Interested Article - Пастораль

Сельский концерт . Ок. 1509. Картина приписывается Джорджоне или Тициану

Пастора́ль ( фр. «пастушеский, сельский») — жанр в литературе , живописи, музыке и в театре , поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:

Пастораль в античной литературе

Миниатюра на сюжет из III книги поэмы Вергилия « Георгики » из рукописи Vergilius Romanus . V в. н. э.

Исидор Севильский писал:

«Многие полагают, что буколическая, то есть пастушеская, поэзия (bucolicum carmen) впервые сложилась у сиракузских пастухов, а некоторые думают, что в Лакедемоне. Ведь когда персидский царь Ксеркс вступил в Грецию, то спартанские девушки в страхе перед врагом не осмелились ни выйти из города, ни отправить послов, но, согласно обычаю, они устроили сельский хор в честь Дианы: дабы не нарушить обряда, толпа пастухов прославляла царя импровизированным пением. „Буколическим“ же оно названо от слова „бык“, несмотря на то что в нем речи преимущественно овчаров и козопасов перемежаются песнями» .

Согласно Элиану , родоначальником буколической поэзии был Стесихор , однако ни строчки из этого жанра у Стесихора не сохранилось.

Древнейшим представителем жанра пасторали считаются идиллии греческого поэта Феокрита , жившего в III в. до н. э. Феокриту подражали греческие поэты александрийской эпохи Бион и Мосх , римский поэт Вергилий , эклоги которого проникнуты не только пасторальной, но и политической тенденцией: главной их целью было прославление Августа .

Частью пасторальной топики надолго стали имена персонажей: Мирсон, Ликид, Галатея, Дафнис, Меналк, Комат, Аминт и др. Многие из них вошли впоследствии в римскую литературу (эклоги Вергилия), а также в пасторали новой европейской литературы.

К I веку н. э. относится новелла греческого софиста и философа Диона Хризостома . Хотя в этой новелле действующими лицами являются не пастухи, а охотники, тем не менее пасторальная тенденция выступает весьма ярко. Автор показывает, что деревенские бедняки не только счастливее, но и щедрее, добрее к ближнему, чем утопающие в роскоши городские богачи. Под влиянием новеллы Диона был написан знаменитый пастушеский любовный роман « Дафнис и Хлоя », приписываемый греческому писателю II века н. э. Лонгу .

Древнейший памятник пасторальной поэзии на Западе Европы — «Амето» Боккаччо ( 1340 ); это нечто среднее между романом и драмой. Элемент античный — нимфы , дриады , поэтические состязания пастухов и т. п. — сливается здесь с элементом христианско-аллегорическим, возникшим под влиянием Данте и превратившим здоровую юношескую любовь Амето в идеальное поклонение и спиритуалистический восторг.

Пастораль в европейской литературе

«Аркадия»

Хотя в Амето описывается быт пастухов и охотников, но простая жизнь не противополагается жизни искусственной, городской. Наоборот, пасторальная тенденция сквозит в каждой строчке «Аркадии» Якопо Саннадзаро ( 1541 ). Автор откровенно высказывает её в предисловии, уверяя читателей, что лесные птицы, щебечущие в тени зелёных листьев, более пленяют наш слух, чем их городские сёстры, сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечно выше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах и т. д. Саннадзаро ведёт рассказ от своего имени и повествует, как, гонимый несчастной любовью, он удалился в Аркадию и нашёл, на вершине горы Партения, прелестную долину, куда ежедневно сходились окрестные пастухи, упражнялись в стрельбе из лука, в метании копья, пели, танцевали, а по праздникам устраивали между собой поэтические состязания. Описание этих развлечений и составляет содержание и главный интерес романа. Разговоры пастухов слишком утонченны и совершенно не соответствуют их простому быту: они кажутся не настоящими пастухами, а переодетыми в платье пастухов дилетантами пастушеской жизни.

Несмотря на это, «Аркадия» имела громадный успех, выдержала в Италии в течение XVI века около 60 изданий и была переведена на многие европейские языки. Её очень хорошо знал Шекспир , заимствовавший оттуда имя Офелии.

