Interested Article - Сталин и религия

И. В. Сталин, 1945

Отношение Иосифа Сталина к религии менялось со временем. В то же время, его отличала последовательность в части преследования прагматических целей выживания и экспансии коммунистического режима. Некоторым исследователям отношение Сталина к религии представляется неоднозначным.

Стихотворения Сталина и его религиозность

Целый ряд современных зарубежных и отечественных учёных привлекают стихотворения Иосифа Джугашвили, созданные им в 1895—1896 года и опубликованные в грузинской прессе этих лет для анализа взглядов юного Сталина на религию. Так, Профессор Оксфордского университета Рональд Фрэнсис Хингли в книге «Сталин: Человек и Легенда» (1974) писал, что, если приписываемые Сталину стихотворения действительно принадлежат ему, то они выдают «сентиментальность, которая редко присутствует где-либо ещё в его суровой карьере». Также в них присутствуют отдельные призывы к Всевышнему, что предполагает его верность идеологии, от которой он впоследствии отрёкся или даже никогда не принимал .

Старший научный сотрудник Института российской истории РАН , кандидат исторических наук Игорь Курляндский , основываясь на архивных данных ( РГАСПИ . Ф. 558. Оп. 4. Д. 665. Л. 17 ), в монографии «Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства 1922—1953 гг.)» (2011) приписывает юному Иосифу Джугашвили ещё одно стихотворение, сохранившееся только в рукописи, поэтому проигнорированное другими исследователями. Оно написано, по словам автора монографии, во время проживания в Гори . Это — четверостишие под названием « Коле Кавсадзе ». В нём, по мнению Курляндского, звучит «уникальный для Иосифа мотив церковного заступничества». Упоминаемая в тексте стихотворения «Гардживари» — церковь вблизи родного города Джугашвили Гори .

Свидетельства расположения Сталина к христианской церкви

Историк Р. А. Медведев приводит высказывание Сталина об антирелигиозной литературе как о «макулатуре» . В то же время и Ленин , как рассказывала Н. К. Крупская , неоднократно говорил ей о вреде «поверхностной, наскокистой антирелигиозной пропаганды» .

Со ссылкой на решения XII съезда РКП(б) , Сталин издал 16 августа 1923 года циркулярное письмо № 30 « Об отношении к религиозным организациям » всем губернским комитетам РКП(б) с требованием запретить закрытие церквей « по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации », а также за неуплату налогов, аресты « религиозного характера », если они не имеют связи с контрреволюционными деяниями. В циркуляре имели место предостережения от гонений на верующих, поскольку « гонения только укрепляют религиозные предрассудки ». 14 ноября 1936 года постановлением Комитета по делам искусств за глумление над Крещением Руси была запрещена пьеса Демьяна Бедного «Богатыри», поставленная в московском Камерном театре режиссёром Александром Таировым . В пьесе былинные богатыри выступали в роли жандармской охранки; Владимир Святой к концу спектакля принимал образ царя-держиморды. О том, что эта пьеса была запрещена не без указания Сталина, свидетельствует тот факт, что за несколько лет до этого (12 декабря 1930) в письме Демьяну Бедному Сталин подверг критике его уничижительные высказывания о русском народе. Сталин обращал внимание на то, что Бедный фактически изображает Россию как «сосуд мерзости и запустения», представляет «лень и стремление сидеть на печке, как национальную черту русских». Сталин назвал подобные высказывания Демьяна Бедного «клеветой на наш народ».

Свидетельства неприятия и противления религии

Существует расхожее мнение о том, что Сталин якобы воздерживался от негативных высказываний по религиозному вопросу. Известный историк Игорь Курляндский в своей книге «Сталин, власть, религия» приводит ряд таких высказываний. Некоторые из них (в сильно отредактированном виде) попали в газеты и в собрание сочинений Сталина, другие — нет (Курляндский приводит их тексты из неправленных стенограмм). Так, например, на встрече с рабселькорами 4 декабря 1928 года (стенограмма не публиковалась) Сталин выражал своё восхищение проведенной в 1922 году кампанией по изъятию ценностей у церкви в связи с голодом и умелым сталкиванием церкви и голодающих:

«Нам удалось противопоставить религиозным стремлениям попов нужды рабочего населения. Вот имеются драгоценности в церкви, нужно их изъять, продать и купить хлеба. Чувства голода, интересы голода противопоставили религиозным стремлениям попов. Это была ловкая постановка вопроса. Это не против по теоретическим соображениям на попов пошли, а на основе голода, недорода, неурожая в стране. Драгоценности в церкви, дайте их, накормим людей, и против этого крыть нечем, возражать нечего, даже самому верующему человеку, — голод» . [ неавторитетный источник ]

