970-е годы — первые бесспорно кириллические надписи из Новгорода: на
деревянных цилиндрах-замках
(датировка этих цилиндров X веком ныне оказывается под сомнением и более вероятной теперь представляется их датировка первой половиной XI века
).
996
— Составление краткой летописной справки о деяниях князя Владимира (по
А. А. Шахматову
), использованной в позднейшем летописании и «Памяти и похвале князю Владимиру».
Л. В. Черепнин
считает, что тогда был создан летописный свод (по Б. А. Рыбакову, это свод
997 года
).
1020-е годы — Предположительное создание «Службы Борису и Глебу» митрополитом Киевским
Иоанном I
.
Конец 1020-х годов — новая редакция церковного устава Владимира, принятая Ярославом и Мстиславом (по М. Б. Свердлову).
990 (?) — 1030] — гипотетическое составление так называемой «
Иоакимовской летописи
». Это время, в течение которого
епископ Новгородский
Иоаким
занимал свою кафедру. В XVII веке ему была приписана так называемая «
Иоакимовская летопись
». Какая бы то ни было связь исторического Иоакима с летописанием чисто гипотетична.
1039
— Составление в Киеве Древнейшего летописного свода (по реконструкции
А. А. Шахматова
).
1040-е годы — Согласно
Д. С. Лихачёву
, написано «Сказание о распространении христианства на Руси». Его автором предположительно был Иларион.
1043 — Русско-византийская война. Предполагается, что рассказ о ней со слов воеводы Вышаты был использован в летописании.
1047
— Новгородский поп
Упырь Лихой
переписывает книгу Толковых пророков (с толкованиями
Феодорита Кирского
). Его запись на книге — древнейшая датированная запись на древнерусских книгах.
26 марта
1049 года
(по гипотезе Н. Н. Розова; но определённо между 1037 и 1050) — произнесение торжественной речи
Иларионом
«
Слова о законе и благодати
». Также Иларион был автором «Молитвы», ему приписывается «Слово к брату столпнику» и другие сочинения.
1050
— составление Новгородского летописного свода (по А. А. Шахматову).
1051
— поставление
Илариона
в митрополиты Киевские. Его «Исповедание веры» и «Запись о поставлении в митрополиты».
1058
— Под этим годом в Новгородской IV летописи помещено «Поучение архиепископа Луки к братьи», автором которого считается епископ Новгородский
Лука Жидята
.
1062
—
1074
— Игуменство Феодосия в Печерском монастыре.
Феодосий Печерский
— автор двух посланий князю Изяславу Ярославичу, восьми поучений и одной молитвы.
1073
— «
Изборник 1073 года
», одним из переписчиков которого был диак Иоанн. Переписан с болгарского изборника, составленного для царя Симеона. В частности, в его состав входил
список отреченных книг
.
1073
— Согласно А. Поппэ, составление «Сказания о чудесах Бориса и Глеба».
1076
— «
Изборник 1076 года
», одним из переписчиков которого был Иоанн. В частности, включал «Стословец» Геннадия.
Конец 1070-х годов-1089 — Митрополит Киевский
Иоанн II
. Автор послания об опресноках к папе
Клименту III
, «Поучения от седми сбор на латину» и «Правила церковного Иакову черноризцу».
Вопросы о том, являются ли переводы тех или иных памятников южнославянскими или древнерусскими, до сих пор часто не имеют общепризнанного решения. Согласно Д. М. Буланину, ни один памятник XI века с уверенностью не может быть определён как переведенный на Руси, а не в Болгарии
, но бесспорных доказательств обратного также не существует.
Не позднее третьей четверти XI века — на Руси известен болгарский перевод «Жития Саввы Освященного».
Не позднее конца XI века — «Житие Василия Нового».
Не позднее 1090-х годов — На Руси составляется т. н. «Хронограф по великому изложению», использовавший Хронику Георгия Амартола и Хронику Иоанна Малалы.
