Повесть о взятии Царьграда крестоносцами (фрягами)
в 1204 году —
русский
рассказ о
захвате
Константинополя
(
Царьграда
)
крестоносцами
(
фрягами
) во время
Четвёртого крестового похода
, нашедший отражение в
русском летописании
.
Известна в трёх группах
списков
. Первая группа вошла в состав
Новгородской первой летописи
— Синодального списка Старшего извода (в часть, датируемую XIII веком) и списков Младшего извода — Комиссионного (середины XV века), Академического (XV века) и восходящих к ним Воронцовского и Толстовского списков. Вторая группа списков читается в составе летописных сводов XV—XVI веков:
Софийской первой
,
Вологодско-Пермской
, Воскресенской,
Никоновской
и других летописей. Третья группа вошла, предположительно, через посредство летописного свода середины XV века, в состав второй редакции
Летописца Еллинского и Римского
. Присутствие Повести в составе части Синодального списка XIII века представляет собой редкий случай, когда рукопись незначительно удалена по времени от даты создания памятника
.
В старших списках, в составе Новгородской первой летописи, Повесть не озаглавлена, представляя собой обычную годовую статью. В Софийской первой летописи носит название «О взятьи богохранимого Царяграда», в Летописце Еллинском и Римском — «О взятьи богохранимого Костянтина-града от фряг»
.
Предполагается, что автор был русским и находился в
Византии
либо непосредственно в момент взятия города крестоносцами, либо вскоре после описываемых событий. Имеющееся предположение, что автором был
Добрыня Ядрейкович
(архиепископ Новгородский Антоний), не имеет под собой достаточных оснований. По мнению
О. В. Творогова
, хотя старшие списки находятся в составе новгородской летописи, возможно и южнорусское происхождение автора Повести
.
Содержание
Автор хорошо знаком с политической обстановкой того времени, точен в описании обстоятельств осады, взятия и разграбления города
, хорошо знает топографию столицы. Позиция автора достаточно нейтральна. Он не выступает в качестве апологета византийцев, которых упрекает в «сваде» (распре), приведшей в итоге к захвату города, ни сторонником «фрягов»: откровенно описываются грабеж и насилия, чинимые ими, хотя и упоминается, что все это делалось вопреки повелению императора и
папы
. В Повести отразились народные слухи и легенды, связанные с произошедшими событиями: легендарный характер носят рассказы о подробностях бегства царевича Алексея в бочке с двойным дном, о количестве сокровищ, разграбленных «фрягами»
.
Рассказ изобилует подробностями
. Язык произведения простой и выразительный. Стиль повествования близок к стилю древнерусских летописей.
Н. А. Мещерский
отмечает «лаконичное, полное внутренней энергии построение речей, обилие в них исконно русской лексики… Летописный стиль прослеживается и в описаниях боевых действий, когда мы встречаемся с точным употреблением воинской терминологии»
. По оценке А. И. Гончарова для Повести свойственна
репортажность
и
очерковость
.
Значение
Н. В. Трофимова пишет, что «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г.» — это «первая сохранившаяся внелетописная повесть»
. Является первым подробным сообщением о событиях в Византии данного времени на русском языке
.
Наличие в
новгородском
летописании пространной вставной «Повести о падении Константинополя» послужило одной из основ для выделения гипотетического Новгородского летописного свода 1204 года
Рассказ позволяет корректировать и дополнять сообщения других источников
. Повесть дополняет подробное изложение данных событий византийским историком
Никитой Хониатом
.
См. также
Примечания
-
, «Эта повесть написана русским автором, скорее всего, очевидцем событий четвёртого крестового похода», с. 413.
-
↑
Творогов О. В.
от 26 ноября 2019 на
Wayback Machine
//
Словарь книжников и книжности Древней Руси
: [в 4 вып.] /
Рос. акад. наук
,
Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)
; отв. ред.
Д. С. Лихачёв
[и др.]. Л. :
Наука
, 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред.
Д. М. Буланин
,
О. В. Творогов
. 1987.
-
↑
от 25 ноября 2019 на
Wayback Machine
/ Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред.
Д. С. Лихачёва
,
Л. А. Дмитриева
,
А. А. Алексеева
, Н. В. Понырко. СПб. :
Наука
, 1997. Т. 5 : XIII век.
-
См.:
БАН
, 33.8.13;
РГБ
, собр. Пискарева, № 152, собр. Егорова, № 867;
ГИМ
, Синод. собр., № 86. В списках: ГИМ, Чуд. собр., № 51/353 и
РНБ
, собр. ОЛДП, F.33 текст Повести сохранился не полностью.
-
, «Однако именно
Новгородская первая летопись
сохранила в своем составе интереснейший литературный памятник (возможно, киевского происхождения) — рассказ о взятии Константинополя (Царьграда) „фрягами“ (крестоносцами) в 1204 г., во время четвёртого крестового похода. Составленная очевидцем событий (или со слов очевидца), повесть эта является первым русским подробным сообщением о событиях в Византии, при этом повествователь оказался прекрасно осведомленным в политической подоплёке событий и со знанием дела изложил все обстоятельства осады, взятия и разграбления Константинополя».
-
, «На основании местных устных преданий в конце XII — начале XIII в. в Новгороде пишется первое агиографическое произведение — житие Варлаама Хутынского (1-я ред.). Благоприятную почву в Новгороде нашел жанр хождений. Здесь создаются „Сказание о Софии в Царьграде“, „Книга паломник“ — о путешествии в Царьград
Добрыни Ядрейковича
в 1200—1204 гг. и „Повесть о взятии Царьграда фрягами“ (крестоносцами) в 1204 г.».
