Interested Article - Ирландские саги

Ирландские саги — условное название комплекса древних и средневековых ирландских эпических сказаний.

Терминология и классификация

Скандинавским термином « сага » ирландские эпические сказания стали называть филологи Нового времени , сами же ирландцы именовали свои повествования scel или scéla («повесть», «история») . А. А. Смирнов оправдывает использование слова «сага» тем, что среди жанров европейского эпоса нет ничего подобного ирландским сказаниям, тем не менее, исландские саги наиболее им близки своими прозаической формой, сжатостью и реализмом .

Дошедшие до нас списки саг, восходящие к X веку, дают около 200 названий таких сочинений . В средневековой Ирландии верховный поэт, , был обязан знать 350 различных сказаний, из которых 250 считались «главными» ( primscèla ), и еще сто относились к категории «вводных», «предшествующих», или «дополнительных» ( remscéla ) . Таков был первый принцип классификации саг в среде филидов . Следующим принципом было разделение сказаний по сюжетам. Сохранилось два списка сюжетов, вероятно, восходящих к источнику, существовавшему уже в X веке; в одном перечислены 17 видов, в другом 15, при этом 13 позиций совпадают в обоих перечнях .

Сводный список сюжетов:

  • Разрушения ( Togla )
  • Похищения скота ( Tána )
  • Сватовства ( Tochmarca )
  • Битвы ( Catha )
  • Пиры ( Fessa )
  • Приключения ( Echtrai )
  • Похищения и тайные бегства ( Aithid )
  • Резни ( Airgne )
  • Набеги ( Tomadma )
  • Видения ( Físi )
  • Любовные истории ( Serca )
  • Военные походы ( Sluagid )
  • Вторжения ( Tochomlada )
  • Укрытия ( Uatha )
  • Плавания ( Immrama )
  • Насильственные смерти ( Oitte )
  • Осады ( Forbassa )
  • Зачатия и рождения ( Coimperta )
  • Безумия ( Buili )

Алвин и Бринли Рисы предполагают практический смысл в подобной классификации: возможно, что «Битвы» обычно исполнялись перед военным походом, «Похищения скота» перед барантой, а «Плавания» перед выходом в море , подобно тому, как истории с привидениями в англоязычном мире принято рассказывать в канун дня всех святых . Это может объясняться религиозно-магическим восприятием сказаний, тем более, что сами саги утверждают, будто их исполнение при обстоятельствах, сходных с сюжетом, способно принести удачу .

Филология Нового времени предложила группировать ирландские саги по четырем циклам , в чем средневековые поэты никакой надобности не испытывали :

Мифологический цикл

В сагах этой группы все главные персонажи принадлежат к Племенам богини Дану , и это, в сущности, единственный критерий для включения, поскольку целостность свойственна этой категории в меньшей степени, нежели остальным . Эти саги полны магии и превращений и победы в конфликтах одерживаются благодаря превосходству в тайном знании и чародейству . При этом цикл лишен основных составляющих всякой оформленной мифологической системы — космологии и эсхатологии , поскольку у кельтов подобные знания являлись прерогативой друидов и большей частью исчезли вместе со жреческим сословием, передававшим свою традицию устно .

Центральной сагой мифологического цикла является « Битва при Маг Туиред », кроме того, к циклу примыкает « Книга захватов Ирландии », содержащая предысторию событий .

Уладский цикл

Саги этого цикла в основном описывают войны ульстерского короля Конхобара и подвиги его воинов, в первую очередь Кухулина . Ульстер Конхобара постоянно борется с Коннахтом , где правят королева Медб и ее муж король ; по условной хронологии ирландской традиции война между двумя королевствами началась за триста лет до Рождества Христова, а Конхобар сделан современником Спасителя. Уладские саги — цикл героических сказаний, его главные действующие лица — воины, славные своим мужеством и стремящиеся к чести и славе . Центральное сказание цикла — « Похищение быка из Куальнге » .

Фенийский цикл

Саги цикла Финна, иначе именуемого циклом Оссиана, так как большинство относящихся к этой группе поэтических текстов традиция приписывает Ойсину , сыну Финна, рассказывают о Финне Мак Кумале и . Эти саги отчасти схожи с повествованиями Уладского цикла, поскольку также посвящены воинским подвигам , но близкое общение фениев с народом сидов и образ самого Финна, пророка и сказителя, сближает их с мифологическими повествованиями . Саги Фенийского цикла большей частью относятся к сельскому фольклору, в противоположность «аристократическим» уладским сказаниям , и в списке около двухсот саг, которые в XII веке должен был знать филид, то есть поэт-профессионал , к циклу Финна, который еще называют Лейнстерским , относятся всего пять .

Воинственность Финна и его воинов выражена гораздо слабее, чем в сагах об уладских героях, и магия их значительно уступает таковой у Племен богини Дану . Основное занятие фениев, ведущих привольную жизнь в лесах — это охота, и весь цикл, расцвет которого хронологически совпадает с эпохой куртуазной поэзии и зарождением Артуровского цикла в Западной Европе, носит «романтический» характер. Его центральная сага, « Преследование Диармайда и Грайне », соответстаенно. посвящена трагической любовной истории .

Исторический цикл

Саги Исторического, или Королевского, цикла группируются вокруг отдельных королей Ирландии, как верховных, так и местных, и эта группа сказаний — наиболее разнообразна по содержанию . В исторических сагах магическая составляющая гораздо слабее, чем в мифологических, там меньше героики, чем в уладских сказаниях и они не столь романтичны, как повести о фениях. Сюжетами исторических саг являются королевская власть как идея и судьбы различных ирландских династий .

Примечания

  1. , с. 5.
  2. , с. 14.
  3. , с. 5—6.
  4. , с. 237.
  5. , с. 235—236.
  6. , с. 236.
  7. , с. 239.
  8. , с. 6.
  9. , с. 28.
  10. , с. 6—7.
  11. , с. 238.
  12. , с. 17.
  13. , с. 28, 60.
  14. , с. 19.
  15. , с. 64.
  16. , с. 69, 75.
  17. , с. 75.
  18. , с. 75—76.
  19. , с. 76.
  20. , с. 77.
  21. , с. 75—78.
  22. , с. 82.

Литература

  • Рис А., Рис Б. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. — М. : Энигма, 1999. — ISBN 5-70808-0019 -7.
  • Смирнов А. А. Древний ирландский эпос // Ирландские саги. 2-е испр. изд.. — М. : Academia , 1933.
  • Шкунаев С. В. Герои и хранители ирландских преданий // Предания и мифы средневековой Ирландии. — М. : Издательство Московского университета, 1991. — ISBN 5-211-00885-5 .
Источник —

Same as Ирландские саги