XI век — распространение на Руси «Жития Кирилла» и «Жития Мефодия».
XI век — распространение на Руси «Жития Антония Великого», переведенного в Болгарии в X в.
XI век (по В. П. Адриановой-Перетц) — распространение на Руси «Жития Алексия человека божия».
XI век — перевод «иного жития» Николая Мирликийского
.
XI век — на Руси известен «
Шестоднев
» Иоанна экзарха Болгарского.
XI век — на Руси известен южнославянский перевод «Жития Феодора Студита».
XI век — на Руси известны составленные в Чехии «Жития Людмилы и Вячеслава чешских».
XI век — на Руси известен «
Летописец вскоре
», основанный на хронике «Краткий Хронографикон», составленной в IX веке патриархом Константинопольским
Никифором
.
XI век — на Руси известен перевод «Мучения Димитрия Солунского».
XI век — на Руси известен перевод «Пандект» Антиоха.
XI век — на Руси известен перевод «Паренесиса» Ефрема Сирина.
XI век — на Руси известны переводы «Азбучно-Иерусалимского патерика», «Египетского патерика», «Синайского патерика», «Скитского патерика».
XI век — на Руси известно «Послание Пилата к Тиберию».
XI век — на Руси известны Слово и Сказание святого Ипполита об антихристе, а также, вероятно, толкования Ипполита Римского на книгу Даниила.
XI век — вольный перевод «Истории Иудейской войны»
Иосифа Флавия
.
XI век — «Деяния апостолов Петра и Павла» и «Видение апостола Павла».
1188
— Смерть новгородского летописца Германа Вояты.
Также в список включены наиболее известные рукописи и надписи.
Конец
XI
-начало
XII века
— предположительное написание Григорием, монахом Киево-Печерского монастыря, канонов в службах князю Владимиру, Феодосию Печерскому, на перенесение мощей Бориса и Глеба и на перенесение мощей Николая Мирликийского.
Начало
XII века
— Написание Василием «Повести об ослеплении князя Василька Ростиславича», включенной в летописи.
1110
—
1112
— Создание «первой редакции» «
Повести временных лет
» в результате переработки и дополнения Начального свода (по схеме А. А. Шахматова). Её автором предположительно считается
Нестор
.
Между
1113
и
1121
— два послания митрополита Киевского Никифора Владимиру Мономаху, одно послание Ярославу Святополчичу и поучение Никифора о посте.
После
1113
— создание Пространной редакции Русской Правды.
1115
(или между 1115 и 1117) — Сказание о перенесении мощей Бориса и Глеба и их чудесах. Окончательное оформление «Сказания о Борисе и Глебе». Предполагаемый автор (по Н. Н. Воронину) — епископ Переяславский Лазарь (ум.1117).
1116
— Согласно
А. А. Шахматову
и другим авторам,
Сильвестр
создаёт вторую редакцию «Повести временных лет»
. По другому мнению, Сильвестр был простым переписчиком.
1117
— Наиболее вероятная датировка «Поучения Владимира Мономаха».
1118
— «Третья редакция» «Повести временных лет», созданная по поручению Мстислава Владимировича (предположительно выделена А. А. Шахматовым, отвергается рядом ученых).
Первая половина 1140-х годов — Перевод Феодосием Греком по просьбе
Николая Святоши
письма папы Льва I патриарху Флавиану о ереси Евтихия с предисловием и послесловием.
Между
1147
и
1154
— Написание митрополитом Киевским
Климентом Смолятичем
«Послания к пресвитеру Фоме». Клименту приписывается также Поучение в субботу сыропустную.
После
1152
— Создание
Петром Бориславичем
повести о посольстве к Владимирку Галицкому. Согласно концепции
Б. А. Рыбакова
, Пётр Бориславич был автором текста Ипатьевской летописи за 1146—1154 годы, отличающегося особенной подробностью.
Третья четверть
XII века
— Создание «Слова о князьях».
