Interested Article - Аничков, Евгений Васильевич

Евге́ний Васи́льевич Ани́чков ( 2 [14] января 1866 , Боровичи , Новгородская губерния 22 октября 1937 , Белград ) — русский историк литературы , критик, фольклорист , прозаик.

Брат И. В. Аничкова , отец И. Е. Аничкова .

Биография

Родился 2 ( 14 ) января 1866 года (или 17 января года ) в Боровичах в семье дворян Новгородской губернии Аничковых — сын штабс-капитана лейб-гвардии Стрелкового батальона, военного юриста (впоследствии — полковника, члена Кавказского, а затем Виленского военно-окружного судов) Василия Ивановича Аничкова ; мать Ольга Петровна (урождённая Дирина). Детство провел в Тифлисе и Вильне , в 1878 году переехал в Санкт-Петербург , где учился в 6-й гимназии , гимназии при историко-филологическом институте и 2-й гимназии .

В 1886 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета . В декабре 1887 года был исключен (вместе с братом) за участие в студенческих беспорядках, отбывал воинскую повинность на Украине (1887—1889); в 1889 году восстановлен в университете и в 1892 году, наконец, окончил его романо-германское отделение, написав сочинение «Микола Угодник и св. Николай» («Записки Нео-филологического общества». — 1892. — № 2).

С 1895 года, после сдачи магистерского экзамена, состоял приват-доцентом по истории западных литератур и лектором английского языка в Киевском университете .

Несколько раз с учёной целью ездил за границу (Лондон, Париж). Выступал последователем и отчасти продолжателем идей А. Н. Веселовского (см. этюд «Историческая поэтика Веселовского» в сборнике Лезина, а также «Вопросы теории и психологии творчества»). В 1899 году был вынужден покинуть Россию; изучает провансальский язык и литературу, творчество Шекспира . В 1901 году вместе с М. М. Ковалевским он принял деятельное участие в устройстве Русской высшей школы в Париже; состоял её секретарём. В Оксфордском университете читал лекции по славянскому фольклору и сравнительной мифологии.

В 1902 году, по возвращении из-за границы, преподавал в должности приват-доцента по кафедре западных литератур в Санкт-Петербургском университете, а также на Высших женских курсах . В конце 1902 года был арестован по обвинению в политическом преступлении и в течение 13 месяцев находился в одиночном заключении — освобождён по Высочайшему манифесту. Вскоре защитил двухтомную диссертацию «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян», удостоенную Уваровской премией .

В эпоху революции 1905—1907 гг. был деятельным членом Крестьянского союза , за участие в котором привлечён к суду и снова приговорен к году одиночного заключения. По освобождении опубликовал новый большой труд «Язычество и древне-русская проповедь», с приложением критически изданных текстов, увенчанный Ахматовской академической премией и обрисовывающий возникновение былинного эпоса, у нас и на Западе, из бытовых условий периода уже христианского.

С 1908 года — профессор Петербургского психоневрологического института . Также преподавал на общеобразовательных курсах А. С. Черняева.

Перед Первой мировой войной Е. В. Аничков жил на 2-й Берёзовой аллее Каменного острова в даче № 47 (не сохранилась), где бывали многие люди искусства, в том числе его друг А. А. Блок , которого Аничков привлёк к изучению русского и европейского фольклора.

С начала Первой мировой войны он добровольно вступил в ополчение, затем служил военным цензором. В 1917 году был откомандирован с русским отрядом во Францию ; служил во французской армии в чине лейтенанта. С 1918 года проживал в Югославии. С 1920 года — профессор Белградского университета , В 1923—1924 гг. читал курс русского народного творчества в Русском педагогическом институте в Праге , с 1926 года — профессор философского факультета университета в Скопье . С 1924 член Союза русских писателей и журналистов в Чехословакии; с октября 1925 почетный член и заместитель председателя аналогичного Союза в Югославии . Выпустил книгу статей о символистах , акмеистах и футуристах («Новая русская поэзия». Берлин, 1923). С 1936 в отставке, вернулся в Белград , член Пушкинского комитета. Похоронен на Новом кладбище в Белграде .

Был масоном . Посвящён в масонство в парижской ложе «Космос» по рекомендации Ю. С. Гамбарова в 1905 году . Один из основателей ложи «Возрождение» под эгидой ВВФ в 1906 году . Второй страж ложи при получении патента. В январе 1918 года присоединён к парижской ложе «Братство народов». Член-основатель белградской ложи «Максим Ковалевский», которая в самом начале работала как масонский кружок . Присоединён 23 декабря 1924 года к ложе «Слога, рад и постоянство», находившейся в Белграде .

Жена — писательница А. М. Аничкова .

Научная деятельность и творчество

Основные работы Аничкова посвящены славянскому фольклору и отражению мифологических элементов в литературных произведениях. В 1904 году Аничков защитил диссертацию «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян» , в которой генезис искусства возводился не к игре (концепция А. Н. Веселовского ), а к обрядовой магии. В 1907 году работа удостоена малой Ломоносовской премии .

