Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского
—
славянский
Шестоднев
,
экзегетический
религиозно-философский
и
богословский
памятник, написанный
болгарским
экзархом
Иоанном
(вторая половина IX века — первая треть X века) и излагающий
православное
толкование
библейского учения о мироздании
. Одно из ранних произведений
славянской литературы
. Способствовало знакомству славянской культуры с
античной
и оказал большое влияние на развитие духовной жизни
Руси
.
Представляет собой рассказ о мире, природе, растениях, животных и человеке, построенный как комментарий к библейскому рассказу
книги Бытие
о сотворении мира. Шесть частей-
слов
произведения соответствуют шести дням акта творения. Содержит богатое собрание
античных
и
средневековых
«естественнонаучных» сведений и
натурфилософских
представлений
.
История
Иоанн был болгарским писателем и переводчиком следующего за
Кириллом и Мефодием
поколения
. Текст памятника был составлен в Болгарии в конце IX — начале X века. На Русь памятник попал не позднее XI века
. Основой для его написания послужили другие Шестодневы —
Василия Великого
,
Севериана Гавальского
,
Феодорита Кирского
. Древнейший сохранившийся
список
—
сербский
, 1263 года. Старейшие русские списки относятся к XV веку
.
Содержание
Шестоднев Иоанна состоит из пролога и шести слов. Представляет собой перевод-компиляцию Шестодневов
Василия Великого
,
Севериана Гавальского
, различных сочинений
Григория Богослова
,
Григория Нисского
,
Иоанна Златоуста
,
Иоанна Дамаскина
,
Феодорита Кирского
, а также
Аристотеля
,
Парменида
,
Демокрита
,
Диогена
,
Фалеса
,
Платона
и других «эллинских» философов
, дополненный самим переводчиком-компилятором
.
В прологе автор пишет, что он не сам сочинил эти шесть слов, а заимствовал по смыслу или буквально у разных писателей, главным образом «от Ексамера святого Василиа» (то есть из Гексамерона — Шестоднева Василия Великого); что ему приходилось когда-либо читать, то он и соединил, а недостающее дополнил своими словами, словно бревенчатый дом с мраморным полом, построенный из чужого материала, он покрыл единственно имевшейся в его распоряжении соломой. В прологе и в предисловии к шестому слову
, также написанном самим компилятором, где речь идет о человеке
, выражен основной пафос этого и всех прочих Шестодневов — изумление природой и устройством человека; здесь содержится также описание княжеского двора, предположительно двора болгарского князя
Симеона
. Этому князю, любителю литературы и покровителю просвещения, Иоанн и посвятил свой Шестоднев. Симеон погиб в 927 году, поэтому Шестоднев был создан ранее
.
В памятнике изложены основы теолого-рационалистического
христианского
мировоззрения, а также представлены обширные сведения из различных областей знания того времени, восходящих к
Античности
, —
философия
,
астрономия
,
география
,
физика
и
ботаника
. Автор произведения старается сочетать
библейский
креационизм
с
древнегреческими философскими
представлениями о зарождении мира из четырёх
первичных элементов
— воздуха,
воды
, земли и огня
. В духе христианского
единобожия
Иоанн излагает учение древнегреческого философа
Аристотеля
о
причинах и первоначалах всего сущего
. Также он знаком с положениями спора о природе
эфира
между
Платоном
и Аристотелем
. Автор последовательно критикует философские взгляды
Парменида
,
Демокрита
,
Диогена
,
Фалеса
, при этом довольно подробно характеризуя
. В вопросах устройства мироздания Иоанн придерживается воззрений Аристотеля и
Птолемея
, согласно которым Земля находится в центре сферических небесных кругов.
Геоцентрическая схема
размещения светил на сферических небесах-поясах положена в основу исчисления
лунного
и
солнечного календарей
. Иоанн, следуя античным идеям
шарообразности Земли
и постоянстве
эклиптики
Солнца
, излагает учение о
климатических зонах
.
Значение
Шестоднев Иоанна Экзарха для славян долгое время являлся едва ли не главным источником сведений по
естествознанию
. Хотя старейшие русские списки относятся к XV веку, влияние Шестоднева Иоанна на
русскую литературу
прослеживается уже начиная с XI века. К нему, в частности, восходят восхищение мирозданием, идеи, что каждый должен быть доволен своим уделом и что леность — мать всякому злу, выраженные в «
Поучении
»
Владимира Мономаха
, и художественный метод описания
Русской земли
в «
Слове о погибели Русской земли
». В XVII веке Шестоднев Иоанна Экзарха использовал в своих сочинениях ценивший его
протопоп
Аввакум
.
См. также
Примечания
-
, «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского – памятник славянской литературы религиозно-философского содержания..
-
Яцимирский А. И.
//
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
СПб.
, 1890—1907.
— Т. XXXIXa (1903) : Шенье — Шуйский монастырь. — С. 534—536.
-
, Создан в кон. 9 – нач. 10 в. в Болгарии, откуда не позднее 11 в. попал на Русь и оказал заметное влияние на духовную жизнь страны. <...> «Шестоднев» Иоанна был наиболее популярным на Руси сочинением этого жанра, сыграв важную роль в соприкосновении античной и славянской культур..
