главный удар они нанесли по Чернигову. Для Олега Чернигов был городом, где он родился и где во время «триумвирата Ярославичей» правил его отец. Но и Всеволод считал, что этот город должен принадлежать ему по праву старшинства, так как он, уступив Киев Изяславу , ушел в княжество, которым в период « триумвирата » правил Святослав . 25 августа 1078 года в битве на реке (Оржице) войска Всеволода были разбиты, и Олег с Борисом вошли в Чернигов .
На помощь Всеволоду пришел его сын Владимир , с боем прорвавшийся в Переяславль через половецкие войска. После прибытия сына Всеволод отправился в Киев , где попросил выступить на Чернигов Изяслава и его сына Ярополка . Объединённое войско четырёх князей подошло к городу в момент, когда в нём отсутствовали Олег Святославич и Борис Вячеславич. Жители Чернигова отказались открыть ворота и после штурма отступили в городской детинец . После этого осаждавшие город князья получили весть, что на выручку черниговцам спешат Олег и Борис со своими войсками. Осада была снята, рати Изяслава, Всеволода и их сыновей двинулись навстречу противникам. Они встретились 3 октября 1078 года в месте, известном как Нежатина Нива .
Точное место битвы неизвестно. Топоним Нежатина Нива в источниках упоминается только при описании битвы между потомками Ярослава Мудрого. Как отмечал А. В. Терещенко, существует несколько версий о местонахождении Нежатиной Нивы:
Согласно Лаврентьевской летописи , увидев вражескую рать, Олег сказал Борису : « Не пойдём против них, не можем мы противостоять четырём князьям, но пошлём с смирением к дядьям своим ». Однако Борис отверг мирные инициативы Олега, ответив: « Смотри, я готов и стану против всех ». После этого оба войска пошли навстречу друг другу. Летописи характеризуют битву как ожесточённую. Первым из князей погиб Борис Вячеславич, он был убит в самом начале сражения . После этого пал и Изяслав Ярославич — когда он стоял в строю пеших воинов, подъехавший сзади всадник ударил его копьём . По одной из версий, он был убит кем-то из своих воинов. По другой версии, конница Олега Святославича зашла в тыл пешей рати Изяслава и Всеволода, в результате чего боевое построение было нарушено и Изяслав оказался беззащитным перед неприятельскими воинами . Несмотря на гибель старшего князя, сражение продолжилось, и вскоре войска Олега и Бориса были разбиты. Олег с остатками дружины бежал в Тмутаракань .
Всеволод Ярославич после гибели брата стал великим князем киевским, Чернигов он отдал своему сыну Владимиру , сохранившему за собой и Смоленск, а Переяславль — сыну Ростиславу .
В 1079 году брат Олега Роман Святославич во главе половецких войск вторгся на Русь. У Переяславля Всеволод Ярославич заключил с половцами мир, и на обратном пути в степь те убили Романа. Самого Олега в том же году схватили хазары и отвезли в Константинополь . По мнению некоторых историков, их действия были согласованы с Всеволодом, который прислал в Тмутаракань посадника Ратибора . Другие исследователи отрицают участие Всеволода в этих событиях, поскольку в летописях нет соответствующих сведений .
Битва упоминается в «Слове о полку Игореве» — выдающемся памятнике древнерусской литературы :
Были века Трояна, минули годы Ярослава, были и войны Олеговы, Олега Святославича. Тот ведь Олег мечом раздоры ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в городе Тмуторокани, звон же тoт слышал давний великий Ярославов сын Всеволод, а Владимир каждое утро уши закладывал в Чернигове. Бориса же Вячеславича жажда славы на смерть привела и на Канине зеленую паполому постлала ему за обиду Олега, храброго и молодого князя. С такой же Каялы и Святополк бережно повез отца своего между венгерскими иноходцами к святой Софии, к Киеву. Тогда при Олеге Гориславиче сеялись и прорастали усобицы, гибло достояние Даждь-Божьих внуков, в княжеских распрях век людской сокращался. Тогда на Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили, собираясь лететь на поживу.