Колыбельная Джимбо
- 1 year ago
- 0
- 0
Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка ; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии .
Один из древнейших жанров фольклора . В традиционной народной культуре колыбельная песня могла выполнять магическую охранную функцию (например, изображали смерть ребёнка, чтобы защитить его от реальной смерти) . В основном колыбельную поёт мать своему ребёнку. У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
Колыбельные песни обнаруживают стилистическое сходство с обрядовыми жанрами музыкального фольклора , в первую очередь с плачами .
В данном жанре сохранились элементы заговора - оберега . Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. У сербов считалось, что колыбельные песни защищают ребёнка от порчи. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота. Кот (кошка), как и заяц, оказывает благотворное влияние на сон. Поэтому образ кота часто встречается в детских колыбельных песнях.
Вы коты, коты, коты,
У вас жёлтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.
Лес в русских колыбельных песнях выступает как опасное место, куда грозят унести ребенка:
…Придет серенький волчок,
Хватит Нину за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Там волки воют…
Поскольку повсеместно считается, что ребенок растёт во сне, тема роста оказывается одной из основных в колыбельных песнях: ср. «Уж ты спи по ночам, Ты расти по часам».
Для традиционной казахской колыбельной типичны пожелания ребёнку на будущее, например: «Будешь ли ты батыром , будешь ли ты кузнецом, будешь ли ты красноречивым мудрецом…»