-
↑
от 25 ноября 2019 на
Wayback Machine
/ Подготовка текста, перевод и комментарии
Г. М. Прохорова
// Библиотека литературы Древней Руси /
РАН
,
Институт русской литературы (Пушкинский Дом)
; Под ред.
Д. С. Лихачёва
,
Л. А. Дмитриева
, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб. :
Наука
, 1999. Т. 2 : XI—XII века.
-
↑
Прохоров Г. М.
от 26 ноября 2019 на
Wayback Machine
//
Словарь книжников и книжности Древней Руси
: [в 4 вып.] /
Рос. акад. наук
,
Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)
; отв. ред.
Д. С. Лихачёв
[и др.]. Л. :
Наука
, 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред.
Д. М. Буланин
,
О. В. Творогов
. 1987.
-
, Создан в кон. 9 – нач. 10 в. в Болгарии, откуда не позднее 11 в. попал на Русь и оказал заметное влияние на духовную жизнь страны..
-
, Представляет собой компилятивный труд, восходящий преимущественно к Шестодневу Василия Великого (а также Севериана Гавальского, Феодорита Кирского и др.). В памятнике излагаются основополагающие принципы теолого-рационалистического христианского мировоззрения и содержатся обширные сведения об античной философии, астрономии, географии, физике, ботанике..
-
, Иоанн соединяет библейский креационизм с учениями о четырех стихиях, сводя многообразие созидаемого Богом мира к различным сочетаниям первоэлементов (воды, земли, огня и воздуха)..
-
, В монотеистическом духе развивает положения Аристотеля о материи и форме. Иоанну известны детали спора между Платоном и Аристотелем, касающиеся природы эфира..
-
, Хотя и в сугубо отрицательном ключе, тем не менее довольно подробно характеризуются взгляды Парменида, Демокрита, Диогена, Фалеса..
-
, Представления о мироздании строятся на основе идей Аристотеля и Птолемея, согласно которым Земля помещается в центре сферических небесных кругов. Геоцентрическая схема размещения светил на сферических небесах-поясах положена в основу исчисления лунного и солнечного календарей. На античных идеях о шарообразности Земли и постоянстве солнечной эклиптики основано учение о климатических зонах..
Издания
Литература
-
О «Шестодневе» Иоанна экзарха Болгарского //
Русская речь
. — 1972. —
№ 5
. —
С. 130–143
.
-
Баранкова Г. С.
К текстологическому и лингвистическому изучению «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского.
// Восточнославянские языки: Источники для их изучения. —
М.
, 1973. — Стб. 172–215.
-
Баранкова Г. С.
К вопросу лингво-текстологического анализа списков «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского, хранящихся в ГБЛ
// Зап. Отд. рук. ГБЛ.. — Вып. 35. —
М.
, 1974. — С. 104—121.
-
Баранкова Г. С.
// Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. — Вып. 2, Ч. I. — 1976. — С. 165–180.
-
Баранкова Г. С.
Об астрономических и географических знаниях
// Естественнонаучные представления Древней Руси. —
М.
, 1978. — С. 48–62.
-
Баранкова Г. С.
Астрономическая и географическая терминология в «Шестодневе» Иоанна экзарха Болгарского
// Памятники русского языка: Исследования и публикации. —
М.
, 1979. — С. 150–171.
-
Баранкова Г. С.
// Древнерусский язык в его отношении к старославянскому. Сб. ст.. —
М.
, 1987. — С. 77—91.
-
Баранкова Г. С.,
Мильков В. В.
, Якунин С. Н.
Комментарии к переводу древнерусского текста на современный русский язык
//
/
Институт философии РАН
. —
М.
, 1996.
-
Бичваров М., Пейчев Б.
Iоан, екзарх Болгарський та давньоруська філософська культура //
Філософська думка
. — 1981. —
№ 5
. —
С. 78—81
.
-
Буланин Д. М.
//
ТОДРЛ
. — 1983. —
Т. 37
. —
С. 3—13
.
-
Ватеев Й.
Същност и произход на "битието" според Шестоднев на Иоан Екзарх //
Философская мысль
. — 1980. —
Т. Кн.8
. —
С. 91—97
.
-
Георгий Писидийский и его поэма о миротворении в славяно-русском переводе 1385 г.. —
СПб.
, 1890.
-
Георгиев Ем.
Разцветът на българската литература в IX—X в.. — София, 1962. — С. 202—270.
-
Шетоднев Иоанна Экзарха
// Славянский мир: I—XVI века: Энциклопедический словарь / Гладкий В. Д.. —
М.
:
ЗАО Изд-во Центрполиграф
, 2001. — С. 759. — 895 с. —
ISBN 5-227-01469-8
.
-
Горский А. В.
, Невоструев К. И.
. — отд. 2, ч. 1. —
М.
, 1857. — С. 1—44.
-
Долгов В. В.
.
// Быт и нравы Древней Руси. Миры повседневности XI-XIII вв.. —
М.
: «Яуза», «
Эксмо
», 2007. — 510 с. — (Загадки и коды Древней Руси). —
ISBN 978-5-699-23194-2
.
