Interested Article - Дулебы

Дуле́бы ( церк.-слав. дѹлѣби ) или дудлебы славяне , проживавшие в VI X веках на территории Западной Волыни , Паннонии ( южнославянские дулебы ) и Южной Чехии ( западнославянские дулебы ).

В настоящее время среди учёных нет единого мнения, являются ли дулебы в этих трёх регионах единым племенем или тремя отдельными. Самое позднее упоминание дулебов относится к 907 году .

Название

Дулебы и дудлебы

Восточнославянская форма « дулебы » соответствует западнославянской форме « дудлебы » (южно / восточнославянский переход „ -dl / tl- “ в „ -l- “, например: мыдло мыло , садло сало и др.) .

Происхождение названия

Ян Длугош сообщал легендарную версию происхождения названия племени от имени князя Дулеба , чьё племя стало зваться дулебами :

Были и другие польские князья, а именно Радим и Вятко, один из которых, а именно Радим, обосновался на реке Соже , другой, Вятко, — на реке Оке , дав свои имена землям и народам: от Радима прозвались радимичи (Radziniczanye), от Вятка — вятичи (Wyaticzanye). Те [славяне], которые сели на реке Буг , назвались дулебами (Dulyebyenye) — от князя их Дулеба, после они стали зваться волынянами , а ныне — лучанами .

Существует большое число гипотез о происхождении этнонима *dudlěbi «дулебы» :

  • В. Н. Татищев допускал возможность тождества имени дулебов с названием племени будинов или дудинов из работ Плиния ;
  • одна из гипотез выводит его из германского *deud(a)-laibaz «народное наследство, имущество народа». Однако по мнению О. Н. Трубачёва , в таком случае, в славянский оно бы перешло как *tjudlebi «чулебы»;
  • Р. Нахтигал и Г. А. Хабургаев предполагали происхождение из германского *dudl-eiba «земля волынок, Волынь», причем Нахтигал считал, что этноним « волыняне » — славянская дословная калька германского названия дулебов ;
  • О. Н. Трубачёв выводил его из германского *daud-laiba «выморочное имущество, наследство умершего» и считал, что он происходит из западногерманского ареала, а именно — из Тюрингии ;
  • выводил его из славянского *dudl-eb «жители долин, низин» с корнем dudla «яма, углубление» ;
  • В. Д. Королюк предлагал связь с топонимами на -leben в Саксонии и Тюрингии , в первом компоненте заключавшими имя владельца или предка. Королюк придерживался восточногерманской этимологии, что объясняло миграцию племенного названия дулебов, и относил возникновение этого названия к периоду до раннего Средневековья ;
  • считал, что дулебы это древнегреческие долопы (Δόλοπες), жившие на Эпире ;
  • В. В. Седов разделял западногерманскую этимологию этнонима, рассматривал его как один из праславянских и относил его появление к римскому времени, к ареалу пшеворской культуры ;
  • Р. А. Агеева упоминает наличие версии о происхождении от антропонима типа Detlef ;
  • С. В. Назин считает, что и древнеславянское *dudlébi «дулебы», и венгерское tôtok «славяне» восходят к тюркскому прозвищу *tatli oba « татское , покоренное оседлое племя», которым тюрки-обры называли местных славян .

Обсценное значение

В ряде русских говоров (каширских, курских, орловских, рязанских, владимирских, калужских, воронежских) слово дулеб/дулеп имеет значение «неотёсанный, косой, дурак, глупый, болван, простофиля» .

Прародина

Паннония

Территория аварских поселений с VII по IX века
Местоположение средневековых чешских племён в границах современного государства Чехии

, опираясь на «Золотые копи и россыпи самоцветов» Аль-Масуди , « Повесть временных лет », ряд языковых свидетельств и список названий селений, собранный П. Шафариком , считал, что дулебы происходили из Богемии и Паннонии . , также считает родиной дулебов была Паннония и Богемия, а на Волынь, по его мнению, они распространились лишь в IX веке, в период расширения Чешского княжества при Болеславе I Пржемысловиче . предполагает, что дулебы происходят из Среднего Подунавья, а на Волынь они бежали от аварского гнёта и именно от них самих в «Повесть временных лет» попало предание о том, как обры (авары) мучили дулебов . считает, что дулебы проживали на Дунае — на территории Аварского каганата, так как до составления «Повести временных лет» (начало XII века), память об обрах отражена исключительно в моравских и болгарских исторических памятниках конца IX века, а сказание об обрах в самой «Повести временных лет» подаётся в контексте истории дунайских славян . разделяет мнение, что изначально дулебы жили в Паннонии, а затем, или вследствие расширения аварского влияния или их собственного расселения они появились в Чехии, на Волыни и в Прикарпатье .

