Interested Article - Соснора, Виктор Александрович

Ви́ктор Алекса́ндрович Сосно́ра ( 28 апреля 1936 , Алупка 13 июля 2019 , Санкт-Петербург ) — советский и российский поэт, прозаик и драматург. Оригинальная и сложная поэтика текстов Сосноры наследует, в частности, романтизму и футуризму .

Вопрос о месте Сосноры в русской литературе сложен; как пишет Данила Давыдов , Соснора — безусловный современный классик, оказавший влияние на многих авторов, но это сочетается с « непрочитанностью и неотрефлектированностью » его наследия .

Биография

Виктор Соснора родился 28 апреля 1936 года в семье гастролировавших в Крыму ленинградских цирковых артистов Александра Ивановича Сосноры (1908—1959) и Евы (Хавы) Вульфовны Горовацкой (1914—1990); его дед Вульф Горовацкий был раввином в Витебске . Родители развелись, когда он был ребёнком, и в дальнейшем он воспитывался отцом, жил во Львове. В Ленинград к матери вернулся после окончания школы.

Во время Великой Отечественной войны в 1941—1942 годах находился в Ленинграде , потом был вывезен « Дорогой жизни » из города, оказался в оккупации на Украине .

Он пережил в шестилетнем возрасте блокадную зиму Ленинграда 1941/42 года, он был вывезен из Ленинграда по Дороге жизни под пулемётным обстрелом с самолётов. Он очутился на Кубани и был со спасшей его бабкой захвачен немцами. В семилетнем возрасте он трижды побывал в гестапо , а затем жил в партизанском отряде, которым командовал его дядя. Этот отряд и его командир были расстреляны фашистами на глазах у мальчика. Он спасся только потому, что за четверть часа до расстрела сам был ранен в голову осколком мины. Он видел расстрел отряда сквозь застилавшую ему лицо кровь .

Спасшегося мальчика нашёл отец, ставший к тому времени командиром корпуса Войска Польского . Став « сыном полка », Виктор дошёл до Франкфурта-на-Одере . В интервью Соснора рассказывал, как в то время — в 8—9 лет — он научился метко стрелять и как был определён в снайперы .

Окончил среднюю школу № 14 во Львове . Вернувшись в Ленинград, учился на философском факультете ЛГУ им. А. А. Жданова , откуда ушёл за год до получения диплома. В 1955—1958 годах служил в армии в районе Новой Земли , там он участвовал в испытаниях, связанных с «атомными экспериментами», в ходе которых получил облучение . В 1958—1963 годах работал слесарем-электромонтажником на Невском машиностроительном заводе и заочно учился на филологическом факультете ЛГУ .

Первую книгу опубликовал в 1962 году («Январский ливень»). Одновременно с подцензурными публикациями в советских официальных издательствах, тексты Сосноры расходились в самиздате , публиковались они и в «тамиздате». Был единственным представителем «официальных шестидесятников » в Ленинграде и много ездил за границу. Читал лекции в Париже и США . Дружил с Лилей Брик , Николаем Асеевым . Его поддерживали Борис Слуцкий и Константин Симонов . В авторской редакции стихотворные книги Сосноры стали публиковаться с 1989 года.

На протяжении многих лет руководил в Ленинграде литературным объединением. Многие авторы начинали свой творческий путь в этом объединении — это Мария Каменкович , Константин Крикунов , Сергей Спирихин , Александр Ильянен , Евгений Антипов , Дмитрий Чернышев , политик Сергей Миронов . Читал курсы лекций в Новом Парижском университете ( Венсен ), преподавал во Вроцлаве .

Жил в Санкт-Петербурге. Член Союза писателей Санкт-Петербурга.

В последние годы по состоянию здоровья почти не участвовал в литературных мероприятиях.

В 2011 году режиссёр Владимир Непевный создал документальный фильм «Виктор Соснора. Пришелец», показанный на телеканале « Культура ».

Виктор Соснора скончался 13 июля 2019 года в возрасте 83 лет в Санкт-Петербурге. Ученик поэта, литератор и религиозный деятель Вадим Лурье сообщил на своей страничке в Фейсбуке :

Вчера во второй половине дня стало резко ухудшаться состояние (и без того неважное всю последнюю неделю), его перевезли в Мариинскую больницу , сделали операцию по удалению желчного пузыря, но утром Виктор Соснора умер.

