Interested Article - Бао Чжэн

Бао Чжэн ( кит. упр. 包拯 , пиньинь Bāo Zhěng ; 999 — 1062) — китайский государственный деятель и судья времён эпохи империи Сун . Известен как прообраз мудрого, справедливого и неподкупного судьи Бао, главного героя ряда литературных произведений.

Биография

Бао Чжэн родился в уезде Хэфэй области Лучжоу (сейчас эти места относятся к уезду Фэйдун провинции Аньхой ). Он прилежно учился и успешно сдал государственные экзамены в 1027 году, получив высшую степень сановника — цзиньши . Был назначен магистратом уезда Цзяньчан , но предпочёл росту по карьерной лестнице возможность остаться ухаживать за престарелыми родителями (за что его впоследствии почитали как пример сыновней почтительности ). Лишь после их кончины он в 39-летнем возрасте направлен в близлежащий город, где и снискал славу справедливого судьи. Затем в 1040 году его отправили магистратом на юг, в район Дуаньчжоу , где он раскрыл злоупотребления своих предшественников.

После назначения имперским цензором в 1044 году предоставил императору Жэнь-цзуну по крайней мере 13 меморандумов с предложениями по военным, налоговым и экзаменационным реформам. В 1045 году отправлен посланником к династии Ляо . С 1057 по 1058 годы был префектом Кайфэна , тогдашней столицы империи Северная Сун . Будучи также министром финансов, он вёл скромную жизнь.

Во время своей службы, поднявшись до высших должностей империи, он сумел снизить налоги и проводил социально-ориентированную, либеральную политику. Бао был очень популярен в народе. Провёл немало судебных процессов против чиновников-расхитителей и коррумпированных госслужащих, в том числе и аристократического происхождения или даже родственников императора, причём не колеблясь приговаривал особо виновных к смертной казни . Он добился увольнения ряда некомпетентных чиновников, получивших свои назначения по принципу непотизма — включая дядю любимой наложницы императора.

Во время наводнения в Кайфыне преодолел сопротивление влиятельных семей, чьи незаконно построенные у реки сады и павильоны вызвали затопление, и добился их демонтажа, чтобы побороть воду. Бао Чжэн вершил правосудие, невзирая на лица, — когда на его дядю-правонарушителя поступила жалоба в суд, приговорил того к 100 ударов палками.

В религии

Могила Бао Чжэна в Хэфэе

После смерти Бао Чжэн был обожествлён как Бао-гун («князь Бао» или «владыка Бао») и приравнен к Гуань Юю . При проведении особо сложных расследований его духу приносились жертвы, также ему молятся с целью вынесения благоприятного приговора. Изображается с чёрным лицом (этот цвет считается символом неподкупности) и в некоторых легендах даже упоминается его чудесное рождение, связанное с черноликим духом Куй-сином .

Впоследствии появились предания о его сошествиях в подземное царство ( Диюй ) для расследования преступлений, совершённых на земле, и он стал почитаем и как один из судей загробного мира, наказывающий там духов. Несколько городов Китая объявили Бао Чжэна своим городским богом-покровителем.

Главный мемориальный храм Бао Чжэна находится на его родине, в центре города Хэфэй.

В художественной литературе

Судья Бао в постановке Пекинской оперы .

Образ идеального судьи после его смерти использовался в многочисленных художественных произведениях и авантюрных средневековых повестях (начиная с драм XIII—XIV веков), превратившись в литературный образ .

Уже первые легенды повествуют о его умении расследовать запутанные преступления , например в расследовании дела о мышах- оборотнях . Те обманули некого повстречавшегося им студента, направлявшегося в столицу: одна из них приняла его облик и явилась к его жене, после чего тот подал жалобу на своего двойника, дошедшую до первого министра. Но облик последнего приняла ещё одна мышь, после чего обнаружились двойники и у самих государя, государыни и Бао. В итоге, судья решил дело, представ в чудесном сне перед Юй-ди . Бог ниспослал на землю своего Нефритового кота, изловившего мышей.

Образ судьи Бао выведен в ряде последующих романов («Пин яо чжуань» — «Усмирение нечисти», XIV век; «Сань ся у и» — «Трое храбрых, пятеро справедливых» Ши Юйкуня, XIX век) и позднесредневековых народных повестей (сборник «Луи-ту гунъань», «Дела, разрешённые судьёй Лун-ту»). Прозвище Бао Лун-ту , которое он носит в фольклоре , означает «Бао из павильона Драконова печать» (так называлась палата во дворце, где выпало служить Бао Чжэну и где император Жэнь-цзун предавался литературным занятиям).

Примечания

  1. (англ.)
  2. , с. 374.

Литература

  • Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 томах. Том / Ред. М. Л. Титаренко и др.. — М. : Восточная литература, 2007. — Т. 2: Мифология. Религия. — 887 с. — ISBN 978-5-02-018430-5 .
  • Schmoller Bernd, “Bao Zheng (999-1062) als Beamter und Staatsmann. Das historische Vorbild des ‚weisen Richters’ der Volksliteratur“, Bochum, 1982,S. 8-21
  • Schlommer Sabine, “Richter Bao. Der chinesische Sherlock Holmes” in Chinathemen Band 85, Bochum 1994

Ссылки

Источник —

Same as Бао Чжэн