Interested Article - История Древней Руси
![](/images/005/050/5050677/1.jpg?rand=836549)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/3feb2d8fe13b4e9c3c81de0734257103.jpg)
- 2021-10-11
- 1
История Древней Руси охватывает период с образования во второй половине IX века Руси до монгольского нашествия .
К середине IX века (согласно летописной хронологии в 862 году) на севере Восточной Европы сложился крупный союз из ряда восточно-славянских , финно-угорских и балтских племён , под властью князей династии Рюриковичей , основавших Древнерусское государство . В 882 году князь Олег захватил Киев , объединив под одной властью северные и южные земли восточных славян. В результате успешных военных походов и дипломатических усилий киевских правителей в состав нового государства вошли земли всех восточнославянских, а также некоторых финно-угорских , балтских , тюркских племён . Параллельно шёл процесс славянской колонизации северо-востока Русской земли .
Древняя Русь являлась крупнейшим государственным образованием Европы своего времени, боролась за доминирующее положение в Восточной Европе и Черноморском регионе с Хазарским каганатом и Византийской империей . При князе Владимире Святославиче в 988 году Русь приняла христианство . Князь Ярослав Мудрый издал первый русский свод законов — Русскую Правду . В 1132 году после смерти князя Мстислава Владимировича начался распад Руси на ряд самостоятельных русских княжеств и земель : Новгородская земля , Владимиро-Суздальское княжество , Галицко-Волынское княжество , Черниговское княжество , Рязанское княжество , Полоцкое княжество и др. При этом Киев оставался объектом борьбы между наиболее сильными княжескими ветвями, а Киевская земля считалась коллективным владением Рюриковичей.
В Северо-Восточной Руси с середины XII века возвышается Владимиро-Суздальское княжество, его правители ( Андрей Боголюбский , Всеволод Большое Гнездо ), оставляли своей основной резиденцией Владимир , что привело к его возвышению в качестве нового общерусского центра. Также наиболее могущественными княжествами были Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское . В 1237—1240 годах большинство русских земель подверглись разрушительному нашествию Батыя . Киев, Чернигов , Переяславль , Владимир, Галич , Рязань и другие центры русских княжеств были разрушены, южные и юго-восточные окраины утратили значительную часть оседлого населения.
Предыстория
Древняя Русь образовалась на торговом пути « из варяг в греки » на землях восточнославянских племён — ильменских словен , кривичей , полян , охватив затем древлян , дреговичей , полочан , радимичей , северян .
До призвания варягов
![](/images/005/050/5050677/1.jpg?rand=77900)
Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос , прибывшие сначала в Константинополь , а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого . С этого же времени стал известным и этноним «Русь». Термин « Киевская Русь » появился впервые лишь в исторических исследованиях XIX века.
В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) русь совершает первый поход на Константинополь . Греческие источники связывают с ним так называемое первое крещение Руси , после которого на Руси, возможно, возникла епархия и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом ) приняла христианство .
Правление Рюрика
![](/images/005/050/5050677/2.jpg?rand=932653)
В 862 году, согласно « Повести временных лет », славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов .
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.
В 862 году (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги и дружинники Рюрика Аскольд и Дир , направлявшиеся в Константинополь , подчинили себе Киев , тем самым установив полный контроль над важнейшим торговым путём «из варяг в греки». При этом Новгородская и Никоновская летописи не связывают Аскольда и Дира с Рюриком, а хроника Яна Длугоша и Густынская летопись называют их потомками Кия .
В 879 году в Новгороде умер Рюрик . Княжение было передано регенту Олегу ввиду малолетства Игоря . По мнению М. Б. Свердлова , Олег узурпировал власть и был реальным правителем при выросшем Игоре .
Первые русские князья
Княжение Олега Вещего
![](/images/005/050/5050677/3.jpg?rand=691018)
![](/images/005/050/5050677/4.jpg?rand=261447)
В 882 году, по летописной хронологии, князь Олег ( Олег Вещий ), родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг, по пути захватив Смоленск и Любеч , установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. В войске Олега были варяги и воины подвластных ему племён — чуди, словен, мери и кривичей . Далее Олег с новгородским войском и наёмной варяжской дружиной захватил Киев , убил правивших там Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства . Уже в Киеве он установил размеры дани, которую ежегодно должны были платить подвластные племена Новгородской земли — словене, кривичи и меря . Также было начато строительство крепостей в окрестностях новой столицы .
![](/images/005/050/5050677/5.jpg?rand=319451)
«Торг в стране восточных славян»
Олег военным путём распространил свою власть на земли древлян и северян, а радимичи приняли условия Олега без борьбы (два последних племенных союза до этого платили дань хазарам ). В летописях не указана реакция хазар, однако историк В. Я. Петрухин выдвигает предположение, что они начали экономическую блокаду, перестав пропускать русских купцов через свои земли .
В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 году и 911 году , предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов . По мнению историка В. В. Мавродина , успех похода Олега объясняется тем, что он сумел сплотить силы Киевской Руси и укрепить складывающуюся государственность .
Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя , правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.
Игорь Рюрикович
![](/images/005/050/5050677/6.jpg?rand=984586)
![](/images/005/050/5050677/7.jpg?rand=311545)
Начало правления Игоря ознаменовалось восстанием древлян, которые были вновь покорены и обложены ещё большей данью, и появлением в причерноморских степях печенегов (в 915 году), разоривших владения хазар и вытеснивших венгров из Причерноморья . К началу X в. кочевья печенегов простирались от Волги до Прута .
