Алексеев, Сергей Константинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Сергей Трофимович Алексеев (род. 20 января 1952 , Зырянский район , Томская область ) — российский писатель национал-патриотического направления. Член Союза писателей России . Сторонник идеи « арийского » происхождения славян. Творчество оказало влияние на развитие идей славянского неоязычества (родноверия) . Книги Алексеева стали частью субкультуры неоязычества .
Сергей Алексеев родился 20 января 1952 года в посёлке Зырянского района Томской области в семье охотника-промысловика. Его мать Валентина Алексеевна (1933—1962) рано умерла, родив пятерых детей. В 1974 году Алексеев окончил , позже — Высшие литературные курсы в Москве . Работал молотобойцем в Зырянском районе, геологом в Полярной и Томской геологоразведочных экспедициях, инспектором уголовного розыска в Томске, в течение двух лет — сотрудником областной газеты «Красное знамя» .
В 1974 году Алексеев начал заниматься писательской деятельностью . С 1985 года работал в Вологде . В 1990 году подписал « Письмо 74-х » . В начале 1990-х годов был активистом Русского национального собора . В 2013 году совместно с Михаилом Задорновым и сыном Алексеем Русиновым создал Фонд содействия сохранению и возрождению славянской культуры — Культурный фонд Сергея Алексеева «Первое слово» .
Алексеев живёт в собственном доме в посёлке Павда Свердловской области.
К числу известных произведений писателя принадлежат романы «Сокровища Валькирии» (1995—2012), сборники рассказов «Тайна третьего кургана» (1983), «Таёжный омут» (1984), «Суд» (1985), роман в двух книгах «Крамола» («Столпотворение», 1990, «Доля», 1991), «Утоли мои печали» (1998), романы «Аз бога ведаю!» (1999), «Долина смерти» (2000), «Волчья хватка» (2000), пьесы «Казнить нельзя помиловать», «Молился богу сатана» и др.
Автор развивает идеи русского неоязычества (родноверия) , в том числе о происхождении русских от «древних ариев » («арийцев»). Многие идеи Алексеева близки к идеям другого неоязыческого писателя Юрия Сергеева .
Одним из первых ввёл в художественную литературу миф о древних языческих письменах, сохранённых до настоящего времени «раскольниками-староверами», отождествив старообрядцев с язычниками . В соответствии с неоязыческой идеологией утверждал, что христианство является «рабской религией», погубившей «истинные верования вольнолюбивых россов». Кроме того, не христиане принесли русским письменность , но сам русский народ изобрёл её для своих нужд. Алексеев писал, что на Русском Севере сохраняются скиты с « берестяными грамотами » (« дощечками ») или « пергаментными свитками», рассказывающими о Яви и Прави (понятия из « Велесовой книги », сочинения, выдаваемого за текст IX века, но признанного научным сообществом фальсификацией XX века), Перуне и Свароге . Эти древние дохристианские книги, по Алексееву, имеют магическую силу и являлись талисманами , уберегавшими от беды .
В первой половине 1980-х годов написал роман «Слово» (1986) , согласно которой, в дохристианские времена у русских были свой Бог («Бог всего рода людского») и своя докириллическая письменность , рукописи которой затем целенаправленно уничтожались христианскими священниками. В повести древние волхвы утверждают, что свободный народ должен иметь своего собственного Бога, в то время как принятие «чужой религии» ведёт к подчинению иноземцам. Согласно повести, в течение веков русские монахи самоотверженно хранили в монастырях языческие свитки. Причём гонения патриарха Никона на староверов имели целью окончательно уничтожить языческое наследие. Автор высказывает недоверие к советским ученым, занятым поиском старопечатных книг. В 1990-е годы многие идеи писателя оказали влияние на родноверие .
В сравнении с советским периодом в более поздних произведениях Алексеев использует образы уже не столько славянские, сколько «арийские», а славяне представляются потомками «ариев» .