С другой стороны, 15 мая 1932 года в СССР была объявлена кампания, официальной целью которой провозглашалось полное искоренение религии в стране к 1 мая 1937 года . К 1939 году количество храмов, продолжающих функционировать в СССР, сократилось до нескольких сотен, а епархиальные структуры были полностью уничтожены. В ходе Большого террора с личной санкции Сталина был расстрелян архиепископ Питирим (Крылов) [ неавторитетный источник ]

Переход к «новому курсу» по отношению к религии

В выступлении по радио 3 июля 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны Сталин, помимо обращений «Товарищи», «Граждане» использовал обращение «Братья и сёстры», в чём кто-то [ кто? ] усматривает религиозный подтекст .

Военная ситуация подтолкнула советскую власть к изменению религиозной политики: с одной стороны, нужно было что-то противопоставить немецкой пропаганде, направленной на верующих, и активному открытию храмов (не только православных) на оккупированных территориях, с другой — патриотическая позиция практических всех религиозных объединений на контролируемой советскими властями территории позволяла последним рассчитывать на материальную и политическую поддержку со стороны первых (что впоследствии оправдалось), с третьей — оказавшись в неожиданной коалиции с западными союзниками , СССР больше не мог полностью игнорировать озабоченность западных демократий насчёт прав верующих в СССР.

В октябре 1941 года Патриархии и иным религиозным центрам было предписано централизованно покинуть Москву.

В феврале 1942 Патриархия смогла возобновить издательскую деятельность, а в пасхальную ночь того же года (как и последующих военных годов) в нескольких крупных городах, включая Москву и Ленинград, было разрешено проведение крестных ходов , для чего были отменены комендантские часы .

В годы войны Сталин регулярно отвечал на телеграммы религиозных деятелей разных конфессий, рапортовавших ему о пожертвованиях в Фонд обороны. Эти телеграммы широко публиковались в газетах. Всего за годы войны православными верующими и духовенством было собрано для Фонда обороны более 300 млн рублей, не считая пожертвованных материальных ценностей.

К началу освобождения Украины в январе 1943 года, на территории которой в годы оккупации произошло бурное религиозное возрождение, по вышеупомянутым причинам сложились обстоятельства для начала легализации РПЦ. 5 января митрополит Сергий в телеграмме попросил Сталина открыть Патриархии банковский счёт для централизованного внесения собранных средств, на что тот согласился . Таким образом процесс легализации был запущен.

Начиная с весны 1943 года в руководстве страны обсуждались варианты проведения нового курса в религиозной политике, руководство процессом предполагалось поручить органам госбезопасности, но открытый контроль ГБ за церковью сильно ударил бы по репутации советского правительства, поэтому было решено учредить формально самостоятельный орган при Совнаркоме .

Параллельно в то же время Наркоматом госбезопасности готовилась встреча Сталина с руководством Московской Патриархии, в ходе которой он мог бы продемонстрировать «заботу о верующих и духовенстве». Она состоялась 4 сентября 1943 года, подробнее см. .

В итоге «перемены курса» за пять последующих лет (1944—1948) на территории СССР, где к началу Второй мировой войны оставалось, по разным данным, от 150 до 400 действующих приходов, были открыты сотни храмов и даже один монастырь — Троице-Сергиева лавра . Были зарегистрированы как «фактически действующие» и тысячи храмов, открытых самими верующими на оккупированных территориях; количество православных общин (включая «воссоединившиеся» униатские) дошло, по некоторым сведениям, до 22 тысяч. Подавляющая часть находившегося в лагерях духовенства была освобождена из заключения. Прекратились прямые гонения на верующих со стороны « Союза воинствующих безбожников ». Государство фактически прекратило поддержку обновленческих структур, которые к 1946 году полностью ликвидировались.

Но с осени 1948 года, после проведения в Москве Совещания глав и представителей православных Церквей, итоги которого были разочаровывающими с точки зрения продвижения внешнеполитических интересов Кремля, прежняя репрессивная политика была в значительной мере возобновлена [ источник не указан 425 дней ] .