-
Дуйчев Ив.
Йоан Екзарх
// История на българска литература. — София, 1962. — Т. 1. — С. 127—140.
-
Зверева А. В.
// Материалы секции «Проблемы общественной и духовной жизни: от античности к новому времени») Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-98» 07.04.1998 г.). —
М.
:
МГУ
, 1998.
-
// Школа мысли. — 2002. —
№ 1
.
-
Калайдович К. Ф.
. —
М.
, 1824.
-
Лихачёв Д. С.
«Шестоднев» Иоанна Экзарха и «Поучение» Владимира Мономаха
// Вопросы теории и истории языка. —
Л.
, 1963. — С. 187—190.
-
Лихачёв Д. С.
// Русско-европейские литературные связи: Сб. статей к 70-летию со дня рождения акад. М. П. Алексеева. — М.; Л., 1966. — С. 92–96.
(Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. — СПб.: Издательство «
Наука
», 1986. — С. 226—229.)
-
Лихачёв Д. С.
Исследования по древнерусской литературе. —
Л.
, 1986. — С. 137–139.
-
Иоанн Экзарх
//
Мень А. В.
Библиологический словарь: в 3 т. —
М.
: Фонд имени Александра Меня, 2002. — Т. 1: А—И..
-
Мильков В. В.
Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского - общеславянский памятник богословско-философской мысли
// Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. V слово. —
М.
, 1996. — С. 25—26.
-
Мильков В. В.
, Баранкова Г. С.
Шестоднев Иоанна Экзарха Болгарского. —
СПб.
:
Алетейя
, 2001.
-
Мильков В. В.
// /
Новая философская энциклопедия
: в 4 т. /
Ин-т философии РАН
; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета
В. С. Стёпин
. — 2-е изд., испр. и допол. —
М.
:
Мысль
, 2010. —
ISBN 978-5-244-01115-9
.
-
Панченко А. М.
Некоторые эстетические постулаты в Шестодневе Иоанна экзарха
// Русско-болгарские фольклорные и литературные связи. —
Л.
, 1976. — Т. 1.
-
Петухов Е. В.
К литературной деятельности Иоанна, экзарха болгарского. — Известия Отдела русского языка и словесности АН. — 1904. — Т. 9, кн. 4.
-
Погодин М. П.
// Древности. Журнал Московского археологического общества. —
№ 1. кн. 2
. —
С. 200—206
.
-
Попова Т. Г.
//
Вестник Волгоградского государственного университета
Сер. 2, Языкознание. — 2011. —
№ 1 (13)
. —
С. 52—57
. —
ISSN
.
-
Порфирьев И. Я.
. — ч. 1. — Казань, 1881. — С. 112—126.
-
Прохоров Г. М.
//
Словарь книжников и книжности Древней Руси
. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 2: Л–Я /
АН СССР
.
ИРЛИ
; Отв. ред.
Д. С. Лихачёв
. —
Л.
:
Наука
, 1989. — 528 с.
-
Редин Е. К.
// Древности. Журнал Московского археологического общества. —
М.
, 1902. —
№ 19. кн. 3
. —
С. 71—90
.
(
не хватает нескольких страниц
)
-
//
История всемирной литературы
: В 8 томах /
АН СССР
;
Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького
. —
М.
:
Наука
, 1984. — Т. 2. — С. 378—389.
-
//
ТОДРЛ
. — 1963. — Т. 19. — С. 367–372.
-
Естественнонаучные представления Древней Руси и Болгарии и их место в истории отечественной философии
// У истоков общности философских культур русского, украинского и болгарского народов. —
К.
, 1983. — С. 103–127.
-
Творогов О. В.
// История русской литературы X — XVII вв.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» /
Л. А. Дмитриев
, Д. С. Лихачёв,
Я. С. Лурье
и др.; Под ред.
Д. С. Лихачёва
. —
М.
:
Просвещение
, 1979. — 462 с.
-
Трифонов Ю.
Сведения из старобългарския живот в Шестоднева на Йоан Екзарх
// Списание на Българската академия на науките. — кн. 35. — София, 1926. — С. 1—26.
-
Шахматов А. А.
//
Византийский временник
. —
СПб.
, 1900. —
Т. 7
,
вып. 1—2
. —
С. 1—35
.
-
«Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского как памятник средневекового философствования / Сост., ред.,
В. В. Мильков
, Н. Б. Пищогина. —
М.
:
Институт философии АН СССР
, 1991. — 190 с.
-
Яцимирский А. И.
//
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
СПб.
, 1890—1907.
-
Беляева Г. С.
// Новая книга России.: Ил. ежемес. журн.- обозрение.. — 1999. —
№ 3
. —
С. 15—19
.
-
Данилевский И. Н.
// Цикл лекций "Обыденные представления Древней Руси: мифы и реалии".
-
// .
-
Lägreid A.
Der rhetorische Stil im Šestodnev des Exarchen Johannes. — Wiesbaden, 1965.
Ссылки
-
. Рукопись № 145. Фонд 173.I. Фундаментальное собрание библиотеки
МДА
.
Полный текст
списка
.