![](/images/005/050/5050677/8.jpg?rand=118107)
Игорь совершил два военных похода на Византию . Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии , в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом и повернула оружие против Византии. Болгары предупредили византийцев, что Игорь начал поход с 10 000 воинов. Флот Игоря разграбил Вифинию, Пафлагонию, Гераклею Понтийскую и Никомидию , но затем был разбит и он, бросив уцелевшее войско во Фракии, с несколькими ладьями бежал в Киев. Попавшие в плен воины были казнены в Константинополе . Из столицы он послал варягам приглашение поучаствовать в новом вторжении в Византию . Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Войско Игоря, состоявшее из полян, кривичей, словен, тиверцев, варягов и печенегов, достигло Дуная, откуда были отправлены послы в Константинополь. Они заключили договор, подтвердивший многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. Русь обязалась защищать византийские владения в Крыму . В 943 или 944 году был совершён поход на Бердаа .
В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. Согласно летописной версии, причиной гибели стало желание князя получить дань повторно, чего от него требовали дружинники, завидовавшие богатству дружины воеводы Свенельда . Небольшая дружина Игоря была перебита древлянами возле Искоростеня, а его самого казнили . Историк А. А. Шахматов выдвинул версию, по которой Игорь и Свенельд начали конфликтовать из-за древлянской дани и, в результате, Игорь был убит .
Ольга
![](/images/005/050/5050677/9.jpg?rand=676682)
После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги . Древляне отправили к ней посольство, предложившее ей стать женой своего князя Мала. Однако Ольга казнила послов, собрала войско и в 946 году начала осаду Искоростеня, которая закончилась его сожжением и покорением древлян киевским князьям . «Повесть временных лет» описала не только их покорение, но и предшествующую этому месть со стороны киевской правительницы. Ольга обложила древлян большой данью .
![](/images/005/050/5050677/10.jpg?rand=629350)
В 947 году она предприняла поездку в Новгородскую землю, где вместо прежнего полюдья ввела систему оброков и даней, которые местные жители должны были сами свозить в станы и погосты, передавая специально назначенным людям — тиунам . Таким образом был введён новый способ взимания дани с подданных киевских князей .
![](/images/005/050/5050677/11.jpg?rand=675425)
Она стала первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957 году, хотя предлагаются и другие даты). В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь , известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причём её сопровождал священник Григорий . Император именовал Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя её сына Святослава (в перечислении свиты указаны « люди Святослава ») упоминается без титула. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Однако, по мнению ряда историков, о союзе удалось договориться не сразу . В 959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору Оттону I с просьбой прислать епископов и священников и учредить церковь на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной, Константинополь пошёл на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом Адальбертом вернулось назад ни с чем. В 960 году в помощь грекам отправилось русское войско, воевавшее на Крите против арабов под руководством будущего императора Никифора Фоки .
Монах Иаков в сочинении XI века « Память и похвала князю Владимиру » сообщает точную дату смерти Ольги: 11 июля 969 года.
Святослав Игоревич
![](/images/005/050/5050677/12.jpg?rand=689372)
![](/images/005/050/5050677/13.jpg?rand=344084)
Около 960 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Он вырос среди дружинников своего отца и первый из русских князей носил славянское имя. С начала своего правления он стал готовиться к военным походам и собирал войско . По мнению историка Б. Д. Грекова , Святослав глубоко включился в международные отношения Европы и Азии. Зачастую он действовал по соглашению с другими государствами, таким образом участвуя в решении задач европейской, и, отчасти, азиатской политики .
Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последними из всех восточнославянских племён продолжали платить дань хазарам. Затем, по сообщениям восточных источников, Святослав атаковал и разгромил Волжскую Булгарию.
В 965 году (по др. данным также в 968/969) году Святослав совершил поход на Хазарский каганат . Хазарское войско во главе с каганом вышло навстречу дружине Святослава, но было разбито. Русское войско взяло штурмом основные города хазар: город-крепость Саркел , Семендер и столицу Итиль . На месте Саркела после этого возникло древнерусское поселение Белая Вежа . После разгрома остатки государства хазар были известны под именем саксинов и уже не играли прежней роли. С этим походом связано и утверждение Руси в Причерноморье и Северном Кавказе, где Святослав победил ясов (аланов) и касогов (черкесов) и где центром русских владений стала Тмутаракань .
В 968 году на Русь прибыло византийское посольство, предложившее союз против Болгарии, тогда вышедшей из повиновении Византии. Византийский посол Калокир от имени императора Никифора Фоки принёс дар — 1500 фунтов золота. Включив в своё войско союзных печенегов Святослав двинулся на Дунай. За короткое время болгарские войска были разбиты, русские дружины заняли до 80 болгарских городов. Своей ставкой Святослав выбрал Переяславец, город в низовьях Дуная . Однако столь резкое усиление Руси вызвало опасения в Константинополе и византийцы сумели убедить печенегов совершить очередной набег на Киев. В 968 году их войско осадило русскую столицу, где находилась княгиня Ольга и её внуки — Ярополк, Олег и Владимир. Город спас подход небольшой дружины воеводы Претича. Вскоре с конным войском прибыл и сам Святослав, прогнавший печенегов в степи . Однако князь не стремился оставаться на Руси. Летописи так цитируют его слова :
Середина моей земли в Переяславце-на-Дунае. Туда сходятся все блага: от греков золото и паволоки, вина и разные овощи, от чехов и угров — серебро и кони, из Руси — меха и воск, мед и рабы.