По воле поэта мероприятия, на которых могли бы звучать прощальные речи, не проводились. 18 июля прошла заупокойная месса в Храме святого Станислава . 21 августа, на 40-й день, по воле Виктора Сосноры его прах был развеян над Ладожским озером вблизи Орехового острова .

Семья

С. И. Чупринин и лауреат премии В. А. Соснора на торжественной церемонии вручения российской национальной премии «Поэт»
  • Первая жена — Марина Яковлевна Вельдина (1938—1979).
  • Вторая жена — Нина Евгеньевна Алексеева (1954—2009).

Творчество

В 1958 году было опубликовано первое стихотворение Сосноры, а в 1962 году вышел сборник стихов «Январский ливень» с предисловием Н. Асеева (ему Соснора посвятил свой следующий сборник «Триптих», 1965).

Соснору как поэта не сразу прочувствуешь, — как всякого поэта, не имеющего привычного стандарта поэтичности. Но зато, услышав те интонации, которые он находит для своих строк, заинтересуешься непохожестью их на ранее читанное и слышанное.

Николай Асеев

На «Невском заводе» Соснора знакомится с девушкой Мариной, ставшей одним из прообразов цикла «Песни Бояна». В это время в его творчестве появляются прославившие его старорусские, полуязыческие, остросоциальные мотивы, которые найдут место в сборнике «Всадники». Самые известные произведения этого сборника: «Слово о полку Игореве», «Песни Бояна», (оканчивающиеся казнью легендарного поэта-сказителя Бояна за его «задиристые песни») «Калики», «Рогнеда», «Сказание о граде Китеже», «За Изюмским бугром» и пр. Эти творения Сосноры жёстки, насмешливы (вплоть до глумления) и полны литературных провокаций, что даёт некоторым критикам право причислять их к постмодернизму . Например, Владимир Красное Солнышко представляется в них одолеваемым похотью, насильником женщин, каким его и знает большая часть историков . Изъяны того времени обнаруживаются автором и в современности:

Слышишь: свист от подземных искр
И до заоблачных верхов…
Как бы ни было тошно, а свист
Над Россией — испокон веков!

Текст «Слова о полку Игореве» ошибочно считать переложением древнего сочинения: в данном случае это отдельное произведение отдельного автора, созданное лишь по мотивам тех событий. Д. С. Лихачёв считал, что «Соснора поэтически домысливает летописные сказания» .

Позже Соснора отходит от темы «Древней Руси», пытаясь сознательно продолжать футуризм и авангардизм в литературе. Его настроения трагичны и антиутопичны.

В позднейшем творчестве Соснора обращается к белому стиху и верлибру , стихи становятся менее ироничными и едкими, более чувственными и трагичными.

Ветрен я. Наивных я оператор со свистулькой пафоса — Идиот,
в жизни ж я застрелил не многих, да и тех от скук,
говорят, что сейчас 6000000000 граждан-стран,
вычёркиваем из пулемёта нули и оставляю 6.
Время — всего лишь тиктаканье, так на так,
и ничего у этого «время» нет, кроме вымысла — вымя слов.

«Двери закрываются», 2001

Сосноре принадлежат вольные переложения стихотворений Катулла , Оскара Уайльда , Эдгара По , Арагона , Аллена Гинзберга .

Книги стихов и прозы переведены в США, Германии, Чехии, Словакии, Болгарии, Венгрии, Италии, Франции и др. График и оформитель своих книг.