1161
(?) — Произнесение Моисеем, игуменом Новгородского Антониева монастыря, «Слова о ротах и клятвах», которое
А. И. Соболевский
связал с засухой 1161 г.
12 марта
1166 года
— Произнесение поучения к духовенству епископом Новгородским Иоанном (Ильей) (датировка А. С. Павлова).
Вскоре после
1167
— создание «Похвалы князю Ростиславу Мстиславичу» Смоленскому.
Начало 1170-х годов — летописная редакция «Сказания о победе над волжскими болгарами 1164 года». Епископ Леон редактирует «Установление о постах на праздник 1 августа».
1170-е годы — Основное творчество Кирилла, епископа Туровского. Его торжественные слова, поучения и молитвы.
Конец
XII века
— составление второй редакции Пролога. Её гипотетически связывают с Кириллом Туровским.
1175
—
1176
— Написание «Повести об убиении Андрея Боголюбского». Её приписывали игумену Феодулу, попу Микуле либо Кузьмищу Киянину.
1177
— Создание Владимирского летописного свода (согласно М. Д. Присёлкову; по А. А. Шахматову — 1185 год).
После
1182
— «Повесть о белоризце и о мнишестве» — послание Кирилла Туровского Василию, игумену Печерскому.
После
1185
— создание Летописной повести о походе Игоря Святославича.
Между
1185
—
1196
— датировка рядом авторов создания «
Слова о полку Игореве
» (М. А. Максимович, А. И. Соболевский, Н. К. Гудзий, Б. А. Рыбаков, Н. С. Демкова, Л. А. Дмутриев
и др.)
До
1187
—
1190
— Епископ Белгородский Максим. Автор 4 статей в текстах канонических правил. Также ему приписывается «Святого Григория Богослова поучение попам».
1187
— Смерть Моисея, игумена новгородского Антониева монастыря, автора «Поучения о безвременном пьянстве».
1187
— Согласно М. Д. Присёлкову, завершение Летописца Переяславля Южного, включенного в Киевский свод 1200 года.
1190
—
1213
— Епископ Ростовский Иоанн I. Предполагаемый автор «Поучения в неделю цветную»
.
Конец
XII века
(
1193
по Приселкову) — создание Владимирского летописного свода.
1190-е годы (?) — создание «Слова Даниила Заточника», обращенное к новгородскому князю Ярославу Владимировичу.
1199
— Игумен Моисей Выдубицкий произносит Похвальное слово Рюрику Ростиславичу, включенное в Ипатьевскую летопись.
1200
— Составление Киевского свода, вошедшего позднее в
Ипатьевскую летопись
. Его редактором считается Моисей Выдубицкий.
Рубеж
XII
—
XIII веков
— создание русского апокрифа «Слово на Лазарево воскресение».
Конец
XII
— начало
XIII века
— написание первой редакции «Жития Евфросинии Полоцкой».
XII век — «Поучение к духовному чаду» Георгия, черноризца Зарубского.
XII век (точная датировка неясна) — «Поучение философа, епископа Белгородского» Григория. Ему же приписывается «Слово святого Григория Богослова ко всем христианам о пьянстве».
XII век — написано «Слово о Мартине монахе» из Турова.
Согласно Д. М. Буланину, в XII веке было сделано наибольшее число переводов за киевский период
. Однако различить переводы южнославянские и восточнославянские крайне сложно.
Не позднее начала XII века — перевод Менология (Синаксаря), получивший на Руси название Пролог.
XI—XII века (во всяком случае, не позднее конца XIV века) — распространение «Жития пророка Моисея». По Н. А. Мещерскому и А. А. Алексееву, перевод сделан с древнееврейского, им же принадлежит датировка..
XII—XIII века — Перевод с древнееврейского цикла «Суды Соломона» (по А. А. Алексееву).
Конец XI — начало XII века (датировка Н. А. Мещерского
; во всяком случае, не позднее XIV века) — перевод книг Есфири и Песни песней с еврейского оригинала.