![](/images/005/050/5050677/14.jpg?rand=845212)
![](/images/005/050/5050677/15.jpg?rand=607360)
Святослав оставался в Киеве вплоть до смерти своей матери Ольги. После этого он разделил владения между сыновьями: Ярополку оставил Киев, Олегу — земли древлян, а Владимиру — Новгород . Затем он вернулся в Переяславец . В новом походе со значительным войском (по разным данным от 10 до 60 тысяч воинов) в 970 году Святослав овладел почти всей Болгарией, занял её столицу Преслав и вторгся в Византию . Новый император Иоанн Цимисхий отправил против него крупное войско. Русское войско, в составе которого были болгары и венгры , было вынуждено отойти в Доростол (Силистрия) — крепость на Дунае. В 971 году оно было осаждено византийцами. В бою у стен крепости войско Святослава понесло тяжёлые потери, он был вынужден пойти на переговоры с Цимисхием. Согласно мирному договору, Русь обязалась не нападать на византийские владения в Болгарии, а Константинополь обещал не подбивать печенегов к походам на Русь .
Воевода Свенельд советовал князю возвращаться на Русь сухопутным путём. Однако Святослав предпочёл плыть через днепровские пороги. При этом князь планировал собрать на Руси новое войско и возобновить войну с Византией . Зимой они были перекрыты печенегами и небольшая дружина Святослава провела голодную зиму в низовьях Днепра. Весной 972 года Святослав предпринял попытку пробиться на Русь, однако его войско было разбито, а сам он убит . По другой версии, гибель киевского князя произошла в 973 году . Из черепа князя печенежский предводитель Куря сделал чашу для пиров .
Владимир Великий и Ярослав Мудрый. Крещение Руси
Правление князя Владимира. Крещение Руси
![](/images/005/050/5050677/16.jpg?rand=966354)
![](/images/005/050/5050677/17.jpg?rand=208034)
После смерти Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, а Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, а сам Олег погиб . Владимир бежал «за море», но вернулся через два года с варяжской дружиной . Во время похода на Киев он покорил Полоцк — важный торговый пункт на западной Двине и взял в жены дочь убитого им князя Рогволода Рогнеду .
В ходе междоусобицы Владимир Святославич отстоял свои права на престол (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь , которые оспаривала Польша . После победы Владимира его сын Святополк взял в жены дочь польского короля Болеслава Храброго и между двумя государствами установились мирные отношения . Владимир окончательно присоединил к Руси вятичей и радимичей . В 983 году он совершил поход на ятвягов, а в 985 году — на волжских болгар .
Добившись единовластия в русской земле Владимир начал религиозную реформу. В 980 году князь учредил в Киеве языческий пантеон из шести разноплеменных богов. Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему. В 986 году в Киев начали прибывать послы из различных стран, предлагавшие Владимиру принять их веру. Ислам предлагала Волжская Булгария, христианство западного образца — германский император Оттон I, иудаизм — хазарские евреи. Однако Владимир остановил свой выбор на христианстве, о котором ему поведал греческий философ. Вернувшееся из Византии посольство поддержало князя. В 988 году русское войско осадило византийскую Корсунь (Херсонес). Византия согласилась на мир, царевна Анна стала женой Владимира . Языческие идолы, стоявшие в Киеве, были низвергнуты, а киевляне крещены в Днепре. В столице была построена каменная церковь, которая стала именоваться Десятинной, так как на её содержание князь дал десятую часть своих доходов . После крещения Руси договоры с Византией сделались уже ненужными, так как между обоими государствами установились более тесные отношения. Эти связи в значительной степени окрепли благодаря церковному аппарату, который византийцы организовали на Руси. Первые епископы и священники прибыли из Корсуни и других византийских городов. Церковная организация внутри Киевской Руси находилась в руках константинопольского патриарха, ставшего большой политической силой на Руси .
![](/images/005/050/5050677/18.jpg?rand=366122)
Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племён — ильменских словен, кривичей, чуди и вятичей. Племенные границы начали стираться, важной стала государственная граница . Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин , повествующих о подвигах богатырей .
Владимир установил новый порядок правления: посадил своих сыновей в русских городах. Святополк получил Туров, Изяслав — Полоцк, Ярослав — Новгород, Борис — Ростов, Глеб — Муром, Святослав — древлянскую землю, Всеволод — Владимир-на-Волыни, Судислав — Псков, Станислав — Смоленск, Мстислав — Тмутаракань . Дань более не собиралась во время полюдья и только на погостах. С этого момента княжеский род со своими дружинниками «кормился» в самих городах и отправлял часть дани в столицу — Киев .
Правление Ярослава Мудрого
После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 году убил своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава . Узнав об убийстве братьев, к походу на Киев стал готовиться Ярослав, правивший в Новгороде. Святополк получил помощь от польского короля Болеслава и печенегов, но в итоге был разбит и бежал в Польшу, где и умер . Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых.