-
, «Новгородская Первая летопись всегда вызывала интерес исследователей, потому что давала широкий круг сведений об исторических событиях. <…> Ещё в этой летописи есть „Повесть о взятии Царьграда фрягами“ (то есть крестоносцами во время Четвёртого крестового похода)».
-
↑
.
-
[[#CITEREFВасилик06.12.2012«XIII_век_явился_для_Руси_кровавой_и_переломной_эпохой,_когда_изменилось_многое,_в_том_числе_и_отношение_к_Западу._Ряд_исследователей,_таких_как_протопресвитер_Иоанн_Мейендорф,_не_без_основания_считают,_что_именно_ΧΙΙΙ_век_стал_временем_окончательной_фиксации_религиозного_раскола_между_православным_и_католическим_миром_(хотя_другие,_как,_например,_Б._Н._Флоря,_придерживаются_иной_точки_зрения)._Серьезно_способствовал_этому_Четвёртый_крестовый_поход,_когда_православные_христиане_с_ужасом_убедились,_что_защитники_Гроба_Господня_ведут_себя_как_хищники_и_святотатцы»|Василик, 06.12.2012, «XIII век явился для Руси кровавой и переломной эпохой, когда изменилось многое, в том числе и отношение к Западу. Ряд исследователей, таких как протопресвитер
Иоанн Мейендорф
, не без основания считают, что именно ΧΙΙΙ век стал временем окончательной фиксации религиозного раскола между православным и католическим миром (хотя другие, как, например,
Б. Н. Флоря
, придерживаются иной точки зрения). Серьезно способствовал этому Четвёртый крестовый поход, когда православные христиане с ужасом убедились, что защитники
Гроба Господня
ведут себя как хищники и
святотатцы
»]].
-
Мещерский Н. А.
Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами в 1204 году //
Труды Отдела древнерусской литературы
. М.—Л., 1954. Т. 10. С. 132.
-
, «Непосредственный отклик на падение Константинополя в древнерусской литературе мы находим в Синодальном списке Новгородской первой летописи — это так называемая „Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 году“. „Повесть“ отличается своеобразной репортажностью и элементами очерковости. Фиксируя происходящее, автор знакомит аудиторию с истинными (по его мнению) причинами поступков, оценивая поведение героев с позиций христианской морали», с. 20.
-
.
-
, «Подытоживая рассмотрение летописного Введения, можно отметить, что оно целиком может принадлежать киевскому Начальному своду, а в некоторых элементах (прославление Киева) — исключительно ему. Стоит, кроме того, напомнить, что сам Новгородский летописный свод 1204 г., которому иногда приписывают всё Введение целиком либо его элементы, — гипотетическая конструкция, основанная преимущественно на наличии в новгородском летописании пространной вставной Повести о падении Константинополя».
Издания
-
Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г. / Подготовка текста, пер. и примеч.
О. В. Творогова
// в кн.: «Изборник» : Сборник произведений литературы Древней Руси. — М., 1969. — С. 280—289;
-
Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г. / Подготовка текста, перевод и комментарий О. В. Творогова. — Памятники литературы Древней Руси. — XIII век. — 1981. — С. 106—113, 537—539.
-
Публикации в составе летописей.
Литература
-
Карамзин Н. М.
История государства Российского
. — СПб., 1818. — Т. 3. — Примеч. 149;
-
Савваитов П. И.
Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград. — СПб., 1872. — С. 8—10;
-
Мещерский Н. А.
Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами в 1204 году //
Труды Отдела древнерусской литературы
. — М.—Л., 1954. — Т. 10. — С. 120—135;
-
Мещерский Н. А.
Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами как источник по истории Византии //
Византийский временник
. — 1956. — Т. 9. — С. 170—185;
-
Клосс Б. М.
К вопросу о происхождении Еллинского летописца. — ТОДРЛ, 1972, т. 27, с. 378;
-
Творогов О. В.
Древнерусские хронографы. — Л., 1975. — С. 148—151, 158;
-
Творогов О. В.
// История русской литературы X — XVII вв. : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачёв,
Я. С. Лурье
и др.; Под ред.
Д. С. Лихачёва
. —
М.
:
Просвещение
, 1979. — 462 с.
;
-
Дмитриева Л. А., Понырко Н. В.
Комментарии
// Изборник : Повести Древней Руси / Сост. и примеч. Л. А. Дмитриева и Н. В. Понырко; Вступ. статья
Д. С. Лихачёва
. —
М.
:
Художественная литература
, 1986. — 447 с. — (Классики и современники. Русская классическая литература).
;
-
Трофимова Н. В.
/ автореферат дис. … доктора филологических наук: 10.01.01. —
М.
:
МПГУ
, 2002. — 46 с.
;
-
Кусков В. В.
// История древнерусской литературы. — 7-е. —
М.
:
Высшая школа
, 2003. — 336 с.
;
-
Гончаров А. И.
/ автореферат дис. … кандидата филологических наук: 10.01.10. — Воронеж:
Воронежский государственный университет
, 2006. — 22 с.
от 28 октября 2011 на
Wayback Machine
;
-
Голубева Маргарита.
. — 2008. —
№ 6–7 (3773–3774)
.
;
-
Алексеев С. В.
//
Знание. Понимание. Умение
. —
М.
:
Московский гуманитарный университет
, 2011. —
№ 2
.
;
-
Василик В. В.
//
Православие.ру
. — 06.12.2012.