Стихи

  • Январский ливень: Стихи. — Предисл. Н. Асеев Л. : Советский писатель , 1962. — 100 с. — 10 000 экз.
  • Триптих. — Худож. М. А. Кулаков. — Л. : Лениздат , 1965. — 156 с. — 10 000 экз. [Книга посвящена памяти Н. Н. Асеева]
  • Всадники. — Л. : Лениздат, 1969. — Предисловие Д. С. Лихачева. — 112 с. — 25 000 экз.; СПб. : Пушкинский фонд, 2003. — Предисловие Д. С. Лихачева. — 112 с. — 1000 экз.
  • Аист: Стихи. — Л. : Советский писатель, 1972. — 80 с. — 10 000 экз.
  • Кристалл: Стихи. — Л. : Советский писатель, 1977. — 96 с. — 10 000 экз.
  • Стихотворения. — Л. : Лениздат, 1977. — 176 с., портр. — 25 000 экз.
  • Песнь лунная. — Л. : Советский писатель, 1982. — 176 с. — 25 000 экз.
  • Избранное. — Ардис , 1987.
  • Возвращение к морю. — Л. : Советский писатель, 1989. — 304 с., 41 000 экз. Предисл. Я. Гордина.
  • 37. — СПб. , 1993. — 48 с.; 1000 экз.
  • Ремонт моря: Сцены. — СПб. : Библиотека альманаха «Петрополь» при участии Фонда русской поэзии, 1996. — 88 с. ISBN 5-89108-007-9
  • Верховный час. — СПб. : Петербургский писатель, 1998. — 208 с.— 2000 экз.
  • Куда пошёл? и где окно? — СПб. : Пушкинский фонд, 1999; 2006.
  • Флейта и прозаизмы: Книга стихотворений. — СПб. : Пушкинский фонд, 2000. — 56 с.; 750 экз. — ISBN 5-89803-061-1
  • Девять книг. — М. : НЛО, 2001. — 432 с.
  • Двери закрываются: Книга стихотворений. — СПб. : Пушкинский фонд, 2001. — 48 с.
  • 15. — СПб. : Пушкинский фонд, 2004. — 80 с.; 500 экз. — ISBN 5-89803-123-5
  • Поэмы и ритмические рассказы. — М. : Библиотека журнала «Футурум АРТ» [Издатель — Евгений Степанов ], 2005. — 115 с. — 250 экз. — ISBN 5-239-01107-7
  • Стихотворения. — СПб. : Амфора, 2006. — 870 с. Сост. С. Степанов.
  • Больше стихов не будет. — М. : АРГО-РИСК ; Книжное обозрение, 2007. — 72 с. — 300 экз.
  • Последняя пуля. — СПб. : Азбука—классика, 2010. — 224 с. — 5000 экз.
  • Стихотворения. — СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2011. — 864 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-367-02009-0
  • Жизнь моя: Избранные стихотворения. — СПб. : Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013. — 176 с. — 1500 экз.
  • Книжка для мышек и для детишек любого возраста: Стихи / Илл. Д. В. Баснера. — СПб. : Детгиз , 2014. — 56 с., ил. — 5000 экз.
  • Флейта и прозаизмы: Стихи / Илл. А. Бодрова. — СПб. : ЛИМБУС ПРЕСС, 2016. — 96 с., ил. — 500 экз. ISBN 978-5-8370-0724-8
  • Стихотворения. — [Составление С. А. Степанов; предисл. А. Арьев ] — СПб. : Союз писателей Санкт-Петербурга; М. : РИПОЛ классик , Издательство «Пальмира», 2018. — 910 с. ISBN 978-5-386-12177-8
  • Ладога. СПб.: «Т8 Издательские технологии»; «Пальмира», 2022 (Сер. «Часть речи»). – 414 с. – ISBN 978-5-517-07358-7