В 1990-е годы выходят романы «Сокровища Валькирии» (М., 1995) и «Сокровища Валькирии — 2» (М., 1997). Обе книги были выпущены тиражом более 400 тысяч экземпляров и неоднократно переиздавались различными издательствами. Сюжет создает атмосферу секретности, окружающей полученные из КГБ сведения о поисках «древних арийских сокровищ» и «утраченной Северной цивилизации». Герой романов, отставной полковник Александр Алексеевич Русинов (Мамонт), в молодости был работником секретного института при Министерстве обороны СССР , занимавшегося поисками древних сокровищ. Заинтересовавшись «арийскими древностями», Русинов делает открытие о сходстве славянских языков с санскритом (в действительности о родстве индийских языков с большинством языков Европы в рамках индоевропейской языковой семьи учёным было известно ещё в XIX веке) и вплотную подходит к пониманию сокровенного смысла вещей. Герой заявляет, что «прародиной ариев все равно оставался север», что бы ни говорили об этом учёные и «запретители коричневых идей» ( фашизма ). В конечном итоге Русинов совместно с сотрудниками КГБ обнаруживает «арийские» города на Северном Урале . Автор пишет, что если не признать славянский мир «Третьей, Северной цивилизацией», наступит мировая катастрофа .
Носителей «Третьей цивилизации» автор именует « гоями », а их недругов — «изгоями» (отсылка к идее вечной конфронтации «арийцев» с евреями , которую разделяют сторонники «арийской» идеологии). Одной из главных задач «изгоев мира», по Алексееву, является искоренение русского народа. Автор предрекает возможную глобальную катастрофу, которой обязательно воспользуются «изгои мира», объединившись в «новый Интернационал » (отсылка к конспирологической теории коммунистического заговора евреев ) и создав Мировое диктаторское государство, « новый мировой порядок ». Этот «Интернационал» описывается как «клещ-паразит», «носитель тяжёлой болезни». Имеется также сюжет о «ритуальном убийстве» (отсылка к кровавому навету ) .
«Гои» изображены мудрецами, хранителями древних тайных знаний, «сокровищ Вар-Вар». Алексеев описывает, как «гои» создают новые «древние рукописи» (фальсификаты), приспосабливая их к мировосприятию современных людей, «иначе изгои опять не поверят, а кощеи оспорят и извратят, как испортили и извратили Влесову книгу» . «Волхвы-гои» делятся с героем романов знаниями о происхождении людей и древней истории: повествуется о «Северной прародине», Гиперборее , наступлении ледника и исходе людей-«верцев» с Севера, их Великом Боге по имени Ра . Одна из «древних книг» называется «Книга Свастики ». Согласно автору, с мировой угрозой со стороны «изгоев» боролся также Сталин .
Автор пишет, что в наши дни дух «Северной цивилизации» концентрируется в сербских районах бывшей Югославии , где расположена древняя «Земля Сияющей Власти», истинная Земля Обетованная , в центре которой стоит священная гора Сатва и хранится «Сущность Мира». Там проходили отрочество и юность Иисуса Христа (отсылка к идеям « арийского христианства »), учившегося мудрости у «гоев» («арийцев»). Там же Иисус разговаривал с Богом и возникло христианство. Поэтому враги «гоев» «кощеи» всегда стремились покорить Балканы. Сначала это сделал «великий изгой» Александр Македонский , а ныне туда рвутся современные «кощеи», миротворцы ООН .
Романы были написаны в Вологде под влиянием вологодского этнографа С. В. Жарниковой (известна своими псевдонаучными гипотезами, в которых при помощи санскрита она объясняла топонимию Русского Севера, где якобы находилась прародина «ариев» — индоевропейцев ). Сама Жарникова представлена в этих романах Алексеева в качестве женщины, которая нашла на Белом море «Влесову книгу» .