Встречи Сталина с высшими религиозными деятелями

Согласно записке офицера НКГБ Г. Г. Карпова , 4 сентября 1943 года Сталин (присутствовали также Карпов и В. М. Молотов ) принял митрополитов Сергия (Страгородского) , Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) ; в ходе беседы было принято решение об избрании Патриарха , открытии духовных учебных заведений; согласовано решение о создании органа для взаимодействия РПЦ с правительством — Совета по делам Русской православной церкви при СНК. В ответ на поднятую митрополитом Сергием тему о преследовании духовенства, о необходимости увеличения числа приходов, об освобождении архиереев и священников, находившихся в ссылках, тюрьмах, лагерях и о предоставлении возможности беспрепятственного совершения богослужений, свободного передвижения по стране и прописки в городах — Сталин тут же дал поручения «изучить вопрос». Он, в свою очередь, предложил Сергию подготовить списки священников, находящихся в заточении. 27 октября 1943 года Патриарх Сергий представил список из 26 имён (24 епископа, 1 архимандрит и 1 протоиерей) . Из этого списка лишь один священнослужитель не был расстрелян — епископ Николай (Могилевский) , но и он ещё более полутора лет оставался в заключении. В качестве резиденции Патриарху было предоставлено здание бывшей резиденции послов Германии в СССР ( Чистый переулок , д. 5).

10 апреля 1945 года Сталин принял новоизбранного Патриарха Алексия , митрополита Николая и протопресвитера Николая Колчицкого [ уточнить ] . На ней шла речь прежде всего о задачах Патриархии в области международных отношений (запись беседы остаётся неопубликованной) [ источник не указан 425 дней ] .

19 апреля 1945 года состоялся приём Сталиным Генерального викария Эчмиадзинского Католикосата митрополита Геворга (Чеорекчяна) . Сталин дал поручение оказать необходимую помощь Эчмиадзину в проведении церковного Собора; на письменное Обращение, которое включало в себя просьбы о возвращении верующим церковных зданий, имущества, реликвий, разрешении выезда церковных делегаций за границу и открытии банковского счета наложил резолюцию в одно слово: «Согласен». [ источник не указан 425 дней ]

О возможной религиозности Сталина

Существует множество мифических сказаний о якобы имевшем место прибегании Сталина к молитвенной помощи Церкви во время войны, но никаких серьёзных документов, которые бы подтверждали это, нет . В статье православного историка Сергея Фомина «Война, Церковь, Сталин и митрополит Илия » по этой теме содержатся, в числе прочего, следующие сведения:

Наконец, есть известие, что зимой 1941 г. «изрядно смутившийся Сталин [...] призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин».

(в этом же источнике говорится также о том, что «в 1942-м самолёт с Казанской иконой Пресвятой Богородицы облетел Сталинград — факт, который подтвердил в беседе с писателем Юрием Бондаревым маршал Г. К. Жуков» ) . Авторы фильма «История России. XX век» упоминают также блокадный Ленинград : «Молебны были. Это зафиксировано. Был и облёт Сталинграда с Казанской иконой. Это также подтверждено. И это позволяет обоснованно предположить, что воздушные крестные ходы также состоялись и в Ленинграде, и в Москве» . Однако конкретных ссылок на источники, свидетельства очевидцев или архивы, подтверждающие их версию, они не дают.

Изменение политики в отношении РПЦ вызывает многочисленные споры в среде исследователей. Высказываются версии от преднамеренного использования Сталиным церковных кругов для подчинения себе народа , до мнений, что Сталин оставался тайно верующим человеком . Последнее мнение содержится в рассказе Артёма Сергеева , воспитывавшегося в доме Сталина . Также, по воспоминаниям телохранителя Сталина Юрия Соловьёва, Сталин молился в церкви в Кремле, которая находилась по пути в кинозал. Сам Юрий Соловьёв оставался вне церкви, но мог видеть Сталина через окно . По свидетельству внука Сталина А. В. Бурдонского , Сталин исповедовался . «Священника трясли при Хрущёве со страшной силой, но он ничего не сказал», — утверждает Бурдонский . В некоторых источниках православно-монархического толка называется и имя священнослужителя, по легенде, исповедовавшего Сталина, — митрополит Николай (Ярушевич) . Православная газета «Вечный зов» приводит свидетельство бывшего секретаря Боржомского райкома партии Д. Ломошвили, который сообщил о разговоре Сталина с матерью, в котором он по её требованию поклялся в том, что «не убивал царя» и перекрестился .