Проза

  • Летучий голландец / Худож. И. Захаров-Росс // Frankfurt/Main Printed in Germsny: Посев, 1979. — 248 с.
  • «Спасительница отечества» (написано в 1968) // Нева. — 1984. — № 12.
  • Властители и судьбы. — Л. , Советский писатель, 1986.
  • Апология самоубийства. Конспект книги // Человек. — 1992. — № 6
  • Николай: повесть. — СПб. , 1992. — 44 с. — (Серия «Петербургское соло», прилож. к альм. «Петрополь»).
  • Башня. — СПб., Сов. писатель, 1993.
  • День зверя. — Львов : Галицькі контракти, 1996. — 232 с.
  • Дом дней. — СПб. : Пушкинский фонд, 1997. — 180 с., 1 000 экз.
  • Книга пустот. — СПб. : Пушкинский фонд, 1998. — 144 с., 1 000 экз. («Звезда», № 4, 1992).
  • Камни NEGEREP. — СПб. : Пушкинский фонд, 1999. — 144 с.
  • Проза. — СПб. : Амфора, 2001. — 767 с.
  • 15. — СПб. : Пушкинский фонд, 2004. — 80 с. — 500 экз. ISBN 5-89803-123-5
  • Дом дней. — СПб. : , 2014. — 266 с.
  • Башня. — СПб. : Юолукка, 2015. — 356 с.
  • Проза. — М. ; СПб. : РИПОЛ классик, Издательство «Пальмира», 2018. — 887 с. ISBN 978-5-386-12179-2
  • Вторая проза. — М. ; СПб. : РИПОЛ классик, Издательство «Пальмира», 2018. — 711 с. ISBN 978-5-386-12180-8
  • Летучий Голландец. — М. ; СПб. : «Т8 Издательские Технологии», «Пальмира», 2020. — 239 с. — (Серия «Пальмира — проза»). ISBN 978-5-517-02181-6
  • Ретро-реализм. Мои друзья. — М. ; СПб. : «RUGRAM_Пальмира», 2021. — 165 с. — (Серия «Пальмира — классика»). ISBN 978-5-517-03535-6
  • Дом дней. — М.; СПб.: «Т8 Издательские Технологии» / «Пальмира», 2023. — 219 с. — (Серия «Пальмира — классика»). ISBN 978-5-517-09612-8

Литературные премии

Награды

Примечания

  1. Д. Давыдов . от 26 мая 2010 на Wayback Machine // Новое литературное обозрение , 2006, № 82
  2. . Дата обращения: 12 августа 2014. 12 августа 2014 года.
  3. . Дата обращения: 23 ноября 2010. 15 марта 2013 года.
  4. . Дата обращения: 12 августа 2014. 12 августа 2014 года.
  5. Лихачёв Д. С. от 29 апреля 2012 на Wayback Machine
  6. Журнальный мир
  7. Королёва Н. от 15 марта 2013 на Wayback Machine // « Звезда », 2007, № 9
  8. . Дата обращения: 27 октября 2015. 10 января 2016 года.
  9. . Дата обращения: 23 ноября 2010. 26 мая 2010 года.
  10. Повесть временных лет .
  11. . Дата обращения: 23 ноября 2010. 9 марта 2011 года.
  12. . Дата обращения: 16 апреля 2011. 14 апреля 2011 года.
  13. . Новая карта русской литературы . Дата обращения: 3 апреля 2016. 12 января 2015 года.
  14. . Дата обращения: 30 декабря 2022. 30 декабря 2022 года.