В романе «Аз Бога ведаю!» (1999) Алексеев развивал один из основных по мировоззренческой значимости русских неоязыческих мифов о еврейско-хазарском происхождении князя Владимира Святославича , из-за которого он и ввёл христианство , орудие порабощения «арийцев» евреями. Согласно произведению, мать Владимира Малуша была безродной рабыней (род её рабы у третьего колена) хазар, которую отбил у последних князь Игорь. Это внедрение хазарского элемента в окружение русских князей было спланировано заранее и осуществлено хазарско-иудейской верхушкой Хазарского каганата. Алексеев изобразил Владимира алчным эгоистом, ростовщиком, мечтающем о мировом еврейском господстве
В 2008 году Алексеев в соавторстве сатириком Михаилом Задорновым , известным также как пропагандист псевдоисторических (неоязыческих) идей, выпустил псевдоисторический фильм « Аркаим . Стоящий у солнца». Согласно фильму, между Западом и Востоком всегда располагалась «третья (особая) цивилизация, ныне называемая Россией», культуру которой Алексеев называет «арийской». Говорится о мудрости «предков-арийцев» и их «высокой духовности», а также о том, что учёные скрывают это от народа. В 2012 году снялся в псевдоисторическом фильме Задорнова « Рюрик. Потерянная быль », в 2015 году — в его продолжении «Вещий Олег. Обретённая быль» .
В своих произведениях Алексеев развивает любительскую этимологию слов русского языка. В романах «Сокровища Валькирии» говорится: «В русских словах „га“ означает движение — нога, телега, дорога, Волга, Онега, Ладога»; «ра» означает солнце, клич «ура» — приветствие светилу, Урал — горы, стоящие у солнца; «ар» — земля, отсюда «орать» — пахать землю; «гой», по утверждению Алексеева, переводится с «древнеарийского» как «имеющий в себе свет», поэтому в сказках молодцу задавался вопрос — «гой ли ты есть?»; «изгоями» назывались те, кто лишён этого внутреннего света и блуждает по миру без «Пути» . Алексеев предпринимает попытки выявления «первоначального значения слов». Главными принципами являются приписывание звукам и слогам определённого смысла, игнорирование гласных и чтение слов наоборот. По мнению автора, таким образом можно восстановить утраченную магическую суть и силу человеческой речи . Используется характерный для неоязычников приём «раскрытия» «глубинных», «исконных» значений слов русского языка путём дробления их на произвольно истолковываемые автором части .
В 1987 году литературный критик С. И. Чупринин отмечал, что Алексеев был солидарен с писателем Юрием Сергеевым в стремлении отделить «наших» от «ненаших» и лишить последних доступа к печати .
В 1997 году в национал-патриотической прокоммунистической газете «Патриот» публиковалась положительная рецензия на романы «Сокровища Валькирии». По мнению рецензентов Е. Паньковой и В. Сергеева, главная заслуга автора состоит в его стремлении «воспитать способных мыслить патриотически » .
В 1999 году в журнале « Новое литературное обозрение » была опубликована негативная рецензия А. И. Рейтблата на «Сокровища Валькирии». Рецензент считает, что книги транслируют страх перед «чужаками» и «чужим» , перед утратой жизненно важных ресурсов и идентичности .
В 1985 году за роман «Слово» получил премию Ленинского Комсомола .
В 1987 году за роман «Рой» получил литературные премии Союза писателей РСФСР, ВЦСПС и Союза писателей СССР .
В 1995 году удостоен премии имени М. А. Шолохова за роман «Возвращение Каина» .
В 2009 году писатель стал лауреатом премии Кузбасса за роман-эссе «Россия: Мы и мир» .
«Крамола»
«Сокровища Валькирии»
«Волчья хватка»
«Арвары»
«Карагач»
По книгам Сергея Алексеева снято два художественных фильма « » (1989, социальная драма, режиссёр Игорь Масленников ) и « Рой » (1990, драма, режиссёр Владимир Хотиненко ). Писатель снимался в документальном фильме о поэте Николае Рубцове (2005, биография, режиссёр Дмитрий Чернецов) .
По произведениям Алексеева на сцене Вологодского драматического театра поставлены пьесы: «Верните бабушке ружье» (1987, комедия абсурда), «Жертва вечерняя» (1992, трагедия), «Молился Богу сатана» (1992, трагедия), «Живая вода» (1992, трагедия), «Клин клином» (комедия) .
Планировалось экранизировать первую книгу из цикла «Сокровища Валькирии» «Стоящий у Солнца», о чём в ходе защиты проектов, претендующих на поддержу Фонда кино , сообщали представители ООО «Кинокомпания Валькирия» .
Режиссёр Евгений Сулла анонсировал выпуск в 2020 году анимационной экранизация книг «Сокровища Валькирии». .