![](/images/005/050/5050677/19.jpg?rand=395129)
После победы над Святополком у Ярослава появился новый противник — его брат Мстислав, к тому времени закрепившийся в Тмутаракани и Восточном Крыму. В 1022 году Мстислав покорил касогов (черкесов), одолев в схватке их предводителя Редедю. Укрепив войско хазарами и касогами, он выступил на север, где подчинил своей власти северян, которые пополнили его отряды. Затем он занял Чернигов. В это время Ярослав обратился за помощью к варягам, приславшим ему сильное войско. Решающая битва произошла в 1024 году у Листвена, победа досталась Мстиславу. После неё братья поделили Русь на две части — по руслу Днепра . Киев и Новгород остались за Ярославом, причём именно Новгород остался его постоянной резиденцией. Мстислав же перенёс свою столицу в Чернигов. Братья поддерживали тесный союз, после смерти польского короля Болеслава они вернули Руси червенские города, захваченные поляками после смерти Владимира Святославича .
В это время Киев временно утратил статус политического центра Руси. Ведущими центрами тогда были Новгород и Чернигов. Расширяя владения, Ярослав предпринял поход на эстонское племя чудь. На завоёванной территории в 1030 году был основан город Юрьев (современный Тарту) .
В 1036 году Мстислав разболелся во время охоты и умер. Его единственный сын умер тремя годами ранее. Таким образом, Ярослав стал правителем всей Руси, кроме Полоцкого княжества. В том же году Киев атаковали печенеги. К моменту прибытия Ярослава с армией варягов и славян они уже овладели предместьями города. В битве у стен Киева Ярослав разгромил печенегов, после чего сделал Киев своей столицей. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя . Затем он заключил в темницу последнего оставшегося в живых брата — Судислава, который правил в Пскове. После этого Ярослав стал единоличным правителем почти всей Руси .
![](/images/005/050/5050677/20.jpg?rand=412659)
![](/images/005/050/5050677/21.jpg?rand=878631)
Правление Ярослава Мудрого (1019—1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов « Русская правда » и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы , что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Развернулось интенсивное каменное строительство. Ярослав активно превращал Киев в культурный и интеллектуальный центр, приняв за образец Константинополь . В это время нормализовались отношения между Русской Церковью и Константинопольским патриархатом. С того момента Русскую Церковь возглавлял митрополит Киевский, посвящаемый в сан патриархом Константинопольским. Не позднее 1039 года в Киев прибыл первый митрополит Киевский Феофан . В 1051 году, собрав епископов , Ярослав сам назначил митрополитом Илариона , впервые без участия константинопольского патриарха . Иларион стал первым русским митрополитом . В 1054 году Ярослав Мудрый скончался.
В городах, древнейшими из которых были Киев , Новгород , Ладога , Смоленск , Полоцк , Изборск , Чернигов , Переяславль , Туров , Ростов , Белоозеро , Плесков (Псков) , Тмутаракань , Муром , Овруч , Владимир-Волынский , и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности (« Повесть временных лет », Новгородский кодекс , Остромирово евангелие , жития ) и архитектуры ( Десятинная церковь , Софийский собор в Киеве и одноимённые соборы в Новгороде и Полоцке ). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты . Русь вела торговлю с южными и западными славянами , Скандинавией , Византией, Западной Европой , народами Кавказа и Средней Азии .
Правление сыновей и внуков Ярослава Мудрого
![](/images/005/050/5050677/22.jpg?rand=185169)
Ярослав Мудрый разделил Русь между сыновьями. Трое старших сыновей получили главные русские земли. Изяслав — Киев и Новгород, Святослав — Чернигов, муромские и рязанские земли, Всеволод — Переяславль и Ростов. Младшие сыновья Вячеслав и Игорь получили Смоленск и Владимир Волынский. Эти владения не передавались по наследству, сложилась система, при которой младший брат наследовал старшему в княжеском роде — так называемая «лествиничная» система . Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства) получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов . При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землёй ( волость ). Определённый князь имел право княжить только в том городе, где княжил его отец, в обратном случае он считался изгоем . Лествичная система регулярно вызывала усобицы между князьями .
![](/images/005/050/5050677/23.jpg?rand=277112)
В 60-е годы XI века в Северном Причерноморье появились половцы. Сыновья Ярослава Мудрого не смогли остановить их вторжение, но побоялись вооружить ополчение Киева. В ответ на это в 1068 году киевляне свергли Изяслава Ярославича и посадили на престол полоцкого князя Всеслава, за год до этого пленённого Ярославичами во время усобицы . В 1069 году с помощью поляков Изяслав занял Киев, однако после этого восстания горожан стали постоянными во время кризисов княжеской власти . Предположительно в 1072 году Ярославичи отредактировали Русскую Правду, существенно её расширив .
![](/images/005/050/5050677/24.jpg?rand=505359)
Изяслав пытался вернуть контроль над Полоцком, но безуспешно, и в 1071 году заключил со Всеславом мир. В 1073 году Всеволод и Святослав изгнали Изяслава из Киева, обвинив его в союзе с Всеславом, и Изяслав бежал в Польшу. Киевом стал править Святослав, сам находившийся в союзнических отношениях с поляками. В 1076 году Святослав умер и князем Киева стал Всеволод. Когда Изяслав вернулся с польским войском, Всеволод вернул ему столицу, удержав за собой Переяславль и Чернигов. При этом без владений остался старший сын Святослава Олег, который начал борьбу при поддержке половцев . Вместе с двоюродным братом Борисом , также претендовавшим на удел на Руси, Олег занял Чернигов. В битве с ними погиб Изяслав Ярославич, и Всеволод вновь стал правителем Руси. Князем Чернигова он сделал своего сына Владимира , рождённого от византийской царевны из династии Мономахов. Борис Вячеславович также погиб в бою, а Олег Святославич укрепился в Тмутаракани. Всеволод продолжал внешнюю политику Ярослава Мудрого. Он стремился укрепить связи с европейскими странами, женив сына Владимира на англосаксонке Гите, дочери погибшего в битве при Гастингсе короля Гаральда. Дочь Евпраксию он выдал за германского императора Генриха IV . Княжение Всеволода характеризовалось раздачей земель князьям-племянникам и формированием административной иерархии .