По мнению многих исследователей, реальная подоплёка временного изменения репрессивной политики в отношении Церкви объяснялась соображениями преимущественно внешнеполитической целесообразности. ( См. статью История Русской Церкви )

См. также

Примечания

  1. Hingley R. // Joseph Stalin: Man and Legend. — New York: SMITHMARK Publishers Inc., 1974. — P. 13. — 482 p. — (Leaders of Our Time). — ISBN 0-8317-5869-4 .
  2. , с. 645.
  3. Курляндский И. А. Вместо введения. К вопросу о духовном образовании Сталина // Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государствав 1922—1953 гг.). — М. : Кучково поле, 2011. — С. 21. — 720 с. — ISBN 978-5-9950-0150-8 .
  4. Медведев Р. А. от 23 июля 2009 на Wayback Machine // Люди и книги. Что читал Сталин? Писатель и книга в тоталитарном обществе. — М.: Права человека, 2005. — 364 с. — ISBN 5-7712-0284-3 /
  5. Крывелёв И. А. // Вестник АН СССР . — 1962. — № 4 . — С. 44—50 . 22 февраля 2014 года.
  6. 1923 — И. В. Сталин подписал циркулярное письмо ЦК РКП(б) № 30 «Об отношении к религиозным организациям». В циркуляре говорилось: «ЦК предлагает всем организациям партии обратить самое серьёзное внимание на ряд серьёзных нарушений, допущенных некоторыми организациями в области антирелигиозной пропаганды и, вообще, в области отношений к верующим и к их культам». Циркуляр запрещал закрытие церквей «по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации», за неуплату налогов, аресты «религиозного характера», если они не связаны с контрреволюционными деяниями. Циркуляр предостерегал от гонений на верующих, так как «гонения только укрепляют религиозные предрассудки». — от 14 января 2014 на Wayback Machine // Православие.ру
  7. от 14 января 2014 на Wayback Machine // Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922—1925 гг. — М. — Новосибирск, « Российская политическая энциклопедия » ( РОССПЭН ), « », 1997. — С. 414—418
  8. Громов Евгений. Сталин. Власть и искусство. — М. : Республика , 1998. — С. 166. — ISBN 5-250-02598-6 .
  9. Курляндский И. А. — Сталин, власть, религия. Москва. Кучково поле. 2011. ISBN 978-5-9950-0150-8
  10. РГАСПИ Ф.558. Оп.11 Д.1112 Л.115. Цит. по Курляндский И. А. — Сталин, власть, религия. Москва. Кучково поле. 2011. ISBN 978-5-9950-0150-8 С.85-86
  11. . Дата обращения: 5 апреля 2014. 10 августа 2017 года.
  12. . Дата обращения: 23 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  13. . Дата обращения: 30 января 2020. 21 января 2020 года.
  14. 24 декабря 2013 года. // Русские патриархи XX века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. — М.: РАГС , 1999. — С. 283—291.
  15. Приём тов. И. В. Сталиным Митрополита Сергия, Митрополита Алексия и Митрополита Николая. // Известия Советов депутатов трудящихся СССР : газета. — 5 сентября 1943. — № 210. — С. 1 ( коммюнике сообщало о приёме и решении о избрании Патриарха и образовании Священного Синода).
  16. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь и советское государство в 1943—1964 годах. — СПб., 1995. — С. 116.
  17. (недоступная ссылка)
  18. Кураев А. В. , диакон от 14 января 2014 на Wayback Machine (отрывки из книги «Церковь и мир»)// . — № 5. — 2005.
  19. Платонов П. // Россия в красках. 2006
  20. Фомин С. В. : от 5 ноября 2013 на Wayback Machine
  21. от 2 августа 2019 на Wayback Machine — копия фильма на YouTube
  22. Эдвард Радзинский . от 19 июля 2010 на Wayback Machine
  23. Якунин Г. от 9 марта 2009 на Wayback Machine // На пути к свободе совести. — М.: Прогресс , 1989
  24. Ерёмина В. М. Новейшая история Русской Православной Церкви : курс лекций. — М.: Росс. православ. ун-т , 2002.
  25. Дата обращения: 19 марта 2010. 5 ноября 2013 года.
  26. Артём Сергеев от 19 января 2018 на Wayback Machine // « Завтра » № 17 26 апреля 2006
  27. Erik Friedler, Natalia Kasperovich, Alexej Pimanov Der Kreml, Im Herzen Russlands. // NDR , 2005
  28. Светлова Е. от 3 апреля 2010 на Wayback Machine // Московский комсомолец , 16 марта 2010
  29. . Русская линия . Дата обращения: 6 декабря 2013. 11 декабря 2013 года.
  30. от 5 ноября 2013 на Wayback Machine // Газета «Вечный зов» № 9 (119), сентябрь 2008

Литература

  • Сарнов, Б. М. . — М. : Эксмо , 2008. — 832 с. — ISBN 978-5-699-24794-3 .
  • Фирсов С. Л. Небожественная комедия. «Православный» сталинизм: к истории появления и развития одной социальной болезни // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. 2020. — № 4 (93). — Октябрь-Декабрь. — С. 183—262.
  • Галкин А. К. // Вестник Свято-Филаретовского института. — 2023. — № 45 . — С. 91-119 . — doi : .
Источник —

Same as Сталин и религия