Труа-Пон
- 1 year ago
- 0
- 0
Кретье́н де Труа́ , Крестьен из Труа ( фр. Chrétien de Troyes ; ок. 1135 — между 1180 и 1190 ) — средневековый французский поэт, основоположник куртуазного романа .
Достоверных документальных данных о Кретьене де Труа сохранилось крайне мало, что характерно относительно многих деятелей Средневековья . Проблемы вызывают точная датировка как событий его биографии, так и создания сочинений. Исследователи сталкиваются с затруднениями даже при выборе варианта толкования имени: Кретьен из Труа, что в Шампани , которое автор случайно упоминает в 9 стихе «Эрека и Эниды» , или же это иронический оксюморон «христианин ( Christian ) из греческой языческой Трои», где французы находят своих мифологических предков? Предлог «де» в данном случае указывает не на знатное происхождение, а на социальный статус — уроженец города Труа.
Имя поэта не упоминается ни в одном документальном источнике высокого Средневековья . Большая часть сведений о жизни и творчестве автора почерпнута из его же произведений. Известно, что Кретьен де Труа родился Шампани в начале 1130-х годов . Тексты романов дают основания полагать, что поэт освоил тривиум и квадривиум , обладал хорошим образованием, свойственным клирикам того времени . Согласно А. Д. Михайлову , поэт был образованным учёным клириком на службе Генриха Щедрого , графа Шампанского , и пользовался как его покровительством, так и его супруги Марии Шампанской . Позднее пользовался покровительством Филиппа Эльзасского (Фландрского) , что следует из строк поэта в прологе «Персеваля» (стихи 11—68) .
Предположение о смерти поэта около 1190 года основывается на датировке романа «Персеваль» . Сочинение посвящалось Филиппу Эльзасскому, который отправился в свой последний крестовый поход и умер от чумы при осаде Акры в 1191 году. Поэтому работа над заказом графа могла начаться не позже 1190 года. С 1190-х годов получают распространение анонимные и другие продолжения романа о Граале, но сведения о сочинениях Кретьена отсутствуют. Поскольку после 1191 года «следы поэта теряются», эта дата может считаться предположительным годом смерти Кретьена де Труа .
Первый писатель в истории французской литературы, к пяти известным сочинениям которого применим термин « роман »; основатель цикла произведений о короле Артуре ( бретонский цикл или артуриана ), при дворе которого было основано братство рыцарей Круглого стола . Впервые обработал легенду (миф) о религиозно значимом сокрытом, но желанном и недостижимом объекте — Граале . Поэт и писатель, мэтр, родоначальник артурианы — таким представляется Кретьен де Труа (или Кретьен из Труа), о жизни которого ничего не известно. С достаточной уверенностью можно сказать только то, что писатель жил в конце XII века в Шампани и создал 5 достойных восхищения из 10 наиболее значимых романов своей эпохи, стилю которых подражали другие авторы . Благодаря французским авторам, в особенности творчеству Кретьена де Труа, старофранцузский язык завоёвывал статус общеевропейского литературного языка . Понятие «мэтр» относительно Кристиана (meister Cristien von Troys) употреблял Вольфрам фон Эшенбах , что соответствовало официальному званию клирика .
Министериал незнатного происхождения, основоположник куртуазного стиля в северо-французской литературе, Кретьен де Труа в выборе сюжетов и в описании любовных отношений находится ещё на стыке двух эпох. Кретьен де Труа вслед за Васом вводит в куртуазную литературу бретонские мотивы: романы «Эрек», «Ивейн», «Ланселот», «Персиваль» разыгрываются при дворе короля Артура . Понятие «артуровский цикл» противопоставляется сериям сочинений иного содержания, например каролингским циклам. В то же время в «Эреке» прослеживается античное и византийское влияние, однако «греховный и постыдный» любовный сюжет о Тристане и Изольде, прославляющий силу любви, вызывает в Кретьене де Труа протест. Неоднозначность взглядов Кретьена де Труа прослеживается и в его отношении к женщине. В ранних романах де Труа подвергает своих героинь суровым испытаниям, например, в романе «Эрек» супругу Эрека Энид за отсутствие приличествующего супруге смирения. А в других песнях Кретьен де Труа развивает одно из основных положений нового понимания любви как куртуазного служения замужней даме, считая его наиболее совершенной и достойной формой страсти. Кретьен де Труа колеблется между старым феодально-церковным и новым светско-куртуазным мировоззрением. В его творчестве ясно обнаруживаются черты, позволяющие сблизить куртуазность с ренессансным рационализмом и внимательным отношением к переживаниям человека. В своём творчестве Кретьен де Труа пытается соответствовать идеалу ясной и разумной гармонии, свойственному куртуазной поэзии.
У Кретьена были свои ученики, и одному из них, , он препоручил закончить наскучившее мэтру повествование о любовных безумствах Ланселота Озёрного . Это уже первый шаг к созданию «школы», контуры которой, впрочем, ещё едва намечаются.