XII век — по А. А. Алексееву, перевод с древнееврейского «Слова блаженного Зоровавеля» (на основе «
Иосиппона
»).
Между
1214
и
1226
(либо в
1234
) — написание Поликарпом, монахом Киево-Печерского монастыря, ряда сочинений, включенных в «Киево-Печерский патерик».
1214
—
1216
,
1218
—
1226
— епископ Владимиро-Суздальский Симон. Автор ряда сочинений (в том числе о печерских святых), включенных в «Киево-Печерский патерик».
1216
—
1230
— епископ Ростовский Кирилл I. С его именем связывают оживлённую книгописную деятельность в Ростове.
После
1216
— Создание в Новгороде «Повести о битве на Липице».
1210-30-е годы — создание «Моления Даниила Заточника», обращённого к Ярославу Всеволодовичу.
Между
1222
и
1226
— «Слово о создании церкви Печерской» епископа Симона.
1223
—
1233
— митрополит Киевский Кирилл I. Ему чисто гипотетически приписывается «Поучение крестьянам».
1241
— В Ипатьевской летописи упомянут «словутный певец»
Митуса
. Истолкование известия остаётся спорным.
1246
— Летописный свод князя Даниила Романовича (по
В. Т. Пашуто
). Составлен митрополитом Кириллом. В нём использованы рассказы тысяцкого Демьяна.
Между
1246
и
1271
— Написание первой редакции «Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» (автор — Иоанн, игумен Борисоглебского монастыря в Чернигове).
1247
(или после
1250
) — Одна из датировок «Слова о погибели Русской земли».
Середина
XIII века
— Написание Ефремом «Жития Авраамия Смоленского».
Середина
XIII века
— Согласно Д. С. Лихачёву, написание «Повести о перенесении иконы Николы Заразского из Корсуня»
и «Похвалы роду рязанских князей». По гипотезе
В. Л. Комаровича
, в это время составлен первый рязанский летописный свод.
Между серединой
XIII
и началом
XIV века
— создание первой редакции «Жития Варлаама Хутынского» в Новгороде.
1262
(или середина
XIII
в.) — Создание хронографического свода (вероятно, в Галицко-Волынской Руси), к которому восходят Архивский хронограф (сохранился в списке конца XV в.) и Виленский хронограф (в списке начала XVI в.).
1260-е годы — Составление первой части древнейшего из дошедших до нас списков летописей: Синодального списка Новгородской первой летописи старшего извода.
1269
— Завершение летописца князя Василька Романовича, включенного в Ипатьевскую летопись.
1270
(по Д. М. Буланину,
1262
) — Из Болгарии на Русь по просьбе митрополита Кирилла прислан список Номоканона.
1270-е годы — Творческая деятельность митрополита Кирилла. Ему приписывается «Поучение к попам»
, статьи в составе «Мерила праведного». В Переяславль привезен список хронографа.
До
1271
—
1289
— Епископ Тверской Симеон. Автор «Наказания» («Наставления») князю Полоцкому Константину.
1274
— Церковный собор во Владимире. Его решения обобщены в Правиле митрополита Кирилла.
другие авторы (
А. Поппэ
) предполагают, что культ Бориса и Глеба возник не ранее 1060-х годов, аргументируя это тем, что их не упоминает Иларион в «Слове о законе и благодати»
Большинство учёных считает «Слово» произведением домонгольского периода (А. Н. Пыпин, Е. Е. Голубинский, Н. М. Гальковский):
от 6 марта 2016 на
Wayback Machine
В. И. Мансикка датирует его XIV веком
по другим авторам, в начале XII века или в конце XIII-начале XIV в.
Зиборов В. К. О летописи Нестора. СПб, 1995.
↑
История русской переводной художественной литературы. СПб, 1995. Т.1. С.42
на самом деле это греческое житие Николая Пинарского
традиция, считавшая Сильвестра летописцем, существовала уже в XV в. (ПСРЛ, т. XV, вып.1, стб.185)