В 1914 году вышел его главный труд — «Язычество и Древняя Русь». Работы Аничкова ценны собранным фольклорным материалом, записями обрядов славянских и романо-германских народов, а также теоретической постановкой вопросов о возникновении обрядовой поэзии и о синкретическом изучении фольклора.

Вячеслав Иванов писал:

Интеллектуальный облик Аничкова характеризуется своеобразным совпадением общественных и теоретических интересов. Убежденный как историк в непреложности своей формулы о повороте культурно-исторического движения с запада на восток, склоняясь в своих социологических взглядах скорее к марксизму, Аничков всё же народник искони и по существу. Он и фольклорист потому, что все корни его личного и общественного сознания лежат в деревенском быту; к изучению обряда и верования приводит его не один Веселовский, но вместе и Глеб Успенский, а именно народный календарь во «Власти Земли». «Реалистический символизм», то есть реализм, предполагающий ноуменальное в явлении, как высшую и реальнейшую реальность, делается лозунгом его критических статей. <…> По этому воззрению искусство возникло не из игры (как думали Шиллер, Спенсер и отчасти сам Веселовский), а из практической потребности. Вооруженный данными, добытыми религиозно-историческими и этнографическими исследованиями Маннгардта, Фрезера, А. Ланга, и проникнутый, с другой стороны, представлениями Веселовского о первобытном искусстве как искусстве «синкретическом», Аничков точнее определяет эту потребность, породившую искусство, усматривая начало песни в обрядовом действе и неразлучной с ним обрядовой магии <…> В упрек исследованию Аничкова можно поставить разве лишь то, что он останавливается как бы на пороге обряда и не продолжает изыскания в целях ближайшего раскрытия истории культового действия, например, не раскрывает элементов жертвы там, где её первоначальная наличность очевидна по обрядовым пережиткам…

// Новый энциклопедический словарь : В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб. , Пг. , 1911—1916.

Критические статьи Аничкова начала 1900-х гг., посвящённые творчеству М. Горького, Л. Н. Андреева, В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Ф. Сологуба и др., собраны в книгах «Литературные образы и мнения» (СПб., 1904) и «Предтечи и современники на Западе и у нас» (СПб., 1910). Аничков — редактор Полного собрания сочинений Н. А. Добролюбова (СПб., 1911—1913. Т. 1—9), автор статей в Энциклопедическом словаре Брокауза и Ефрона .

Библиография

Основные работы
  • Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Ч. 1—2. — СПб. , 1903—1905.
  • СПб. , 1904.
  • . — СПб. : Освобождение, 1910. — 444 с.
  • . — СПб. : Типографія М. М. Стасюлевича, 1914. ( )
  • — Берлин, 1923.
  • Христианство и Древняя Русь. — Прага, 1924
  • Западные литературы и славянство: Очерки: В 2 т. — Прага, 1926
Другое
Воспоминания
  • / Подготовка текста и примечания Корнелии Ичин. Философические письма // Русско-европейский диалог. — № 3(1). — С. 193—223.

Семья

Жена (с 1893 г.): Анна Митрофановна (урождённая Авинова; 1868—1935), дочь полковника 18-го Драгунского Северского полка , писательница, переводчица . Их дети :

  • Елизавета (1894—1940) — в замужестве Евреинова; филолог, жила в СССР; в 1940 году была расстреляна;
  • Игорь (1897—1978) — филолог, доктор наук, профессор профессор кафедры английской филологии в Ставропольском педагогическом институте иностранных языков, подвергался репрессиям;
  • Татьяна (1898—?) — в замужестве Перфильева; эмигрировала после революции 1917 года; жила в США, затем — в Италии, где стала известным скульптором.

Примечания

  1. // Деятели революционного движения в России : в 5 т. / под ред. Ф. Я. Кона и др. — М. : Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльнопоселенцев , 1927—1934. — Т. 3, вып. I. — Стб. 84—85.
  2. Сорокина М. Ю. . Некрополь российского научного зарубежья . Дата обращения: 16 апреля 2018. 16 апреля 2018 года.
  3. Василий Иванович Аничков, по от 6 февраля 2021 на Wayback Machine родился 21 апреля 1838 года, умер в Жданях 29 июля 1881 года.
  4. 4 января 2012 года.
  5. . Дата обращения: 19 ноября 2010. 4 марта 2016 года.
  6. Дата обращения: 19 ноября 2010. 5 декабря 2010 года.
  7. Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Ч. 1. От обряда к песне. — СПб. , 1903. — XXX, 392 с. (Сборник ОРЯС ИАН. Т. 74. № 2.); Ч. 2. От песни к поэзии. — СПб. , 1905. — XII, 404 с. (Сборник ОРЯС ИАН. Т. 78. № 5)
  8. . Дата обращения: 27 декабря 2012. 12 марта 2015 года.
  9. Ей принадлежит авторство работы:
  10. . Дата обращения: 28 февраля 2020. 21 февраля 2020 года.
  11. Иванова Л. В. от 11 августа 2020 на Wayback Machine . — М. : Феникс, 1992. — С. 37—38. — ISBN 5-85042-038-X .

Литература

Ссылки

  • в библиотеке «Русская литература и фольклор»
Источник —

Same as Аничков, Евгений Васильевич