Переход «е» в «о» в древнерусском языке
- 1 year ago
- 0
- 0
К энклитикам в древнерусском языке относятся частицы , личные местоимения в винительном и дательном падежах , возвратное местоимение ся и глаголы-связки . В древнерусском языке энклитики делятся на два типа — основной (относящиеся по смыслу ко всей фразе) и специальный (относящиеся только к отдельному слову, но не сказуемому). Энклитики основного типа подчиняются закону Ваккернагеля — располагаются после первой тактовой группы во фразе. Энклитики специального типа располагаются непосредственно после того слова, к которому они относятся. Особый случай представляет собой энклитика ся , которая может стоять как перед глаголом, к которому относится ( препозиция ), так и после него ( ). Древнерусские энклитики в зависимости от положения в группе (скоплении энклитик в одной фразе) подразделяются на восемь рангов, в группе энклитика стоит тем левее, чем выше её ранг; энклитика 1 ранга располагается левее остальных, энклитика 2 ранга — правее энклитики 1 ранга, но левее энклитики 3 ранга и так далее. Закон Ваккернагеля действовал в раннедревнерусский период (X—XI века), позже его действие ослабевало, и к началу XVIII века закон Ваккернагеля в русском языке практически исчез .
Энклитики древнерусского языка подразделяются на два типа (основной и специальный) в зависимости от того, к какой части предложения они относятся. Энклитики основного типа образуют 8 рангов в зависимости от их взаимного расположения в группе .
Существует два типа энклитик древнерусского языка — основной, или ваккернагелевский, и специальный. К основному типу относятся энклитики, относящиеся ко всей фразе целиком или к сказуемому — же ( жь ), ли , бо , частица ти , нъ , бы , местоимения в дательном ( ми , ти , ны ) и винительном ( мя , ся ) падежах, а также глаголы-связки еси , есвѣ , еста . Такие энклитики в древнерусском языке, как правило, подчиняются закону Вакернагеля и ставятся после первого фонетического слова во фразе. Особым случаем является энклитика ся , которая может стоять как перед глаголом, к которому она относится (препозиция), так и после него (постпозиция) . К специальному типу относится, в частности, энклитика то .
По расположению внутри группы энклитики ваккернагелевского типа подразделяются на 8 рангов. Энклитики старшего ранга стоят в группе левее, чем энклитики младших .
В основном, чем раньше слово стало энклитикой, тем меньше ранг. Самые старые энклитики — ранга 1-3, самые новые — 7-8.
Закон Ваккернагеля состоит в том, что в древних индоевропейских языках энклитики, относящиеся к фразе в целом, стоят после первой тактовой группы фразы. Для описания действия закона Ваккернагеля в конкретном языке необходимо выявить следующие особенности:
В древнерусском языке закон Ваккернагеля строго действовал только в живой речи, в письменных же текстах заметно влияние церковнославянской нормы. Так например, глаголы-связки могли трактоваться как полноударные словоформы и вследствие этого ставиться в любом месте фразы. Поэтому в письменных источниках на древнерусском языке закон Вакернагеля выполняется тем точнее, чем ближе их текст к живой разговорной речи. Наиболее точно выполняется закон Ваккернагеля в текстах новгородских берестяных грамот .
Закон Ваккернагеля строго действовал в древнерусском языке в ранний период (XI—XIII веках), в более поздний период (XIII—XV веках) происходило его постепенное размывание, а к началу XVIII века закон Ваккернагеля в русском языке практически исчез .
Энклитика ся в древнерусском языке может как предшествовать глаголу (препозиция), так и стоять после него (постпозиция). В зависимости от структуры фразы, а также грамматической формы и позиции глагольной формы в предложении можно разделить случаи препозиции и постпозиции на несколько разрядов .
В очень ранних памятниках также изредка встречаются примеры, когда одна энклитика ся относится к двум однородным глаголам: то никтоже вас не может вредитисѧ и оубити (повредиться и убиться) .
Изучением распределения энклитик в древних славянских текстах занимались Роман Якобсон и Андрей Зализняк . По мнению Андрея Зализняка, результат анализа выполнения закона Ваккернагеля в древнерусских текстах может послужить аргументом в пользу их подлинности. Ввиду влияния на письменные источники церковнославянской нормы невыполнение или слабое выполнение закона Ваккернагеля может свидетельствовать как о подделке, так и том, что автор плохо владел живой речью или же о стремлении к соблюдению церковнославянской нормы; однако строгое его выполнение не может возникнуть случайно и указывает на подлинность памятника . В частности, именно строгое соблюдение закона Ваккернагеля в «Слове о полку Игореве» использовали в качестве одного из аргументов в пользу его подлинности Андрей Зализняк и Роман Якобсон .