Из сохранившихся сочинений Кретьен де Труа известны 2 песни, 5 рыцарских романов и 2 поэмы « Филомена » и « Вильгельм Английский ». Все 5 дошедших до нас романов писателя написаны на старофранцузском языке восьмисложными стихами с парной рифмой . Количество стихов в различных вариантах рукописей варируется. Обработанная в соответствии с требованиями куртуазного стиля история Тристана и Изольды , именованная в прологе «Клижеса» «О короле Марке и белокурой Изольде», не сохранилась.
Исследователи отмечают, что в молодости Кретьен де Труа сочинял куртуазные песни в духе северо-французских труверов . Несмотря на то, что в различных песенных сборниках поэту приписывается 6 песен, Поль Зюмтор полагал, что только две из них ( Amors tençon et bataille (R.-S. 121) «Амур теснит неумолимо, / Грозит кровопролитной бранью» ; и D’Amors qui m’a tolu a moi (R.-S. 1664) «Меня похитив у меня, / Амур наносит мне урон» ) можно считать аутентичными: «Песни эти — абсолютно точный французский эквивалент кансоны трубадура в её наиболее классической форме» . А. Д. Михайлов писал о различной степени достоверного аттрибуирования трёх песен и разделил сомнения исследователей в авторстве четвёртой — рондо — из опубликованных в русском переводе в серии Литературные памятники . П. Зюмтор предполагал, что количество сочинённых Кретьеном песен было гораздо больше, но значительная их часть не сохранилась. В настоящее время критики не сомневаются в авторстве Кретьена двух песен, на основании чего поэт признаётся одним из первых труверов .
Вопрос об авторстве Кретьена поэмы «Филомена» (около 1168 год ) не закрыт и продолжает оставаться предметом научных дискуссий. Проблему представляет толкование имени автора, указанного в стихе 734 — Crestiiens li Gois . Тем не менее, «Филомена» была опубликована в последнем полном собрании сочинений Кретьена де Труа . Допуская авторство поэта, это первое объёмное и наиболее раннее из его известных сохранившихся произведений. Основанная на « Метаморфоз » Овидия (Книга VI. Прокна и Филомела ; 412—674) поэма содержит 1 468 восьмисложных стиха.
Следы увлечения Овидием обнаруживаются не только в сохранившейся «Филомене» и в названиях других, не дошедших до нас, обработок ряда Овидиевых сюжетов, не только в прямом указании на увлечение древнеримским поэтом (с этого начинается, как известно, «Клижес»), но и в выявленных исследователями реминисценциях из Овидия в ряде романов .
Данное сочинение считается первым романом артуровского цикла . Сочинение датируется приблизительно 1170 годом . Этот куртуазный роман повествует о победе любви над рыцарской доблестью.
Произведение задумано как ответ на стихотворный «Роман о Тристане» Томаса Британского . Роман завершён приблизительно в 1176 году .
Предположительно создавался в 1176—1181 годы . Посвящение в прологе романа указывают на связь Кретьена де Труа с двором Марии Шампанской, по указанию которой было создано сочинение о любви Ланселота к королеве Джиневре . Над окончанием романа работал последователь Кретьена де Труа Годфруа де Ланьи .
Работа над романом о конфликте любви и рыцарской доблести Ивейна проходила по оценкам исследователей одновременно с предыдущим произведением о Ланселоте в 1176—1181 годы .
Последний и незавершённый роман о Граале стоит особняком, выделяясь особыми чертами. Предполагается, что произведение, объединившее историю простеца и «сына вдовы» Персеваля с мистическими мотивами христианских апокрифов , создавалось в 1181—1191 годы . Заказ на обработку легенды поэт получил при дворе Филиппа Эльзасского , о чём Кретьен сообщал в прологе романа (в стихах 62—64 заказ графа Филиппа Эльзасского) . Там же автор упоминает собственное имя — Кретьен (стих 61) . Н. В. Забабурова приводит предположение , цитировавшего слова Жербера Монтрея из продолжения «Персеваля» (около 1230 года) о том, что завершению романа воспрепятствовала смерть Кретьена .
Вопрос об авторстве Кретьена де Труа в отношении этого памятника житийной литературы, агиографической поэмы, порой неточно именуемой «романом» , продолжает дискутироваться исследователями. Несмотря на это, поэма была опубликована в последнем полном собрании сочинений Кретьена де Труа .
При издании последнего полного собрания сочинений Кретьена де Труа за основу текста был взят так называемый «список Гюйо» ( Guiot B.N. fr. 794) , для сверки в качестве контрольного текста использовался манускрипт B.N. fr. 1450 . Каждая из этих двух рукописей содержит почти полное собрание 5 больших романов Кретьена. Помимо того издатели собрания сверялись и с другими рукописями. Публикация содержит 5 стихотворных романов об Эреке, Клижесе, Ивэйне, Ланселоте и Персевале, авторство которых не вызывает сомнений. Несмотря на спорное авторство, в собрание вошли «Филомена» и «Вильгельм Английский», а также песни Кретьена де Труа .
В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939 , перешедший в общественное достояние , так как автор — R. S. — умер в 1939 году.