Волынь

В. Д. Королюк , Б. А. Рыбаков и Л. В. Войтович предполагали, что прародиной дулебов является Волынь, а вторжение обров дало ход расселению дулебов на запад .

Междуречье Вислы и Одры

Распространение этнонимов «хорваты» и «дулебы» в средние века

А. А. Горский считает, что этот славянский этноним имеет иноязычное происхождение, а значит можно уверенно утверждать, что все его носители имеют общее происхождение . Основываясь на этом тезисе, В. В. Седов предполагал, что славянское племя дулебов уже в римские времена проживало рядом с западногерманскими племенами, в районе Висло - Одерского междуречья, в ареале пшеворской культуры . Позднее в результате широкого расселения славян раннее дулебское племенное образование распалось, и дулебы расселились на Волыни , в Чехии , на Среднем Дунае , между озером Балатоном и рекой Мурой (у Радгоны, то есть современного Радкерсбурга ), а также в верховьях Тисы , и в Хорватии (на Верхней Драве ) . Р. А. Агеева писала, что дулебы существовали уже в начале VII века, входили в состав известных по античным источникам склавенов и сложились рядом с западно-германскими народами, а позднее расселились на Волыни и в правобережной части Среднего Поднепровья .

Язык

С. Л. Николаев , принимающий тезис о волынском происхождении дулебов и отождествлении их племенного союза с лука-райковецкой культурой , считает, что существовал позднепраславянский дулебский диалект ( дулебский праязык ), от которого произошли древневолынский (VIII—XIII века), дреговичский (VIII—XIII века) и древляно-полянский (VIII—XIII века) племенные диалекты. По его мнению, дулебский (припятско-словенский) диалект противопоставлялся сопредельным днестровско-хорватскому, радимичскому и кривичскому диалектам. В то же время, отдельные черты диалекта припятских словен сближает его с диалектом ильменских словен .

Юго-западный диалект на карте чешских диалектов

В настоящее время, (польск.) ( чеш. úsek doudlebský, doudlebské nářečí, doudlebský dialekt ) входит в состав юго-западного чешского диалекта .

Археология

Волынь и Чехия

Ряд исследователей отождествляют с дулебами часть памятников пражско - корчакской культуры , предшественницы луки-райковецкой культуры . В частности, В. В. Седов идентифицировал с дулебами памятники пражской культуры в восточной части её ареала . В таком случае, примечательным кузнечным центром дулебов было Зимновское городище .

Паннония

С. В. Назин считает, что с дулебами следует отождествлять с кестхельскую культуру , так как ареал кестехельских древностей совпадает с территорией, на которой, судя по топонимическим данным, обитали дулебы: между юго-западной частью озера Балатона и рекой Мурой .

История

Сведения о дулебах имеются в « Повести временных лет » начала XII века, которая упоминает их трижды. В VII веке дулебы подверглись аварскому нашествию:

Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женщинам дулебским: бывало когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, или четырех или пять женщин и везти обрина, и так мучили дулебов .

Дулебы (бужане и волыняне) на карте расселения славян и их соседей в конце VIII века

Ниже указано, что дулебы жили на терриории будущих волынян :

И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Бугу и по Днепру и возле Дуная. Было их множество: сидели по Бугу и по Днепру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая скифь» .

В 907 году участвовали в походе Олега на Царьград вместе с другими племенами. Поход закончился заключением выгодного мирного договора .

Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь» .

Арабский географ аль-Масуди сообщал во второй половине X века о племени «Дулаба» с царем «Вандж-Слава». Ряд исследователей видит в этих словах, соответственно, племя дулебов и князя Вацлава (907—935).

Затем следует славянское племя Астабрана, которого царь в настоящее время называется Саклаих; еще племя, называемое Дулаба, царь же их называется Вандж-Слава.