Литература

  • Арьев, А. Пространство метафоры // Звезда. — Л., 1990. — № 6. — С. 7—8.
  • Арьев, А. Арфография: О прозе Виктора Сосноры, опубликованной и неопубликованной // Согласие. — М., 1993. — № 3. — С. 112—117.
  • Арьев, А. Ничей современник: (Виктор Соснора: случай самовоскрешения) // Вопр. лит. — М., 2001. — Вып. 3. — С. 14—30.
  • Болнова Е. В. // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 2. С. 95–101.
  • Болнова Е. В. // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 4. С. 5–12.
  • Гордин, Я. Литературные варианты исторических событий — что это такое? // Соснора В. Властители и судьбы: Лит. варианты ист. событий. — Л., 1986. С. 3—7.
  • Ермолин, Е. Мультиверс. Литературный дневник. Опыты и пробы актуальной словесности. Москва: Совпадение, 2017. — ISBN 978-5-9909157-0-1 С. 144—147.
  • Зубова, Л. В. Древнерусский язык в поэтическом отражении: Виктор Соснора // Теоретические проблемы языкознания: Сб. ст. к 140-летию каф. общ. языкознания Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. — СПб., 2004. — С. 596—606.
  • Ковалева Т. И., Лощилов И. Е. // Литература и история в контексте археографии / Отв. ред. С. Г. Петров, В. А. Ромодановская; Рос. акад. наук, Сиб. отд‑ние, Ин-т истории. Новосибирск, 2022 (Археография и источниковедение Сибири; вып. 41). С. 266–289.
  • Ковалева Т. И., Лощилов И. Е. // Филологический класс. 2022. Т. 27, № 4. С. 9–21.
  • Ковалева Т. И., Лощилов И. Е. // Сибирский филологический журнал. 2023. № 2. С. 166–179.
  • Ковалева Т. И., Лощилов И. Е. // / Ин-т мировой литературы РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2023. С. 581–599.
  • Курицын, В. Седьмая или тринадцатая? // Знамя. — М., 1990. — № 7. — С. 224—226. Рец. на кн.: Соснора В. Избранное. — Мичиган: Ардис, 1988; Соснора В. Возвращение к морю. Лирика. — Л.: Сов. писатель, 1989.
  • Левченко М. А. Архетипическая триада Поэт — Смерть — Слово в поэзии Виктора Сосноры (Мифопоэтический анализ текста: сфера интерпретации) // Русский текст. Российско-американский журнал по русской филологии. № 4. СПб., 1996. С. 145—163.
  • Лощилов И. Е. // Во власти культуры и текста: сборник научных трудов к юбилею доктора филологических наук, профессора Галины Петровны Козубовской / под науч. ред. Е. Ю. Сафроновой. Барнаул: АлтГПУ, 2021. С. 378–388.
  • Лощилов И. Е . // Сибирский филологический журнал. 2022. № 1. С. 101–112.
  • Лощилов И. Е. // Критика и семиотика. 2022. № 1. С. 366–379.
  • Лощилов И. Е. , Соснора Т. В. // Восемь великих / Oтв. ред. Ю. Б. Орлицкий; редкол.: А. А. Азаренков, А. М. Ельяшевич, А. М. Мирзаев, Д. А. Патолятов, Е. Н. Пенская, О. В. Соколова, А. Г. Степанов. М.: РГГУ, 2022. С. 551–560.
  • Лощилов И. Е. , Соснора Т. В. // Литературный факт. 2022. № 2 (24). С. 104–131.
  • Новиков Вл. Против течения // Лит. обозрение. — М., 1979. — № 1. С. 41—44.
  • Новиков Вл. Труд слова // Новый мир. — М., 1984, № 4. — С. 254—257.
  • Новиков Вл. Монолог трагика // Литературное обозрение. — М., 1988. — № 10. — С. 37—40.
  • Новиков Вл. Виктор Соснора: портрет без фона. // Огонёк. — М., 1996. — № 19. Май.
  • Новиков, Вл. Бродский — Соснора — Кушнер: Академическое эссе // Иосиф Бродский и мир: Метафизика, античность, современность. — СПб., 2000. — С. 125—130.
  • Новиков Вл. Школа одиночества (К 70-летию В. Сосноры) // Звезда. — СПб., 2006. — № 4.
  • Новиков Вл. Личность и прием: Довлатов, Бродский, Соснора: Академическое эссе // Сергей Довлатов: лицо, словесность, эпоха. Сб. статей. СПб.: ООО Журнал «Звезда», 2012. — С. 162—175.
  • Новиков Вл. Книга книг: «Верховный час» в судьбе поэта Виктора Сосноры // Звезда. — СПб., 2015. — № 2.
  • Новикова О. Питер и поэт // Новый мир. — М., 2003. — № 6. — С. 158—163.
  • Парщикова-Хюгли, М. Поэтика динамической статики: Виктор Соснора // Барокко в авангарде — авангард в барокко. — М., 1993. — С. 48—52.
  • Пикач, А. Видения внутри ветра, или Диковинная Гео архитектура Виктора Сосноры // Нева. — СПб., 1992. — № 10. — С. 239—252.
  • Эдельштейн, М. Премируя паронимию // Рус. мысль = La pensee russe. — Париж, 2000. — № 4309. — С. 14.
  • Эклер, А. Сюжеты Марии Магдалины и их мотивы, а также их интерпретации в стихотворениях Иштвана Бака, Виктора Сосноры и Бориса Пастернака // Slavica. — Debrecen, 1999. — № 29. — С. 207—226.
  • Арьев, Андрей. Дон Соснора де Сааведра (Поэтический мир Виктора Сосноры) // Петербургская поэзия в лицах : очерки / Иванов, Борис, сост. — Москва: Новое литературное обозрение, 2011. — С. 96—113. — 392 с. — ISBN 9785867937980 .

Ссылки

Источник —

Same as Соснора, Виктор Александрович