После смерти Всеволода Киев занял Святополк Изяславич. Половцы направили в Киев посольство с предложением мира, однако Святополк Изяславич отказался от переговоров и схватил послов. Данные события стали поводом для большого половецкого похода на Русь, в результате которого объединённые войска Святополка и Владимира были разбиты , а значительные территории вокруг Киева и Переяславля были разорены. Половцы увели множество пленников. Воспользовавшись этим, сыновья Святослава, заручившись поддержкой половцев, предъявили свои права на Чернигов. В 1094 году Олег Святославич с половецкими отрядами двинулся к Чернигову из Тмутаракани. Когда его войско подошло к городу, Владимир Мономах заключил с ним мир, уступив Чернигов и отправившись в Переяславль . В 1095 году половцы повторили набег, в ходе которого дошли уже до самого Киева, разорив его окрестности . Святополк и Владимир призвали на помощь Олега, княжившего в Чернигове, однако тот проигнорировал их просьбы. После ухода половцев киевские и переяславские дружины овладели Черниговом, а Олег бежал к брату Давыду в Смоленск. Там он пополнил свои отряды и атаковал Муром , который незадолго до этого занял сын Владимира Мономаха Изяслав. Изяслав пал в бою, Муром был занят Олегом. Несмотря на предложение о мире, которое ему отправил другой сын Владимира Мстислав, Олег продолжил поход и овладел Ростовом. Последовавшая за этим война с Мстиславом Владимировичем окончилась поражением Олега в битве у Суздаля , после чего он бежал в Рязань. Владимир Мономах предложил ему мир, на который Олег согласился .
![](/images/005/050/5050677/27.jpg?rand=583155)
![](/images/005/050/5050677/28.jpg?rand=803680)
Мирная инициатива Мономаха нашла продолжение в виде Любечского съезда князей , которые собрались в 1097 году ради решения существующих разногласий. На съезде присутствовали киевский князь Святополк, Владимир Мономах, Давыд (сын Игоря Волынского), Василько Ростиславович, Давыд и Олег Святославовичи. Князья договорились прекратить усобицы и не претендовать на чужие владения . Однако мир продержался недолго. Давыд Волынский и Святополк захватили Василько Ростиславовича и ослепили его. Василько стал первым русским князем, ослеплённым в ходе междоусобиц на Руси . Возмущённые действиями Давыда Волынского и Святополка, Владимир Мономах и Давыд и Олег Святославичи двинулись в поход на Киев. Киевляне выслали им навстречу делегацию во главе с митрополитом, которой удалось убедить князей сохранить мир. Однако на Святополка была возложена задача наказать Давыда Волынского. Тот освободил Василько. Однако на Руси началась очередная междоусобица, переросшая в масштабную войну в западных княжествах . Она окончилась в 1100 году съездом в Уветичах . Давыд Волынский был лишён княжества. Однако для «кормления» ему дали город Бужск. В 1101 году русским князьям удалось заключить с половцами мир .
В 1111 году русские князья во главе с Владимиром Мономахом совершили совместный поход в половецкую степь и разгромили половецкие орды в битве на реке Салница . В 1113 году, после смерти Святополка, киевским князем стал Владимир Мономах. В 1125 году он умер оставив после себя Поучение своим потомкам. Князем стал его старший сын Мстислав Великий , после его смерти в 1132 году Киевская Русь окончательно распалась на самостоятельные княжества.
Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв
![](/images/005/050/5050677/29.jpg?rand=132014)
В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть православных епископов , подчинявшихся киевскому митрополиту . В то же самое время во всех землях были посажены наместниками сыновья Владимира . Теперь все князья , выступавшие удельниками киевского великого князя , были только из рода Рюриковичей . Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов , но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединённых землях, поэтому во времена написания « Повести временных лет » они уже казались пережитком. Князья-Рюриковичи вели ожесточённую борьбу с оставшимися племенными князьями ( Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.
Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире и Ярославе Мудром (затем после перерыва при Владимире Мономахе ). Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.
Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича , дружинникам вместо денежного жалования князь стал давать земли. Если изначально это были города в кормление , то в XI веке дружинники стали получать сёла . Вместе с сёлами, которые становились вотчинами , даровался и боярский титул . Бояре стали составлять старшую дружину . Служба бояр была обусловлена личной верностью князю, а не размером земельного надела ( условное землевладение не получило заметного распространения). Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счёт кормления с княжеских сел и войны. Основной боевой силой в XI веке было ополчение , получавшее на время войны коней и оружие от князя. От услуг наёмной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого .
![](/images/005/050/5050677/30.jpg?rand=195992)
Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину . Число епархий , начиная с 4, росло. Кафедра митрополита , назначаемого патриархом константинопольским , стала находиться в Киеве , а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближённый к Владимиру и его сыну Иларион . Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены . Центром православия становится Киево-Печерский монастырь .
Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом , епископами и игуменами , составлявшими церковный собор . С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча , на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года ).