Генетические связи

Дулебская группа

На восточнославянской территории, ранее предположительно населённой дулебами, «Повесть временных лет» упоминает бужан ( волынян ), древлян , полян и отчасти дреговичей . Р. А. Агеева предполагает распад дулебов на отдельные этнографические группы к IX веку . В. В. Седов объединял волынян, древлян, полян и дреговичей в так называемую «дулебскую группу», которая представляла юго-западную ветвь восточных славян и возникла VII—IX веках в результате распада праславянского племенного формирования дулебов . Аналогичной точки зрения придерживались И. П. Русанова , Г. Н. Матюшин , и . Иным названием у других специалистов было «дулебский племенной союз».

Далеминцы

С. В. Назин допускает, что название племени далеминцев (с X века — гломачей) может восходить к названию племени дулебов. По его мнению, в начале слова произошёл переход дл- в гл- ( *dl / *tl gl, kl ; то есть на среднесловацко-нижнелужицкий лад), а в конце корня произошло смешение звуков «б» и «м» (как в паре мусульманин басурман ), то есть цепочка изменения слова выглядела так: дулеб дулебин дулебинец далеминец дломач гломач .

Топонимы

Дулебский топоформант

относит к дулебам (волынянам, древлянам, полянам) и дреговичам топоформант -ичи . Он считает, что предшественником этого форманта был -ице ( -ица/-ицы ) .

Топонимы с корнем «дулеб»

Топонимы и гидронимы с корнями «дулеб», «дулеп», «дудлеб» распространены от Поднепровья через Волынь к Паннонии и Чехии, но определить время и контекст происхождения этих названий крайне трудно :

  • Dulieb — местность в районе Верхней Дравы , упоминаемая в тирольских актах в 1060 году;
  • Duliba — долина в дивосельском Велебите ;
  • Duliba — гора в Боснии ;
  • Du(d)lieb — местность в Каринтии ;
  • Дулебска — поселение у Врбовца в Хорватии ;
  • Дулебка — река в Каринтии ;
  • Дулеба — река, приток Ольсы ;
  • Дулебы — село, которое находится на вышеназванной реке Дулебе;
  • Доудлебы — город в Южной Чехии, упоминаемый Козьмой Пражским среди земель князя Славника;
  • Дудлеба — река в Чехии.