В Италии влияние Аркадии особенно заметно в двух драматических пасторалях: «L’Aminta», Торквато Тассо ( 1583 г.) и «Pastor Fido», Гварини ( 1590 г.); в Испании «Аркадия» послужила образцом самому популярному пасторальному роману — « Диане » Хорхе де Монтемайора. Под влиянием «Аркадии» и «Дианы» с одной стороны и рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою « Аркадию » ( 1590 ) Филип Сидни . Его поэма стала любимой книгой мечтательных душ, искавших в ней забвения от земных страданий. Карл I перед казнью почти не выпускал из рук книги Сидни и любил читать своим приближённым поэтическую молитву заключенной в темницу Памелы, несчастья которой напоминали ему его собственные.

«Аркадия» Сидни была родоначальницей пасторального романа в Англии и вдохновила собой пасторальные романы Грина и Лоджа , послужившие источником для Шекспира ; оттуда заимствовал Шекспир эпизод о Глостере и его сыновьях в « Короле Лире ». Характеристике завистливого человека в «Аркадии» подражал Ричард Стиль в своём известном эпизоде о «Зависти»; несчастья Памелы и самое её имя были перенесены Ричардсоном в его знаменитый роман «Памела».

«Астрея»

В 1610 г. вышел в свет вдохновленный «Дианой» Монтемайора лучший из французских пасторальных романов — « Астрея » Оноре д’Юрфе .

Успех этого романа был велик: в пастухах и пастушках «Астреи» узнавало себя тогдашнее французское образованное общество. В 1616 г. вышла вторая часть романа, а в 1619 г. третья. Имя главного героя «Астреи», Селадона , сделалось в обществе нарицательным именем нежного и послушного любовника. Поклонники «Астреи» отправлялись в Форез — место действия романа — с тем, чтобы прочесть его среди обстановки, вдохновлявшей автора.

Слава «Астреи» не ограничивалась одной Францией : в 1624 г. д’Юрфе получил из Германии послание, подписанное 12 немецкими принцами и принцессами, которые приняли имена героев и героинь «Астреи», устроили на манер собраний, описанных в романе, Академию истинных любовников и просили автора принять в этой академии имя Селадона, так как никто из них не чувствовал себя достойным носить его.

Угасание

В XVII веке пасторальный роман во Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым. Пасторальные темы затрагиваются в этот период лишь драматическими произведениями. В XVIII веке упадок жанра продолжается; единственными значимыми произведениями являются идиллии «Цюрихского Феокрита» Гесснера и некоторые стихотворения Андре Шенье . В XIX веке пасторальный жанр выходит из моды и практически прекращает своё существование, поскольку поэзия, помимо художественности, стала ставить себе широкие общественные задачи.

Пасторальная живопись

Семён Щедрин . Пейзаж в окрестностях Петербурга, XVIII в.

Пастораль в музыке

Пасторали писали многие авторы — композиторы эпохи барокко , такие как Доменико Скарлатти , Франсуа Куперен , Антонио Вивальди . Известна и по сей день часто исполняется написанная в 1728 году Пастораль фа мажор (BWV 590) Иоганна Себастьяна Баха — одна из вершин творчества гения. Это единственная Пастораль, написанная Бахом. Неизвестно, почему Бах лишь один раз обратился к этому жанру. Писал Пасторали и самый известный из сыновей Иоганна Себастьяна Баха — Карл Филипп Эммануил Бах (1714—1788).

П. И. Чайковский включил в оперу «Пиковая дама» пастораль «Искренность пастушки».

Пастораль на сцене

В 1666 году Жан Батист Поклен , более известный как Мольер, написал и поставил героическую пастораль под названием «Мелисерта». Эту пастораль Мольер готовил специально для декабрьских королевских празднеств, проходивших при Людовике XIV .

Пастораль в искусстве XX века

См. также

Примечания

  1. Etymologiarum libri, I, 39.
  2. Пёстрые рассказы, 10, 18.

Литература

Источник —

Same as Пастораль