В XI — начале XII века сформировался первый письменный свод законов — Русская Правда . Наиболее древней его частью считается « Правда Ярослава » (ок. 1015—1016), которая последовательно пополнялась статьями « Правды Ярославичей » (ок. 1072), « Устава Владимира Мономаха » (ок. 1113) и другими текстами. В Русской Правде отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь , холопы , смерды , закупы и рядовичи .
«Правда Ярослава» уравняла в правах « русинов » (княжеских дружинников ) и «словен» (вероятно, новгородцев — « ильменских словен »). Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.
С конца X века на Руси известно собственное монетное производство — серебряные и золотые монеты Владимира I , Святополка , Ярослава Мудрого и других князей.
Распад
![](/images/005/050/5050677/31.jpg?rand=186370)
Первым от Киева обособилось Полоцкое княжество — это произошло уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли оказались под властью троих старших: Изяслава Киевского , Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского (« триумвират Ярославичей »).
С 1061 года (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях) начались набеги половцев , пришедших на смену откочевавшим на Балканы печенегам. В ходе долгих русско-половецких войн южные князья длительное время не могли справиться с противниками, предприняв целый ряд неудачных походов и понеся чувствительные поражения ( битва на реке Альте , 1068, битва на реке Стугне , 1093). Однако в первой четверти XII века русские князья под руководством Владимира Мономаха провели ряд успешных наступлений против половцев, разгромив их на реке Трубеж (1096), реке Сутень (1103) и наконец на реке Салница (1111) в значительной степени неитрализовав половецкую угрозу Руси.
После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого ). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: « Каждый да держит отчину свою ». Таким образом, при сохранении лествичного права , в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это открыло путь к политической раздробленности ( феодальной раздробленности ), так как в каждой земле утверждалась отдельная династия , а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена . Однако это также позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Кроме того, заключались договоры с союзными кочевниками — « чёрными клобуками » ( торками , берендеями и печенегами , изгнанными половцами из степей и поселившимися на южнорусских границах).
![](/images/005/050/5050677/32.jpg?rand=545575)
Во второй четверти XII века Киевская Русь распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого , сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей . Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал « разодралась вся земля Русская ». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав был изгнан из Киева Всеволодом Ольговичем Черниговским .
На протяжении XII—XIII столетий часть населения южнорусских княжеств из-за постоянной угрозы, исходившей из степи, а также из-за непрекращавшихся княжеских усобиц за Киевскую землю переселялась на север , в более спокойную Ростово-Суздальскую землю, называвшуюся также Залесьем или Опольем . Пополнив ряды славян первой, кривицко - новгородской миграционной волны X века , переселенцы с многолюдного юга быстро составили большинство на этой земле и ассимилировали редкое финно-угорское население. О массивной русской миграции на протяжении XII века свидетельствуют летописи и археологические раскопки . Именно на этот период приходится основание и быстрый рост многочисленных городов Ростово-Суздальской земли ( Владимир , Москва , Переяславль-Залесский , Юрьев-Польский , Дмитров, Звенигород, Стародуб-на-Клязьме, Ярополч-Залесский, Галич и др.), названия которых нередко повторяли названия городов происхождения переселенцев. Ослабление Южной Руси также связывают с успехом первых крестовых походов и изменением основных торговых путей.
В ходе двух крупных междоусобных войн середины XII века Киевское княжество утратило Волынь (1154), Переяславль (1157) и Туров (1162). В 1169 году внук Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский послал на юг войско во главе со своим сыном Мстиславом , которое захватило Киев . Впервые город был жестоко разграблен, были сожжены киевские храмы, жители уводились в плен. На киевское княжение был посажен младший брат Андрея . И хотя вскоре, после неудачных походов на Новгород (1170 год) и Вышгород (1173 год) влияние владимирского князя в других землях временно упало, Киев начал постепенно терять, а Владимир — приобретать политические атрибуты общерусского центра. В XII веке кроме киевского князя титул великого стали носить также владимирские князья, а в XIII веке эпизодически также князья галицкий, черниговский и рязанский.
![](/images/005/050/5050677/33.jpg?rand=221408)
Киев, в отличие от большинства остальных княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1203 году он был вторично разграблен смоленским князем Рюриком Ростиславичем , боровшимся против галицко-волынского князя Романа Мстиславича . В битве на реке Калке (1223), в которой участвовали практически все южнорусские князья, произошло первое столкновение Руси с монголами . Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со стороны венгерских и литовских феодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (в 1236 году Ярослав Всеволодович на два года занял Киев, при этом его старший брат Юрий остался княжить во Владимире) и Смоленске (1236—1239). В ходе монгольского нашествия на Русь , начавшегося в 1237 году, в декабре 1240 года Киев был обращён в руины. Его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович, признанный монголами старейшим на Русских землях, а позднее его сын Александр Невский . Они, однако, не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В 1299 году туда же перенёс свою резиденцию киевский митрополит . В некоторых церковных и литературных источниках — например, в высказываниях константинопольского патриарха и Витовта в конце XIV века, — Киев продолжал рассматриваться как столичный город и в более позднее время, однако к этому моменту он уже был провинциальным городом Великого княжества Литовского . С 1254 года галицкие князья носили титул «Король Руси». Титул «великих князей всея Руси» с начала XIV века стали носить владимирские князья.