Примечания

  1. Агеева Р. А. / Отв. ред. Э. М. Мурзаев ; АН СССР . М. : Наука , 1990. С. 34.
  2. Этногенез славян по данным топонимии : (историко-географическое исследование) / А. Г. Манаков ; Псковский гос. пед. ун-т им. С. М. Кирова, Псковский ин-т гос. упр. — фил. негос. образовательного учреждения «Санкт-Петербургский ин-т упр. и права», Псковское отд-ние Русского географического о-ва. — Псков : Логос, 2007. 254 с. : ил., табл.; 20 см; ISBN 978-5-93066-053-1
  3. Славянские древности : часть историческая / соч. П. И. Шафарика; пер. с чеш. [и предисл.] О. Бодянского. Изд. 2-е, испр. М. : Унив. тип., 1847. — 20 см. Т. 2, Кн. 1: Т. 2. Кн. 1. — 1847. — VI, 454 с.
  4. . Дата обращения: 3 ноября 2021. 28 марта 2014 года.
  5. Трубачев О. Н. Ранние славянские этнонимы — свидетели миграции славян // Вопросы языкознания. 1974. № 6. С. 52—53.
  6. Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8 т. М.: Ладомир, 1994—1996. Т. 1. С. 411, 425; Т. 4. С. 94, 392.
  7. Хабургаев Г. А. Этнонимия «Повести временных лет» в связи с задачами реконструкции восточнославянского глоттогенеза. М., 1979.
  8. Nahtigal R. Dudleipa (Dudlěba): Dudlěbi — Dulěbi // Slavistična revija. 1951. № 4 (1-2). S. 95—99.
  9. Šimon Ondruš, Studia Academica Slovaca, 3, Bratislava, 1974, 246—247.
  10. Королюк В. Д. Дулебы и анты, авары и готы // Проблемы типологии в этнографии. М.: Наука, 1979. С. 53—59.
  11. Kunstmann H. Die Slawen. Dir Name, ihre Wanderung nach Europe und die Anfänge der russischen Geschichte in historisch-onomastischer Sicht. Stuttgart, 1996. 267 s.
  12. Седов В. В. Происхождение славян и местонахождение их прародины. Расселение славян в V—VII вв. // от 19 ноября 2021 на Wayback Machine . М. : Индрик , 1996. С. 65—66.
  13. Кибинь А. С. От Ятвязи до Литвы: Русское пограничье с ятвягами и литвой в X—XIII вв. 2-е издание. М.: Квадрига, 2014. 274 с.
  14. Назин С. В. . — М. , 2003. — 263 с. 26 июля 2021 года.
  15. Назин С. В. Происхождение славян: реконструкция этнонима, прародины и древнейших миграций. — М. : Грифон, 2017. — 279 с. — ISBN 978-5-98862-328-1 .
  16. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып. 5. С. 147—148.
  17. Вестберг Ф. К анализу восточных источников о Восточной Европе // Журнал Министерства народного просвещения. 1908. Февраль. С. 394—397.
  18. Алимов Д. Е. // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — 2018. — № 2 (24) . 5 августа 2021 года.
  19. Конча С. В. «Дулiбський союз» мiж мiфом i дiйснiстю // Вicник Кïвського нацiонального унiверситету iм. Т. Шевченка. Украïнознавство. 2005. № 9. С. 23—29.
  20. Кибинь Алексей Сергеевич. // Петербургский исторический журнал. — 2017. — № 3 (15) . — doi : . 4 августа 2021 года.
  21. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М.: Наука , 1982. 598 с.
  22. Войтович Л. В. Восточное Прикарпатье во второй половине І тыс. н. э. Начальные этапы формирования государственности // Rossica antiqua: Исследования и материалы. 2006. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. С. 6-39.
  23. Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М.: Языки славянской культуры, 2004. 392 с.
  24. Нидерле Л. Славянские древности. М.: Новый Акрополь, 2010.
  25. Вернадский Г. В. , Древняя Русь. Тверь—М.: Леан, Аграф, 1996. ISBN 5-85929-014-4 .
  26. Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Наука, 1979. 158 с.
  27. Седов В. В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М.: Языки русской культуры, 1999. 312 с.
  28. Николаев С. Л. , Тер-Аванесова А. В., Вокализм полесских говоров в праславянской перспективе. М., 2013.
  29. Николаев С. Л. от 29 сентября 2017 на Wayback Machine // Діалекти в синхронії та діахронії: загальнослов’янський контекст. Тези доповідей міжнародної конференції. Iн-т укр. мови НАН України. Київ: КММ, 2014. С. 365—370.
  30. Николаев С. Л., Абраменко О. А., Тер-Аванесова А. В., Толстая М. Н. Системы соотношения gen. и dat.-loc. a-основ в восточно­сла­вянских языках: сравнительно-исторический аспект // Исследования по славянской диалектологии. [Вып.] 16: Грамматика славянских диалектов. Механизмы эволюции. Утраты и инновации. Историко-типологические явления. М., 2013.
  31. Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова ) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН . ИРЛИ ; Под ред. Д. С. Лихачёва , Л. А. Дмитриева , А. А. Алексеева , Н. В. Понырко. СПб. : Наука , 1997. Т. 1 : XI—XII века. ( Ипатьевский список «Повести временных лет» на языке оригинала и с синхронным переводом). от 5 августа 2021 на Wayback Machine , публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
  32. Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование. — Москва: Языки славянской культуры, 2002. — (Studia Historica). — ISBN 5-94457-065-2 .
  33. Русанова И. П. Славянские древности VI—VII вв. — Москва: Наука, 1976.
  34. Матюшин Г. Н. Археологический словарь. — М. : Просвещение , 1996. — ISBN 5-09-004958-0 .
  35. , Славянская энциклопедия. — Олма-Пресс, 2004. — ISBN 5-224-02249-5 .
  36. Манаков А. Г. На стыке цивилизаций: этнокультурная география Запада России и стран Балтии. Псков: ПГПИ, 2004. 296 с.
  37. Войтович Л. В. от 17 августа 2021 на Wayback Machine // Русин. 2010. № 3.

Ссылки

Источник —

Same as Дулебы