В советской историографии понятие «Киевскую Русь» распространяли как до середины XII века , так и для более широкого периода середины XII — середины XIII веков , когда Киев оставался центром страны и управление Русью осуществлялось единым княжеским родом на принципах «коллективного сюзеренитета» . Оба подхода сохраняют актуальность и в настоящее время.
Дореволюционные историки, начиная с Н. М. Карамзина , придерживались идеи о переносе политического центра Руси в 1169 году из Киева во Владимир , восходящей к трудам московских книжников, или во Владимир ( Волынь ) и Галич . В современной историографии нет единства мнений на этот счёт. Часть историков считает, что эти идеи не находят подтверждения в источниках . В частности, некоторые из них указывают на такой признак политической слабости Суздальской земли, как малое количество укреплённых поселений по сравнению с другими землями Руси. Другие историки, наоборот, находят в источниках подтверждение тому, что политический центр русской цивилизации переместился из Киева сначала в Ростов и Суздаль , а позднее во Владимир-на-Клязьме .
Примечания
- Васильев А. А. История Византийской империи: от 13 августа 2011 на Wayback Machine
- от 11 марта 2021 на Wayback Machine «Повесть временных лет» в переводе Д. С. Лихачёва ]
- Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). — М.: Аспект-Пресс, 1998. — С. 72.
- Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VІ — первой трети ХІІІ в. — СПб.: Академический проект, 2003. — С. 127—128.
- , с. 65.
- , с. 222.
- ↑ , с. 66.
- , с. 454.
- , с. 226.
- , с. 68.
- , с. 455.
- , с. 29.
- , с. 228.
- , с. 69.
- , с. 24.
- , с. 325.
- ↑ , с. 457.
- , с. 237.
- , с. 72.
- , с. 74.
- , с. 458.
- , с. 238.
- ↑ , с. 75.
- , с. 246.
- ↑ , с. 76.
- , с. 368.
- , с. 208.
- , с. 213.
- , с. 83.
- , с. 212.
- ↑ , с. 84.
- ↑ , с. 460.
- ↑ , с. 462.
- , с. 26.
- ↑ , с. 86.
- , с. 30.
- ↑ , с. 467.
- , с. 463.
- , с. 87.
- , с. 465.
- , с. 88.
- , с. 27.
- , с. 382.
- ↑ , с. 293.
- ↑ , с. 99.
- , с. 384.
- , с. 298.
- , с. 472.
- , с. 300.
- , с. 95.
- , с. 96.
- , с. 478.
- , с. 98.
- , с. 289.
- , с. 473.
- , с. 306.
- , с. 385.
- , с. 97.
- , с. 89.
- ↑ , с. 103.
- , с. 90.
- ↑ , с. 92.
- , с. 93.
- , с. 96.
- , с. 107.
- , с. 111.
- , с. 112.
- , с. 113.
- , с. 101.
- , с. 115.
- , с. 102.
- , с. 103.
- ↑ , с. 116.
- , с. 104.
- , с. 105.
- , с. 106.
- Правда Русская / Под общ. ред. акад. Б. Д. Грекова . М.; Л.: Изд-во АН СССР . Т. III: Факсимильное воспроизведение текстов. 1963.
- от 25 января 2018 на Wayback Machine / Подготовка текста, перевод и комментарии М. Б. Свердлова // Библиотека литературы Древней Руси. [Электронное издание] / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН . Т. 4: XII век.
- от 9 июля 2019 на Wayback Machine в Викитеке .
- Горюнова Е. И. Этническая история Волго-Окского междуречья, с. 36—37; её же. К истории городов Северо-Восточной Руси. — МИА, 1955, Вып. 59, С. 11—18.
- Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной Руси IX—XIII веков. В кн.: Вопросы истории. № 5. 1990
- Третьяков П. Н. // У истоков древнерусской народности. — МИА, 1970. — Вып. 179 . — С. 111—137 . 29 ноября 2010 года.
- Макаров, Н. А. (недоступная ссылка) // Вестник РАН . № 12. 2009
- Овсянников Н. Н. О колонизации в Суздальском крае с точки зрения археологии. В кн.: Труды III Областного историко-археологического съезда. Владимир. 1909, с. 2—9.
- Гліб Івакін от 5 сентября 2008 на Wayback Machine К., 1996
- …после перенесения в 1300 г. митрополичьей кафедры во Владимир-на-Клязьме Киев сохранил за собой номинальное значение религиозного центра всей Руси. Как разъяснял в 1380 г. константинопольский патриарх Нил, нельзя было стать архиереем Руси, «не получив сначала наименования по Киеву, который есть соборная церковь и главный город всей Руси». Примерно так же определяли значение Киева и правители Великого княжества Литовского. Например, Витовт, который на рубеже XIV—XV вв. стремился к усилению политики территориальных приобретений на Руси, отзывался о нём как о «главе всех русских земель». Подчинение Киева власти великих литовских князей должно было «узаконить» их притязания на все территориальное наследство Древнерусского государства
-
Относительно даты распада единого государства существуют разные точки зрения. Часть историков, начиная с
Н. М. Карамзина
, датируют его моментом смерти
Ярослава Мудрого
в 1054 году.
А. Рамбо
сопоставляет Ярослава с
Карлом Великим
, после смерти которого в 843 году и раздела между тремя его внуками прекратила своё существование
Франкская империя
. В советской историографии датой конца Киевской Руси и началом периода политической раздробленности (
феодальной раздробленности
) считался 1132 год — год смерти
Мстислава Великого
.
Рыбаков Б. А.
Киевская Русь и русские княжества XI—XIII вв. — М., 1982. — С. 468.;
Горинов М. М., Горский А. А., Дайнес В. О.
и др.; Под ред. М. Н. Зуева. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в ВУЗы — М.: Высш.шк. — 1994 (рекомендовано к изданию Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию; под эгидой Федеральной целевой программы книгоиздания России
ISBN 5-06-003281-7
); В
БРЭ
Древнерусское государство описывается до 1139 года. Пришедшая ему на смену политическая структура в основных чертах просуществовала до рубежа XIV—XV веков:
К рубежу 14—15 вв. прежняя, унаследованная от домонгольских времён структура, основой которой были княжества-земли, управлявшиеся определёнными ветвями рода Рюриковичей, ушла в прошлое… Большая часть русских земель оказалась поделённой между Великим княжеством Литовским и Московским великим княжеством.
Большая Российская энциклопедия : В 30 т./ Председатель Науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. «Россия». — М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. — 1007 с.: ил.: карт. ISBN 5-85270-326-5 (т. «Россия») ISBN 5-85270-320-6 С. 277—278.
- Ряд советских исследователей вслед за В. Т. Пашуто и Л. В. Черепниным поддержали концепцию т. н. «коллективного сюзеренитета», согласно которой об определённом государственном единстве Руси можно говорить вплоть до момента монгольского нашествия. (Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 76 и др; Черепнин Л. В. К вопросу о характере и форме Древнерусского государства Х — начала XIII в. // Исторические записки. — М., 1972. — Вып. 89. — С. 353—408).
- Войтович Л. В. от 21 июля 2011 на Wayback Machine // Український історичний журнал . — 2003. — № 4 — С. 134—139.
- Платонов С. Ф. Учебник русской истории — СПб.: Наука , 1994. ISBN 5-02-027401-1
- Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь — М.: Наука, 1993. ISBN 5-02-009526-5
- Толочко А. П. История Российская Василия Татищева. Источники и известия. М. — К. , 2005. — С. 411—419.; Горский А. А. Русь от славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. — С. 152—153. Ричка В. М. // Український історичний журнал. — 2006. — № 1. — С. 4—13.
- Сахаров А. Н. Русь на путях к «Третьему Риму». — Тула: Гриф и К, 2010. — С. 8
Литература
- Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М. : Алгоритм, 2012. — 400 с. — ISBN 978-5-699-55146-0 .
- Волков В. А. Войны и дружины Древней Руси. — М. : Прометей, 2016. — 466 с. — ISBN 978-5-9907453-6-0 .
- Горский А. А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства. — М. , 2004.
- Греков Б. Д. / Отв. ред. Л. В. Черепнин , ред. А. Ц. Мерзон. — Л. : Госполитиздат , 1953. — 569 с. — ISBN 978-5-17-025449-1 .
- Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси: Феодальная Русь и кочевники / Ред. Т. Г. Липкина . — М. : Высшая школа , 1967. — 265 с.
- Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII в.). — СПб. : Алетейя, 2000. — 398 с. — ISBN 5-89329-270-7 .
- Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства. — Л. : Издательство Ленинградского Государственного ордена Ленина Университета, 1943. — 430 с.
- Пашуто В. Т. / под ред. В. П. Шушарина . — М. : Наука , 1968. — 473 с. — ISBN 978-5-458-27604-7 .
- Пашуто В. Т. , Флоря Б. Н. , Хорошкевич А. Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. — М. , 1982.
- Петрухин В. Я. Древняя Русь, IX в. — 1263 г. — М. : АСТ, 2005. — 190 с. — ISBN 5-17-028246-X .
- Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков. Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995.
- Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. — М. : ФОРУМ: Неолит, 2013.
- Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М. : Наука, 1982. — 589 с.
- Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. — М. : Академический проект, 2016. — 495 с. — ISBN 978-5-8291-1894-5 .
- Рыбаков Б. А. Рождение Руси. — М. : АиФ Принт, 2004. — 447 с. — (Русь многоликая). — ISBN 978-5-699-55030-2 .
- Тихомиров М. Н. Древняя Русь. — М. : Наука, 1975.
- Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть: учебное пособие. — М. : Русский издательский центр, 2012. — 1088 с. — ISBN 978-5-4249-0005-1 .
- Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Л. , 1974.
- Шефов Н. А. Все войны мира. Древняя Русь. Московское царство. Российская империя. — М. : Вече, 2004. — 464 с. — ISBN 5-9533-0170-7 .
- Franklin S. , . — London—New York: Longman , 1996. — 450 p. — (Longman History of Russia). — ISBN 978-0-582-49090-1 .
- Historical Dictionary of Medieval Russia (англ.) . — Lanham, MD; London: The Scarecrow Press, 2002. — xxxii, 288 p. — (Historical Dictionaries of Ancient Civilizations and Historical Eras, No 5). — ISBN 978-0-8108-6618-8 .
- Martin J. Medieval Russia: 980—1584 (англ.) . — 2nd ed. — Cambridge— … : Cambridge University Press , 2007. — xxvii, 507 p. — (Cambridge Medieval Textbooks). — ISBN 978-0-511-36800-4 .
Ссылки
- . Дата обращения: 9 апреля 2013.
- . Дата обращения: 9 апреля 2013.
- . Дата обращения: 9 апреля 2013.
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/3feb2d8fe13b4e9c3c81de0734257103.jpg)
- 2021-10-11
- 1